Календарно- тематическое планирование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 46 (очно- заочное обучение)
Согласовано Рассмотрено на заседании МО протокол Утверждаю
Заместитель директора по УВР № ________от «___» ____2016 г. Директор МБОУ г. Иркутска
О. В. Кондрашева СОШ № 46 И.Г.Аксаментов
Руководитель МО _______________Т. М. Семенченко «____» ___________2016
«____» ___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Учитель Кондрашева Ольга Валерьевна
Класс 8 в класс очно-заочное обучение
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа; 35 учебных недель
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. (Базовый уровень): под редакцией В. Я.Коровиной. М.Просвещение-2011 г. 256с. (Литература: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Забарский . – М: «Просвещение», 2013 г.) , реализующих преподавание литературы на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 № 1897) и федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).
.
Пояснительная записка
Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов министерства образования и науки РФ под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2013 год, базовый уровень. На изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
-восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
-овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,
-формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы следующие :
- выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
-анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-выразительно прочтите следующий фрагмент;
-определите, какие события в произведении являются центральными;
-определите, где и когда происходят описываемые события;
-опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
-выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
-ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
-определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т.п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т.п.;
-покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
-покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
-проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
-сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
-определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
-дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т.п.
-определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
-определите позицию автора и способы ее выражения;
-проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
-объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
-озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
-напишите сочинение-интерпретацию;
-напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами [link] см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16
11