|
Литературной композиции «Поэзия Серебряного века»
Автор публикации: Кирюхина Е.А.
Дата публикации: 2016-06-01
Краткое описание: ...
С Ц Е НА Р И Й Литературной композиции «Поэзия Серебряного века»
Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного века». Поэзии первых двух десятилетий прошлого века, вместивших в себя три революции и гражданскую войну. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что число их можно было сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба. Сегодня мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века, основали который поэтическая семья: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Звучит музыка, на сцену выходят поэты и поэтессы. Здороваются друг с другом, кто-то садится, кто-то встаёт рядом, образуют группки, общаются .По мере действия идёт небольшое перемещение по сцене, так как читающие иногда выходят на авансцену или выходят вообще . Выходит З.Гиппиус и здороваясь с каждым, как бы представляет его зрителю. З.Гиппиус: Добрый вечер, господа! Я рада видеть всех вас у себя. Какое созвездие в национальной стихийной галактике: Анечка Ахматова и Николай Гумилёв, О! Наша молодёжь, рекомендую: Марина Цветаева. Волошин вы тоже здесь – очень рада. Здравствуйте, король поэтов - Игорь Северянин. А давайте послушаем Осипа Мандельштама! Мандельштам: Смутно дышашими листьями Чёрный ветер шелестит И трепещущая ласточка В чёрном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом Умирающем моём. Наступающие сумерки С догорающим лучом И над лесом вечереющим Стала медная луна, Отчего так мало музыки И такая тишина? Гиппиус: Музыка, где музыка?
Звучит танго «Брызги шампанского» на сцене танцует пара. После танца на авансцену выходит с бокалом в руке И.Северянин. Северянин: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей! Вертопросвист экспрессов! Крыролёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, В остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс! Маяковский (из зала): Какая пошлость! Томная сливочная тянучка Гиппиус: Не обращайте внимания на этого творца «Пощёчины общественного вкуса» лучше послушаем влюблённую парочку Гумилёва и Ахматову. Просим, просим! Прочтите нам своего «Жирафа». Гумилёв проходит к стулу Ахматой и читает, обращаясь к ней тихо и проникновенно Гумилёв: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай, далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далёко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ахматова: Было душно от жгучего света, А взгляды его - как лучи, Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился – он что-то скажет. От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый. И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. Исполняется романс на стихи Цветаевой «Мне нравится…»
Катя: Слова и строки выстраиваются в ряд, и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которые сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты. Гиппиус: О чём вы пишите? Катя: О том, что происходит в вашем салоне. Гиппиус: А кто вы? Катя: Я представляю газету «Красный Октябрь», зовут меня – Катерина. Гиппиус: А что вы здесь делаете? Катя: Я слушаю прекрасные стихи и стараюсь, чтобы о них узнали миллионы моих читателей. Вот послушайте: Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи. Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей… Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблён И в себя, и в других, Я – изысканный стих.
Гиппиус: О! Вы прочли стихи Кости Бальмонта – этого Паганини стиха, приятно, что вы о нём знаете. Катя: Я знаю многих и сегодня хочу представить вам скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина, попросим почитать его свои стихи. Есенин: Гей ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа. Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза. Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избёнки леса Только видно на кочках и впадинах Как синеют кругом небеса.
Никнут шёлковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой, вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как грянут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Русский танец Гиппиус: Гармония звуков только в музыке и поэзии. Цветаева: Согласна, особенно в его стихах. Цветаева: Имя твоё – птица в руке. Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твоё - пять букв. Мячик, пойманный на лету. Серебряный леденец во рту. Имя твоё – ах, нельзя! Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных глаз. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим - сон глубок.
Блок: Я знаю, Марина, о ком ты говоришь. Это же Блок, я прочту самое любимое мною его стихотворение (Выходит на авансцену) Ты как отзвук забытого гимна В моей чёрной и дикой судьбе. О, Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе. Вешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И твоя одичалая прелесть – Как гитара, как бубен весны! И проходишь ты в думах и грёзах, Как царица блаженных времён, С головой утопающей в розах, Погружённая в сказочный сон, Спишь, змеёю склубясь прихотливой, Спишь в дурмане и видишь во сне. Даль морскую и берег счастливый И мечту недоступную мне. Видишь дым? Беззакатный и жгучий, И любимый, родимый твой край, Синий-синий, певучий-певучий, Неподвижно-блаженный, как рай. В том краю тишина бездыханна, Только в куще сплетённых ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей.
Волошин: Это стихотворение напомнило о другом, тоже об Испании, которое написал Волошин, разрешите прочестьИз страны, где солнца свет Льётся с неба, жгуч и ярок, Я привёз тебе в подарок Пару звонких кастаньет. И когда Париж огромный Весь оденется в туман, В мутный вечер на диван Лягу я в мансарде тёмной. И напомнят мне оне И волны морской извивы, И дрожащий луч на дне, И извилистый ствол оливы. Вечер в комнате пустой, Силуэт седой колдуньи И красавицы плясуньи Стан и гибкий и живой. (Начинает тихо звучать музыка) Танец быстрый, голос звонкий, Грациозный и простой, С этой южной, с этой тонкой Стрекозиной красотой. И танцоры идут в ряд, Облитые красным светом, И гитары говорят В такт трескучим кастаньетам. Испанский танец
Гиппиус: Изнемогаю от усталости Душа изранена, в крови… Ужели нет над нами жалости, Ужель над нами нет любви. Мы исполняем волю строгую. Как тени, тихо, без следа Неумолимою дорогою Идём - неведомо куда. Без рокота, без удивления, Мы делаем, что хочет Бог. Он создал нас для вдохновения И полюбить, создав, не смог. Мы падаем, толпа бессильная, Бессильно веря в чудеса, А сверху, как плита могильная, Слепые давят небеса. Из зала выходит Маяковский и обращается к сидящим на сцене. Маяковский: Пока вы выкипячиваете, рифмами пиликая, Из любвей и соловьёв какое-то варево, Улица корчится безъязыкая ей нечем кричать и разговаривать. Выньте, гулящие, руки из брюк, Берите камень, Нож или бомбу, А если у которых нету рук – Пришёл чтоб и бился лбом бы. Ведущий: Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны. На улицах пели: Смело, мы в бой пойдём За власть Советов, И как один умрём В борьбе за это. Пауза, звучит «Реквием» Моцарта. Гиппиус(вставая): Умерла в дали от родины Зинаида Гиппиус Гумилёв: Расстрелян Николай Гумилёв Северянин: Умер на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт Цветаева: Повесилась Марина Цветаева. Блок: Умер от нервного истощения Александр Блок Ахматова: Муж расстрелян, сын - узник ГУЛАГа, сама подверглась гонениям Анна Ахматова. Мандельштам: Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам. Есенин: Повесился Сергей Есенин Маяковский: Застрелился Владимир Маяковский. Катя: Всё творчество этих замечательных поэтов было проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине, вот как писал Константин Бальмонт: Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаённой печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Сестра моя и мать! Жена моя Россия… Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой, Не предавал тебя ни сердцем, ни душой. Мандельштам: Я от жизни смертельно устал Ни чего от неё не приемлю, Но люблю мою бедную землю От того, что другой не видал.
Цветаева: Облака вокруг, купола вокруг, Надо всей Москвой, сколько хватит рук. И льётся аллилуйя в бескрайние поля, А в грудь тебя целует московская земля. Есенин: Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю, Я скажу: не надо рая, Дайте родину мою.
Ведущий: Евгений Евтушенко утверждал: « Поэт в России больше чем поэт, он отраженье века своего» Страшный и прекрасный 20-й век, подаривший нам сокровищницу серебряных поэтов.
|
|