Разработка внеклассного емероприятия по творчеству И.А.Крылова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МОБУ «Дружбинская СОШ»

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
























Учитель русского языка и литературы


Дерксен О.Я.
















Тема: Викторина «Басни крылова».

Цели: Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к литературе; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.

Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.


Методы: практический, игровой, объяснительно - репродуктивный, частично - поисковый


Участники: 2 команды по 6 человек.

Условия игры:

Придумать название команды,

Выбрать капитана

Придумать эмблему.

Учитель-ведущий читает вопрос, команда, которая 1- я получает право ответа в результате розыгрыша, даёт ответ. Если ответ верный, присуждается 1 балл, если нет-0 баллов.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки; презентация- иллюстрации к басням Крылова, портреты баснописцев(Лафонтен, Крылов И.А., Дмитриев И.И.)


Учитель. Басня - жанр, не только тесно связанный с народным творчеством, но и рожденный народом. Основным признаком басенного жанра является изображение частного, единичного случая как широко обобщенного, типического. Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей. Появившись во времена расцвета классицизма, басня утверждала общественные и этические идеалы эпохи, но отличалась от других жанров тем, что утверждала высмеивая. В этом басня была близка комедии, так как тоже использовала смешное в качестве формы эмоциональной оценки. Своеобразием басни была аллегория, которая смягчала критику. Однако нравоучительный вывод, который присутствовал в любой басне, отражал главную мысль произведения, придавал жанру в целом характер острой насмешки над предметом изображения.

Возникновение басни относится к V веку до нашей эры и связывается с именем древнегреческого мудреца и баснописца Эзопа. В VII веке басня как жанр разрабатывается французским баснописцем эпохи классицизма Лафонтеном. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил Александр Петрович Сумароков. В баснях он обличал неразумных, непросвещенных дворян, сатирически изображал судейских чиновников, бесстыдно бравших взятки и безнаказанно творивших беззакония. Поэтическим образцом для него служили басни Лафонтена. Например, басня «Ворона и Лиса» является переложением известной басни французского баснописца.

Иван Иванович Дмитриев продолжил развитие басенного жанра. Сначала он делал переводы басен Лафонтена и Флориана. Сохраняя традиционный басенный сюжет, Дмитриев приспосабливал басни к русским нравам. Позже поэт создавал и свои оригинальные произведения.

Вершиной в развитии жанра явились басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Он превратил басню в сатиру, часто политическую. В тяжелую пору Отечественной войны 1812 года Крылов написал несколько патриотических басен. Героями их он сделал народ, поднявшийся на борьбу с Наполеоном, и мудрого вождя русской армии полководца Кутузова.

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся или у Лафонтена, или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов-баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальности языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский








1 тур. Разминка.

Вопросы по биографии баснописцев

-В каком веке жили И. Дмитриев и И. Крылов? (В конце XVIIIсередине XIX века.)

- В каком году родился И. Дмитриев? (В 1760 году.)

- В каком году родился И. Крылов? (В 1769 году.)

- Кто из баснописцев родился в семье бедного армейского офицера, который после подавления Пугачевского восстания вышел в отставку и переехал в Тверь? (Крылов.)

- В каком возрасте Крылова определили на службу? (В возрасте 9 лет, после смерти отца.)

- С какого возраста начал службу Дмитриев? (С 14 лет.)

- До какого звания дослужился Иван Дмитриев? (За 22 года Дмитриев дослужился до капитанского звания и вышел в отставку в чине полковника.)

- Кто из баснописцев был обвинен в заговоре против Павла I? (В 1797 году по доносу Дмитриев был арестован и обвинен в подготовке покушения на императора Павла I.)

- На какой пост был назначен впоследствии Дмитриев? (Примерный ответ. Павел I, желая вознаградить пострадавшего полковника, вернул его на службу и назначил на высокий пост обер-прокурора Сената, а закончил службу Дмитриев министром юстиции.)

- Где поселился Иван Дмитриев после окончательной отставки? (В Москве.)

- Куда уезжает 13-летний Крылов после самовольного ухода со службы? (В Петербург, зимой 1783 года.)

- В каком году Крылов принужден был ухать из Петербурга? (В 1793 году.)

- К какому вельможе Крылову удалось поступить секретарем? (К Голицыну.)

- На какой должности прослужил Крылов почти 29 лет? (В 1812 году директор Публичной библиотеки в Петербурге Оленин, человек образованный, оказывавший покровительство литераторам, назначил Крылова библиотекарем.)

- Какие журналы издавал Крылов? (В компании с тремя другими писателями Крылов издавал журнал «Зритель», а потом «Санкт-Петербургский Меркурий».)

- Участвовал ли Крылов в тайных обществах декабристов? (Крылов не примкнул к будущим декабристам, так как не разделял их революционных идей и как просветитель был сторонником мирных преобразований.)

2 тур.

Вопросы по творчеству баснописцев

1) Из какой басни строчки:

1. «И, милой, да на что ж догадка!

Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.

Я все придумал: погоди!

На ближний сук меня лишь подсади». (И. Крылов «Два мальчика».)

2. Орел

Из-под небес на стадо налетел И выхватил ягненка,

А Ворон молодой вблизи на то смотрел, Взманило это Вороненка. (И. Крылов «Вороненок».)


3. «Прочь, ты, подлейший гад, навоза порожденье!» -

Лев гордый Комару сказал.

«Потише! - отвечал Комар ему, - я мал,

Но сам не меньше горд и не снесу презренье!» (Я. Дмитриев «Лев и Комар».)

4. Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах.

И Муху же они дорогой повстречали. (И. Дмитриев «Муха».)


5. Тут, глядя на него, иной Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой. (И. Крылов «Ларчик».)


6. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры;

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался. {И. Крылов «Осел и Соловей».)


7. «Мы те, -

Им снизу отвечали, - Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы Корни дерева, на коем вы цветете». (И. Крылов «Листы и Корни».)


8. «Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит. -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». {И. Крылов «Свинья под Дубом».)



2) Оба баснописца - И. Дмитриев и И. Крылов, - переведя басни Лафонтена, создали произведения с одинаковым названием. Угадайте, какому баснописцу принадлежат эти строчки:

1. Старик, лет в семьдесят, рыл яму и кряхтел;

Добро бы строить, нет! Садить еще хотел!

А трое молодцов, зевая на работу,

Смеялися над ним. (И. Дмитриев «Старик и трое молодых».)


2.Старик садить сбирался деревцо.

«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, Когда уж смотришь вон из света!» - Так, Старику смеясь в лицо,

Три взрослых юноши соседних рассуждали.

(И. Крылов. «Старик и трое молодых».)


3. Сухое к Комару явил презренье Лев;

Зло взяло Комара: обиды не стерпев,

Собрался, поднялся Комар на Льва войною.

(И. Крылов «Лев и Комар».)


4.Потом с размашкою, приличною герою, Встряхнулся, полетел и в шею Льву впился:

У Льва глаз кровью налился;

Из пасти пена бьет; зубами он скрежещет.

(И Дмитриев «Лев и Комар».)


5. Кому из известных баснописцев разных времен принадлежали басни с одинаковыми названиями: «Волк и ягненок», «Ворона и Лисица»? (Древнегреческому баснописцу Эзопу, французскому Лафонтену и русскому Крылову.)


6. Какие басни Лафонтена еще перевел Крылов? («Разборчивая невеста», «Лягушка и Вол», «Крестьянин и Смерть», «Стрекоза и Муравей», «Лисица и виноград».)



3) Из какой басни эта мораль?

У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок».)


И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)


Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться. («Ларчик».)


Избави Бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей».)


Худые песни Соловью в когтях у Кошки. («Кошка и Соловей».)


Если голова пуста,

То голове ума не придадут места. («Парнас».)


Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две Собаки».)

От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!» (И. Дмитриев «Муха».)


Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».)


За что же, не боясь греха,

Кушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух».)


4) Определите, отрывок из какой басни изображен на иллюстрации. Какими словами можно сопроводить иллюстрацию?

Показ презентации

Е. Рачев. Иллюстрация к басне «Волк и Ягненок»:

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу.

С. Артюшенко. Иллюстрация к басне «Волк и Ягненок»:

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову Я голову с тебя сорву!

В. Кастальский. Иллюстрация к басне «Волк и Журавль»:

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить.

С. Артюшенко. Иллюстрация к басне «Волк на псарне»:

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня! - кричат: - огня!» Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть...

Е. Рачев. Иллюстрация к басне «Квартет»:

Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

В. Кастальский. Иллюстрация к басне «Слон и Моська»:

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!»

В. Чижиков. Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»:

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

С. Артюшенко. Иллюстрация к басне «Осел и Соловей»:

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище:

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Г. Нарбут. Иллюстрация к басне «Лисица и Виноград»:

У кумушки глаза и зубы разгорелись:

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко.

Н. Строганова, М. Алексеева. Иллюстрация к басне «Свинья под дубом»:

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Приложение №1 презентация.

Конец игры.

Подведение итогов.