Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе с учётом:
- Федерального компонента государственного стандарта по литературе;
- Примерной программы основного общего образования;
- авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под редакцией Коровиной В. Я.- М. Просвещение 2011 год);
- учебника- хрестоматии для общеобразоват. учреждений. Литература. 9 класс. В 2 частях (В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский); под редакцией В. Я. Коровиной. - М. Просвещение 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями обучения литературы, которые определены общеобразовательным стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучении; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- литература как искусство слова.
- слово как жанр древнерусской литературы.
- ода как жанр лирической поэзии.
- романтизм. Сентиментализм.
- баллада, роман в стихах.
- понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- трагедия, комедия как жанр драматургии.
- реализм в художественной литературе.
- философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В 9 классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Содержание тем учебного курса.
Введение -1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы - 2ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века -10(8+1+1)ч.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.(1Ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов -2ч.
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин -2ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев -2ч.
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин -2ч.
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский -3 ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов-8ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин-14ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов-12ч.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь-7ч.
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский-2ч
. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский-3ч.
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой-1ч.(вн.чт.)
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов-2ч.
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века-1ч.(вн.чт.)
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.1ч.
Иван Алексеевич Бунин-2ч.
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
. Михаил Афанасьевич Булгаков-2ч
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов-2ч.
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын-2ч.
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Поэзия «серебряного века» 1ч. Художественное своеобразие
Александр Александрович Блок-1ч.
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин-2ч.
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский-2ч..
Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева-2ч.
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий-1ч.
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова-2ч.
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак -1ч.
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский-2ч.
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков -2ч.(вн.чт.)
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Герои и проблемы современной прозы 2ч.
Произведение о Великой Отечественной войне 1ч.
В. Шукшин Рассказы 1ч
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл-1ч.(вн.чт.)
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери-1ч.
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир-2ч.(1+1вн.чт.)
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» . Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете-1ч..(1+1вн.чт) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть.
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник» (на выбор).
А.С. Грибоедов. « Горе от ума» (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. «К Чаадаеву.», « Анчар», «Мадонна», «Пророк», «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «И скучно и грустно…», «Родина»,«Пророк». «Молитва».
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. « Люблю» (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. «Сероглазый король», «Молитва». «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
Древнерусская литература
2
Из литературы XVIII века.
10
Из литературы XIX века.
56
Из литературы XX века.
27
Герои и проблемы современной прозы
2
Из зарубежной литературы.
7
ИТОГО
105
Количество часов:
Всего – 105, в неделю -3 часа.
Плановых контрольных уроков - 6
Уроков развития речи - 8,
Уроков внеклассного чтения - 8
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-образную природу словесного искусства;
-общую характеристику развития русской литературы;
-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-сопоставлять литературные произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; -характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Наименование разделов и тем уроков
К-во час
Тип урока
Универсальные учебные действия
Дата проведения
план
факт
1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Изучение нового материала. Комбинированный
Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в.
Уметь строить монологическое высказывание
2
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Комментированное чтение. Фрагменты.
Знать жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» Уметь составлять план прочитанного
3
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Письменный ответ на вопрос
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Работа над текстом.
Р/Р
Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»
4
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: особенности классицизма как литературного направления
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
5
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» Уметь выразительно читать наизусть, выявлять авторскую позицию
6
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Подбор цитат
Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях
Уметь выразительно читать наизусть, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части оды
7
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта
Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения
Знать: характеристику литературы ХVIII века( третий и четвертый периоды)
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
8
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Стихотворение «Памятник». Мысль о бессмертии поэта.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения
Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности
Уметь выразительно читать наизусть, выявлять авторскую позицию
9
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение
русской действительности. Критика крепостничества.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: жанр путешествия, черты сентиментализма
Уметь строить высказывание, определять тему
10
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум
Знать: замысел книги, понятие «подтекст»
Понимать особенности стиля Радищева
11
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.
Сентиментализм. «Осень» как произведение сентиментализма.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: понятие сентиментализм и его особенности
Уметь выразительно читать текст, выявлять авторскую позицию
12
«Бедная Лиза» Утверждение общечеловеческих ценностей Новые черты русской литературы.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: новые черты русской литературы;
знание текста;
Уметь строить монологические высказывания, комментировать текст художественного произведения
13
Письменный ответ на проблемный вопрос: «Чем современна лит-ра 18 в.? (На примере 2 – 3 произведений)»
1
Урок развития речи
Знать: основные темы, поднимаемые писателями ХУ111 века
Уметь письменно строить высказывание
14
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Защита литературных газет
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений, поэтов и писателей 19 в Уметь отбирать необходимый информационный материал
15
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: особенности раннего творчества, Жуковский-переводчик; понятие элегия
Уметь строить монологические высказывания, комментировать текст художественного произведения
16
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности пр-ния
17
Обучение анализу лирического стихотворения
Р/Р
Понимать идейно-художественное своеобразие стихотворений
18
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Видеофильм
Знать: жизненный путь и творчество писателя.
Уметь составлять план статьи учебника
19
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ ключевых сцен комедии
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: сюжет и композицию пьесы
Уметь комментировать и анализировать текст комедии
20-21
Обучение анализу монолога
«Век нынешний и век минувший»
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
1
1
Урок - практикум
Уметь выразительно читать монологи, анализировать; давать
характеристику отдельным образам (представителям фамусовского общества), определять позицию автора.
Знать: оценку
Москвы главными персонажами комедии
22
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Уметь сопоставлять образ Чацкого с его идейными противниками.
Знать понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи
23
Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: черты классицизма, романтизма и реализма в комедии
Понимать историческую истину конфликта, новаторское звучание комедии
24
Литературная викторина по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
1
Урок – игра
Развитие творческих способностей учащихся
Знать текст пр-ния, Уметь строить монологические высказывание
25
И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным
Уметь работать с текстом критической статьи, составлять конспект статьи
Уметь отбирать материал к сочинению
26
А.С. Пушкин: жизнь и творчество.
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: основные этапы творческого пути и мотивы творчества поэта Уметь выразительно читать и анализировать ст-ние,
27
«Пока свободою горим…»
Развитие темы свободы в лирике А. Пушкина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать изобразительно-выразительные средства языка
Уметь выразительно читать и анализировать ст-ние, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного пр-ния
28
«Я вас любил…»
Любовная лирика поэта
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать адресатов любовной лирики Пушкина
Уметь определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви
29
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать время создания стихотворений, уметь выразительно читать наизусть, составлять историко-культурный и биографический комментарий, отвечать на вопросы, строить монологическую речь
30
Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка
1
Урок контроля
Уметь интерпретировать стихотворение
31
«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет»
А.С.Пушкин «Цыганы» . Герои поэмы.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности
Уметь составлять историко-культурный и биографический комментарий, аргументировать свою точку зрения
32
«Собранье пёстрых глав»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа
33
«От делать нечего друзья»
Онегин и Ленский
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать понятия : патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт
Уметь давать характеристику литературному герою, используя цитаты
34
«Татьяна, русская душою…»
Образ Т. Лариной. Татьяна и Ольга
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать авторское отношение к Татьяне и Ольге
Уметь давать характеристику литературному герою, используя цитаты
35
«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Онегин и Татьяна.
Анализ двух писем
1
Анализ эпизодов
Знать: сюжет романа
Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, определять собственное отношение к героям
36
«…Мы неугомонно хлопочем, судим обо всём…»
Образ автора в романе. Роль лирических отступлений
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни, лирические отступления
Уметь различать образ автора как героя пр-ния и автора как создателя романа
37
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: реализм, художественные особенности романа
Уметь составлять историко-культурный комментарий, аргументировать свою точку зрения
38
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский,
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»
Знать: язык и стиль романа в оценке критиков
Уметь давать оценку героям, используя критические статьи, отбирать материал к сочинению
39
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».
Два музыканта, две судьбы.
1
Урок внекласс-
ного чтения
Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты
Уметь выражать своё отношение к прочитанному, составлять историко-культурный комментарий
40
Поэты Пушкинской поры. Защита литературных газет
1
Урок-конференция
Уметь представлять учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами
41
«Он хочет жить ценою муки…»
Жизнь т творчество М. Ю. Лермонтова.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений
Уметь выразительно читать ст-ния, строить высказывания, отвечать на вопросы
42
«Из пламя и света рождённое слово»
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: тексты лирических произведений, их художественные особенности
Уметь выразительно читать ст-ния наизусть, воспринимать пр-ния искусства
43
«Всякий плакал, кто любил…»
Тема любви в лирике Лермонтова
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка
Уметь анализировать по плану
44
«Печально я гляжу на наше поколенье…» . Поэт и его поколение
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: основной пафос стихов Лермонтова
Уметь выразительно читать ст-ния наизусть, воспринимать пр-ния искусства, анализировать по плану
45
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: особенности композиции романа, проблематику
Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа
46
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
Анализ эпизода
Знать текст повестей
Уметь анализировать эпизод
47=48
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: психологический портрет героя
Уметь давать характеристику героя
49
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике
Уметь давать сравнительную характеристику героям, опираясь на текст
50
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: композиционная функция женских образов
Уметь давать характеристику героям, используя цитаты
51
Подготовка к сочинению
1
Р/Р
Знать
текст романа, психологические особенности образа Печорина Уметь составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты
52
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
1
У/К
Знать произведения Лермонтова
53
«На пользу отечества, для счастья граждан».
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. История создания поэмы «Мёртвые души»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, историю создания поэмы
Уметь развёрнуто обосновывать суждения
54-55
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать текст поэмы
Уметь составлять характеристику литературного героя, развёрнуто обосновывать суждения
56
«Город никак не уступал другим губернским городам»
Образ города в поэме «Мертвые души»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций
Уметь пересказывать текст,
развёрнуто обосновывать суждения
57
«Кто ж он?». Образ Чичикова в поэме
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление)
Знать: текст поэмы, понятие о герое и антигерое
Уметь составлять характеристику литературного героя, развёрнуто обосновывать суждения
58-59
« Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме
Поэма в оценке В.Г.Белинского.
Письменный ответ на вопрос
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать текст поэмы, критическую оценку поэмы Белинским
Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос
60
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета.
Характеристика героев драматического произведения
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»
Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику героям драматического пр-ния
61
Любовь в патриархальном мире
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный)
Знать: содержание пьесы
Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику героям драматического пр-ния
62-63
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: основные факты жизни и тв-ва Достоевского, текст романа
Уметь анализировать пр-ние
64
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: проблемы повести; психологизм повести
65
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.
1
Урок внеклассного чтения
Знать: осознание героем собственной нравственной позиции
66
А.П. Чехов
«Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа
67
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ
Уметь давать характеристику литературному герою, развёрнуто обосновывать суждения
68
Подготовка к ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
1
Урок развития речи
Знать содержание изученных пр-ний
Уметь давать развёрнутый ответ, включая в него цитаты
69
Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв.
1
Урок внеклассного чтения
Уметь сравнивать стихотворения А.Фета и Ф.Тютчева, выявлять особенности стихотворений Н.Некрасова.
Знать особенности творчества поэтов
70
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений
71
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: биографию писателя,
текст произведения
Уметь анализировать пр-ние
72
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: композицию рассказа
Уметь давать характеристику героям, включая в неё цитаты из художественного текста
73
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика
Уметь анализировать пр-ние, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства
74
Поэтика Булгакова-сатирика.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: проблематику повести
75
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».
Смысл названия рас-
сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: жизнь и творчество писателя; жанровую особенность (эпопейный рассказ)
Уметь анализировать пр-ние, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства
76
Образ Андрея Соколова
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя
Уметь находить границы эпизода,
давать характеристику герою , развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства
77
«Праведник и пророк»
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: жизненный путь и основные произведения писателя
Уметь анализировать пр-ние, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства
78
«Есть такие прирождённые ангелы…» Образ Матрёны
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника»
Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести
79
Контрольная работа
( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века
1
Урок контроля
Тест
Знать изученные пр-ния
Уметь работать самостоятельно
80
Русская поэзия «серебряного века».
1
Лекция
Знать особенности поэзии «серебряного века»
81
А.А. Блок. Страницы жизни.
«Трагический тенор эпохи»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: поэт-символист, тематику стихотворений;
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
82
С.А. Есенин. Страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Знать: тематику стихотворений. есенинский стиль
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
83
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина
1
Практикум.
Анализ стихотворений
Знать: сквозные образы в лирике поэта
84-85
В.В. Маяковский: страницы жизни.
«Он умел только любить и писать стихи» Творчество поэта
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
86
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти
Особенности поэтики Цветаевой
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать основные этапы жизни и тв-ва Цветаевой
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
87
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой
1
Практикум
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
Знать: особенности поэзии Цветаевой
88
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
89
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: творческий путь поэта
90
А.А. Ахматова.
Особенности лирики А. Ахматовой
1
Практикум.
Выразительное чтение и анализ стихотворений
91
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.
Философская глубина лирики Пастернака
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: философскую глубину лирики поэта
Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
92
А.Т. Твардовский. Страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Знать: основные мотивы творчества Уметь выразительно читать ст-ния и анализировать их
93
В. Т. Твардовский«Я убит подо Ржевом…» - реквием о павших на войне
1
Комбинированный урок
Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии Твардовского
Уметь пересказывать, выразительно читать наизусть
94-95
«Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков
2
Уроки внеклассного чтения
Знать: отличительные признаки жанра романс
96
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века
1
Урок контроля
Анализ любимого ст-ния поэта 20 века
Знать художественные особенности ст-ния
Уметь письменно анализировать ст-ние
97
Герои и проблемы современной прозы.
Произведение о Великой Отечественной войне. Жестокий лик войны на страницах произведения
1
В/Ч
Знать: текст произведения, особенности жанра, главных героев;
понимать проблематику пр-ния
98
«Чудики В. Шукшина. Особенности сюжета, языка героев.
1
В/Ч
Знать тексты рассказов «Чудик», «Микроскоп»;
понимать: художественный мир произведений Шукшина
99
Античная лирика. Катулл., Данте, Гёте Урок -лекция.
1
Урок - лекция
Знать сложность эпох
Уметь выразительно читать ст-ния, создавать историко-культурный и биографический комментарий ст-ний
100
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
1
Урок внеклассного чтения
Знать содержание трагедии «Гамлет» Уметь характеризовать героя драматического пр-ния
101
Итоговая контрольная работа
1
Урок контроля
Тест
102-
105
Резервные
29