Приложение к презентации по литературе Образ странника в сборнике С.А. Есенина Радуница

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Образ странника в сборнике С.А. Есенина «Радуница».

(научно-практическая конференция)

У С.А. Есенина можно найти большое количество стихотворений, в которых затрагивается тема странничества на Руси. Я прочитала сборник стихов «Радуница», меня очень заинтересовала эта тема, и я решила обратиться к нескольким стихотворениям из сборника и попробовать сопоставить лирический образ странника с личностью поэта, почему эти стихи вызывают такой интерес у исследователей языка, просто читателей, интересующихся поэзией С.А.Есенина.(1 слайд)

Цели и задачи:

Проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина.

Понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова.

Выявить одну из основных черт русского национального характера (2 слайд

Методы работы:

составление картотеки цитат из стихотворений поэта

поиск по словарям религиозной терминологии (3 слайд)

Интерес к библейским темам в творчестве С. А. Есенина был заложен еще в детстве поэта.

Крестьяне всегда были очень набожными, отмечали все христианские праздники и соблюдали посты. Бабки и дед поэта не были исключением. Именно дома у бабушки Натальи Евтеевны и деда Фёдора Андреевича, на воспитание которым поэт был отдан в возрасте трёх лет, в 1898 году, будущий поэт впервые столкнулся с народным фольклором, библейскими преданиями. (4 слайд)

[link] .

(16 слайд)

Тема странника продолжается в стихотворении «Я странник убогий..» Он очень похож на «Миколу». Если в первом стихотворении время годазима, то во втором наконец-таки наступает долгожданная весна, снег тает и слышатся «ухлюпы трясин». Если реплики Миколы относятся к конкретным людям, животным, то восклицания молодого странника риторические – «послухайте, люди!». Почему же странник молодой? Об этом ясно говорят деепричастия и глаголы, описывающие действия лирического героя, «покоюся», «ложуся», «пою» спать в траве на дороге мирным сном, петь о Боге может лишь молодой человек, живущий в единении с природой, влюблённый в неё. Если Микола разговаривал с Богом, вел беседы с рощами, то юный странник предпочитает более тесные, телесные контактыу него «на сердце лампадка/а в сердце Иисус». (17 слайд)

А что если предположить, что убогий странникэто обновлённый Микола, который с весной помолодел, окунувшись в котёл с горячим молоком? Тогда всё встаёт на свои местаи Микола, и странникодно целое, один человек.

(18 слайд)

Следует подчеркнуть ту особенность, которая отличала религиозность Есенина В традиционном христианстве бог «над нами», у Есенина он находится «впереди»: Царствие Божие должно осуществиться не на небесах, но в реальной земной жизни, в будущем.

Его калики, что «проходят деревнями», поют стих о «сладчайшем Иисусе», они живут в гармонии со всем миром божьим, но не каждому дано понять их:

Вынимали калики поспешливо

Для коров сбереженные крохи.

И кричали пастушки насмешливо:

«Девки, в пляску! Идут скоморохи!».

Богомолки - старухи и девушки, - идут на канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой, двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:

Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил


Бродяжной палкой и сумой.

Этот путь начинается с рождением, он равен жизни. Бродяжья Русь идет к «другим берегам», она ищет окно в божий терем, к престолу кроткого Спаса. Это религиозное устремление - уход от горя, поиск счастья, слуги божьи ищут «звонкий мрамор белых лестниц», который «протянулся в райский сад».

Хотелось бы обратить внимание еще на 2 стихотворения этого цикла.

«Не ветры осыпают пущи…» и «Шёл господь пытать людей в любови»

(19 слайд)В первом стихотворении происходит перенесение Иисуса на землю его матерью, Богородицей, его очеловеченье: «…Она несёт для мира снова распять воскресшего Христа»; «А под пеньком голодный Спас». Эпитеты «распять», «голодный», ясно говорят нам о том, что Иисус снова вернулся на Землю, он снова человек, он снова может страдать, испытывать голод и боль. Есенин, возвращая своего Иисуса на Землю и очеловечивая его, приближает его к народу – «помазуемый богом стучит берестяной клюкой», «выходил он нищим на кулижку».

(20 слайд)Он одевает его в одежды странника, нищего, для того, чтобы испытать людей, о чём ясно говорит первая строчка второго стихотворения.

В первом стихотворении присутствуют местоимения первого лица, Есенин помещает себя и Христа в один мир, одну ситуацию. Во втором же стихотворении присутствует только старик и Господь. Но предметыклюка, пейзажпеньки, лесв елях» и «в дуброве») в обоих стихотворениях аналогичны. Старик и Господь меняются местамиесли в первом стихотворении Господь сам под пеньком, то во второмдед сидит на пеньке. Есенин, местоимение «я» в первом стихотворении меняется местами с Иисусом. А если предположить, что все они находятся в других ролях, все меняют друг с другом местами. Таким образом, Есенин оказывается Иисусом-странником.

Поэт представляет себя в роли нового Иисуса Христа:

Я... иду...

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы,

Я только крепче жму тогда руками

Моих волос качнувшийся пузырь

Вывод.

В стихах «Радуницы» складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. Образ Есенина различенэто и образ странника, и герой, будто вплетенный в канву природы, воспринявший христианские идеи, и поэт-пророк, одетый в божественные одежды..

1.Важной чертой национального характера, которую отобразил Есенин, является религиозность русского народа. Религиозность русского народа проявляется в неудовлетворенности всем относительным и поиске абсолютного добра, устремленности к бесконечному.

2.Ведущее место Есенин отводит искусству: «Будущее искусство расцветет... как некий вселенский вертоград, Возрождение искусстваглавная веха на пути к совершенному обществу.

3.В искренности лирики Есенина тайна колоссальной популярности поэта, Есенин стоял перед своим народом с предельно обнаженным сердцем. Не было той золотинки счастья или той капли печали, которыми он не поделился бы со своим читателем. Русский человек предстает перед другими народами с широко распахнутой душой, открытый и откровенный.

5.Самозабвенная любовь к России помогла стать Есенину великим национальным поэтом и paскрыть русскую душу . По творчеству Есенина можно судить об основных качествах русского народа.