Рабочая программа театральной студии Маска (в рамках внеурочной деятельности обучающихся 5 класса)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рассмотрено

на педагогическом совете школы

протокол от 31.08.2015 №___


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

с. Стегаловка

Востриков И.Е.___________

Приказ от 31.08.2015 №___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области


полное название учебного предмета, курса: театральная студия «Маска»


класс, в котором изучается учебный предмет, курс: 5


Ф.И.О. педагога, разработавшего рабочую программу: Клейменова Елена Николаевна

учебный год: 2015/2016


Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла


«___»_____________2015 г. Протокол № _____________________


Руководитель ШМО _______________________________________________________________________ _______________


(Фамилия, имя, отчество) (подпись)









  1. Пояснительная записка


Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети…

Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.


Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства


Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся


Задачи:

  • Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость


  • Формировать умения и навыки сценической культуры поведения


  • Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства


  • Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию


  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива


Организационные условия реализации программы


Программа составлена на 35 часов (1 час в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 11-13 лет. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.


Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:

  • принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)

  • принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)

  • принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)

  • принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)

  • принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)

  • принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности) .

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  • групповые

  • игровые

  • индивидуальное и проблемное обучение

  • педагогика сотрудничества

Реализации этих технологий помогают следующие формы:

  • Теоретические и практические занятия

  • Индивидуальные, групповые, коллективные

  • Театральные игры

  • Беседы

  • Тренинги

  • Экскурсии в театр

  • Спектакли

  • Праздники


Методы:

  • Репродуктивный

  • Иллюстративный

  • Проблемный

  • Эвристический

  • Наблюдение

  • Упражнение

  • Поощрение

  • Объяснение

  • Личный пример


На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Материально-техническое обеспечение
  • Музыкальный центр

  • Музыкальная фонотека

  • МД и СД– диски

  • Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок

  • Элементы костюмов для создания образов


Ожидаемые результаты


К концу года занятий обучающиеся:

Имеют понятие:

  • О театре и его видах

  • Об элементарных технических средствах сцены

  • Об оформлении сцены

  • О нормах поведения на сцене и в зрительном зале


Умеют:


  • Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

  • Образно мыслить

  • Концентрировать внимание

  • Ощущать себя в сценическом пространстве


Приобретают навыки:


  • Общения с партнером

  • Элементарного актёрского мастерства

  • Образного восприятия окружающего мира

  • Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

  • Коллективного творчества

 

Учебно-тематический план


6

15.10

Работа над артикуляцией и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице»

7

22.10

Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»

8

29.10

Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки»

9

13.10

Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн»

10

20.11

Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик»

11

27.11

Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры»

12

3.12

Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели»

13

10.12

Работа над образом. Игра «Войди в образ».



Ритмопластика (6 часов)

14

17.12

Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение»

15

24.12

Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь»

16

14.01

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»

17

21.01

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало»

18

28.01

Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»

19

4.02

Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители»



Театральная игра (15 часов)

20

11.02

Знакомство со сценарием сказки "Золотой ключик"( По мотивам сказки А.Толстого) Обмен впечатлениями.

(Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.)

21

18.02

Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки.

(Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли: внешние данные, дикция).)

22

25.02

Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения, особенностей поведенияперсонажей.

23

03.03

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

24

10.03

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

24

17.03

Подбор музыки. Разучивание песен и танцев

26

7.04

Коллективное изготовление декораций, костюмов.

27

14.04

Отработка сцен спектакля.

28

21.04

Отработка сцен спектакля.

29

28.04

Отработка сцен спектакля.

30

5.05

Отработка сцен спектакля.

31

12.05

Генеральная репетиция. Оформление сцены. Подготовка афиш, программок, билетов.

32

19.05

Премьера спектакля

33

26.05

Праздник первого спектакля. Анализ выступления.

34



35









Использованная литература


  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

  5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

  6. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.