освіти Бердянського виконавчого комітету
Бердянської міської ради
Методичний кабінет
загальноосвітньої школи І-ІІІ ст. № 1
Урок литературы в 10-А классе
На тему
«Н.В. Гоголь «Шинель»
Гуманистический пафос произведения;
традиции и новаторство в изображении
“маленького человека”»
[pic]
Підготувала вчитель
російської мови та
літератури
Модестова Інна
Володимирівна,
провела
25 лютого 2016 р.
м. Бердянськ, 2016
Цели:
Обучающая
- формировать предметные компетентности:
коммуникативно-языковую – совершенствовать умение высказывать собственные мысли об особенностях изображения Н. В. Гоголем главного героя; формировать умение пересказывать текст, создавая словесную картину происходящих событий; совершенствовать навыки анализа художественного текста;
собственно читательскую – способствовать развитию умений давать личную оценку прочитанному и увиденному на основе читательских впечатлений и авторской позиции; подбирать цитаты из произведения для подтверждения собственных мыслей; формировать умения характеризовать героя на основе изучаемого произведения;
ценностно-мировоззренческую – развивать умения: определять и аргументировать свое отношение к прочитанному; анализировать и делать выводы; проследить традицию изображения «маленького человека» в русской литературе; сопоставлять, сравнивать отрывки, содержащие традиционное и новаторское изображение «маленького человека»; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
творческо-деятельную – формировать интерес к разрешению какой-либо учебной задачи творчески; желание и умение действовать не по примеру, а оригинально, предвидя новизну во время разрешения учебных заданий (сочинение-миниатюра); развивать образное и логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность учеников;
личностную – развивать умение выявлять творческую самостоятельность, организовывать собственную деятельность, придерживаться правил этики, сотрудничества;
интеллектуальную – формировать умение работать с разнообразной информацией, используя полученные знания в нестандартных ситуациях.
Развивающая
- развивать ключевые компетентности:
информационно-познавательную – совершенствовать приемы самостоятельного получения новых знаний, активизировать приемы работы в условиях поиска, исследования; умение выделять главное в произведении; развивать активность познавательных процессов у школьников;
социальную – совершенствовать диалогическую речь учеников, развивать навыки высказывать собственные мысли четко и последовательно как устно, как и письменно. При помощи коммуникативного, иллюстративного дидактического материала прививать любовь к искусству слова, живописи;
самообразования и саморазвития – способствовать развитию навыков самостоятельно работать с разными источниками информации; развивать поисковую деятельность школьников.
Воспитательная:
- воспитывать любовь и уважение к личности человека;
- убедить детей в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным;
- прививать интерес к классическому наследию мировой литературы.
Ожидаемые результаты:
Ученики должны знать:
- содержание повести, её проблематику;
- определение понятия «маленький человек» и особенности его изображения в русской литературе;
- описание внешности героев, черты их характеров;
- что такое фантастика и какова её роль в произведении;
-значение художественной детали в повести.
Ученики должны уметь:
- выразительно читать отрывки, стараясь передать авторское отношение к героям произведения;
- анализировать изобразительно-выразительные средства языка;
- высказывать и обосновывать собственное отношение к прочитанному;
- сравнивать отрывки, содержащие описание внешности и поступков «маленького человека», находить традиционные и новаторские черты в его изображении;
- презентовать результаты своей деятельности;
- исследовать проблемные вопросы;
- оценить собственную деятельность.
Ученики должны понимать:
- в чем заключается гуманистический пафос повести;
- образ А. А. Башмачкина – образ «маленького человека», который достоин не только чувства жалости и сострадания, но и уважения;
Тип урока: Комбинированный урок (Урок усвоения знаний, умений, навыков и творческого применения их на практике).
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Методы и приемы работы
Эпиграфы.
Формулировка ожидаемых результатов.
Выразительное чтение.
Словарная работа.
Беседа с учащимися.
Творческие работы (сочинения).
Музыкальное оформление.
Работа над текстом художественного произведения.
Составление синквейна.
Репродуктивный метод.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Частично-поисковый метод.
Проблемно-сообщающий метод.
Индивидуальные задания опережающего характера.
Метод «Вслед за автором».
Акмеологические приемы на разных этапах урока.
Опережающие задания:
Подготовить выразительное чтение (по ролям) эпизодов из повести «Башмачкин у Петровича».
Словарная работа.
Особенности изображения А. С. Пушкиным «маленького человека».
Влияние имени, отчества и фамилии на судьбу главного героя.
«Вечный» титулярный советник А.А. Башмачкин.
Использование фантастических элементов в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
Оборудование
Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»
Мультимедийная доска.
Портрет Н. В. Гоголя.
Презентация «Н. В. Гоголь».
Презентация музыкального этюда.
Схема «Звездочка».
Демонстрация фрагментов из кинофильма режиссера А. Баталова «Шинель». Формы работы
Коллективная.
Индивидуальная.
Групповая.
Эпиграфы:
Лучшее, что вы написали.
В. Г. Белинский.
Все мы вышли из «Шинели» Гоголя.
Ф. М. Достоевский.
Слайд № 1
Ход урока
І. Ориентация, мотивация деятельности.
Слайд № 2
Учитель. Вы слышите? Так бьется сердце человека, не равнодушного к людским слезам, боли, страданиям и унижениям.
Таким оно было и у Н.В. Гоголя. «Короткая жизнь Гоголя (он умер в неполных 43 года) была исполнена глубокого трагизма, а в преждевременную могилу его свели не болезнь и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло», – утверждал Ю. Лотман.
Гоголь, сам мучаясь от того, что не может внушить людям жить по-христиански, стремился разбудить эти чувства у читателей с помощью своего творчества.
На уроке мы должны выяснить, почему произведение Н.В. Гоголя «Шинель» В.Г. Белинский считал лучшим, что создал писатель, почему русская литература, по мнению Ф.М. Достоевского, вышла из этой небольшой повести.
ІІ. Целеполагание.
Слайд № 3
Сообщение темы, цели и задач урока.
Раскрыть гуманизм писателя в изображении судьбы главного героя – Акакия Акакиевича Башмачкина.
Расширить представления о понятии «маленький человек», проследив традиции и новаторство в создании этого образа.
Совершенствовать навыки выделять главное в произведении, давать собственную оценку прочитанному.
Формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов.
Сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста и их роли в произведении.
Продолжить работу над выразительным и осмысленным чтением.
Учиться быть терпимыми по отношению к окружающим нас людям.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель. В литературе долгое время считалось неактуальным в качастве главного героя изображать забитого, жалкого и оскорбленного человека. Его жизнь, маленькие радости и большие беды казались ничтожными, недостойными внимания.
И только такие писатели как А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь в своем творчестве обратились к теме «маленького человека». В чем же причина столь пристального внимания именитых художников слова к судьбам простых людей?
Об этом мы узнаем сегодня на уроке, продолжив знакомство с повестью Н.В.Гоголя «Шинель».
а) какие вопросы, проблемы будут сегодня на уроке в центре внимания?
б) о ком и о чем мы будем с вами говорить? (О герое повести «Шинель» А.А. Башмачкине, о его образе жизни, какую роль сыграла новая шинель в его судьбе; каково авторское отношение к главному герою).
3. Определение ожидаемых результатов.
Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Понять, как автор относится к своему герою.
Меня удивил выбор автором Ф.И.О. главного героя, т.к. это звучит довольно смешно. Хотелось бы узнать подробнее об их происхождении и влиянии на судьбу Башмачкина.
В повести рассказывается о титулярном советнике Башмачкине. Я хотел бы знать, почему Гоголь «присвоил» своему герою этот чин и почему он (Башмачкин) «вечный» титулярный советник?
Для чего автор вводит в продолжение повести фантастические элементы?
Почему повесть называется «Шинель», хотя в ней рассказывается о чиновнике Башмачкине?
Почему в этом произведении трагический финал? Мне так хотелось, чтобы все разрешилось благополучно.
ІІІ. Целереализация.
Актуализация опорных знаний, навыков и умений.
а) что вам известно о петербургском периоде жизни Гоголя?
Слайд № 4
(Н.В. Гоголь служил канцелярским чиновником в одном из департаментов Петербурга. Столица предстала перед ним городом чиновников, равнодушных ко всему, что выходит за рамки служебных обязанностей. Здесь писателю пришлось испытать ряд разочарований).
б) как это отразилось на его творчестве? (Он создает цикл произведений «Петербургские повести». Сюда вошли 5 повестей: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель», которые объединяют 2 главных образа: образ Петербурга и образ «маленького человека» - жертвы этого города).
в) кто из русских писателей в своем творчестве одним из первых затронул тему «маленького человека»? (Опережающее индивидуальное задание).
Слайд № 5
(А.С. Пушкин в повести «Стационный смотритель». Главный герой – Самсон Вырин, коллежский регистратор. Это самый низкий чин в «Табели о рангах» - 14 класса. Он присваивался людям, вступившим на путь государственной службы из «низов». Долгое время станционные смотрители вообще не имели чина; он был введен для того, чтобы избавить их от постоянных унижений со стороны власть имущих – «чин не бей меня в рыло». Правда, и чин не всегда спасал станционного смотрителя от рукоприкладства).
Слайд № 6
Особенности изображения Пушкиным «маленького человека»:
Сочувствие и жалость к Самсону Вырину.
Гуманизм (любовь к главному герою).
Попытки привлечь внимание к жизни «униженных и оскорбленных».
Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.
Учитель. Сегодня нам и предстоит разобраться в том, каким увидел Н.В. Гоголь «маленького человека», что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.
Обращение к схеме на доске; объяснение, как с ней работать (схема «Звездочка»).
Работа с текстом. Метод «Вслед за автором».
а) каковы ваши впечатления от прочитанного?
б) кто в этом произведении «маленький человек»?
в) какие чувства вызывает у вас герой?
Слайд № 7
(Во время чтения – демонстрация эпизода из кинофильма «Шинель» режиссера Алексея Баталова).
а) каким вы представляете себе А.А. Башмачкина? А каким увидели?
б) что хотел подчеркнуть автор в портретной характеристике своего героя?
(Ничего особенного в нем нет: был он «низенького роста, несколько рябоват несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами…» Трижды повторенное слово «несколько» создает ощущение некоторой неполноценности героя.
Автор подчеркивает его ничтожество, незначительность).
в) что мы знаем о его происхождении?
(Его предки были столь же незначительными людьми).
г) что обозначает имя Акакий? (Опережающее индивидуальное задание).
(Акакий (греч.) – невинный, незлобивый, незлобный, не делающий зла; в русских святцах – «смиренный».
Акакиевич (греч.) – удваивание имени в отчестве указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова, на его крайнюю степень.
Автор дает понять, что если отец был «маленьким человеком», то и сын им будет. Другого будущего у него быть не может).
д) что вы узнали о фамилии «Башмачкин»?
(Башмак – низкая обувь, преимущественно кожаная, женская или детская. («Толковый словарь» под ред. Д.Н. Ушакова)
Фамилия героя происходит от «башмака», т.е. совсем маленького башмачка).
е) почему автор называет его «вечным» титулярным советником?
(Опережающее индивидуальное задание).
(Титулярный советник – это чин IX класса, который предоставлялся незнатному и неимущему человеку, выслужившемуся из разночинцев.
Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными» титулярными советниками – титулярами или титуляшками).
(Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить.
Сколько ни переменялось директоров, всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма).
ё) в повести читаем: «…он служил с любовью». В чем проявлялась эта любовь?
(«…в этом переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Он не замечал вокруг себя абсолютно ничего, кроме своих чистых, ровным почерком выведенных строк).
ж) как начальник департамента относился к Башмачкину?
(Видя такое рвение, старательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, один начальник решил повысить Б. в должности).
Слайд № 8
з) о каком качестве главного героя говорит автор?
(Ограниченность, боязнь нового, непривычного).
и) как относились к Башмачкину в департаменте?
Слайд № 9
к) как вы думаете, было ли справедливым такое отношение? Почему Акакий Акакиевич не протестовал? Означает ли это, что он лишен чувства собственного достоинства?
(Нельзя так относиться к людям. Герой повести никогда никому не причинял вреда, отлично выполнял свою работу, никогда не жаловался на свою жизнь, никому не надоедал. Уже потому его могли уважать или просто не замечать. Но ни в коем случае не издеваться. Каждый человек живет, как может. Свой стиль жизни был и у Акакия Акакиевича. А не протестовал он, наверное, потому, что был выше всего этого чиновничества, ему было чуждо грубое отношение к кому-либо).
л) чем поражает нас фраза «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
(В ней раскрывается тема «маленького человека». Становится жаль Башмачкина. В этих словах слышатся другие слова: «Я брат твой»).
м) если бы вы играли роль Башмачкина, с какой интонацией произнесли бы фразу «Зачем вы меня обижаете»? Какие чувства попытались бы вызвать у зрителя?
н) как вы думаете, могут ли эти слова изменить других людей? Как об этом говорит автор?
(Зачитать: «И что-то странное заключалось в этих словах…» до слов «…даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…») – с. 236 – 237.
Назовите черты характера Башмачкина
(обращение к схеме «Звездочка»).
(Беспомощный, незлобный, невинный, простодушный, трудолюбивый, терпеливый, бедный, добрый, тихий, скромный, забитый, ограниченный, ответственный, «Я брат твой», простодушный, «маленький человек»).
Первичное применение полученных знаний.
Продолжите предложения.
Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих… четыреста рублей в год жалованья.
Враг этот не кто другой, как… наш северный мороз.
а) что заставило Акакия Акакиевича сшить новую шинель?
(Не насмешки чиновников, а студеная петербургская зима).
Слайд № 10
Словарная работа.
Шинель – форменное мужское пальто из толстого сукна у некоторых категорий служащих.
б) можно ли это событие считать пробуждением героя?
(Да, у него появляется мечта – новая шинель).
Башмачкин отправился к Петровичу. Внимательно осмотрев его шинель, портной, однако, заявил, что она уже не подлежит починке, и выразил готовность сшить новую.
– Как же новую? Ведь у меня и денег на это нет.
– Да, новую.
– Ну, а если бы пришлось новую, как бы она того…
– То есть что будет стоить? Да три полсотни с лишком надо будет приложить.
– Полтораста рублей за шинель!
– Да-с, да ещё какова шинель. Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в двести войдет.
– Петрович, пожалуйста, как-нибудь поправь, чтобы хоть сколько-нибудь еще послужила.
– Да нет, это выйдет: и работу убивать и деньги попусту тратить.
Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне.
(Проверка домашнего задания – д.у.)
в) как изменилась жизнь бедного чиновника после решения его сшить новую шинель?
( 1. Изменил привычный уклад жизни.
2. Стал ограничивать себя во всем.
3. Питался духовно, думая о будущей шинели.
4. Лицо его приобрело четко выраженные черты.
5. В глазах порою мелькал огонь.
6. Его стали посещать мысли.
7. Ходит к Петровичу, чтобы поговорить о шинели).
(Проверка домашнего задания – д.у.)
г) какие события происходят в это время в жизни Башмачкина?
( 1. Один из начальников приглашает в гости.
2. Сослуживцы начинают общаться с ним, как с равным.
3. Начинает думать, мечтать.
4. Общается, получая удовольствие.
5. Попадает в «лучшую» часть города; пространство для него расширяется).
4. Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.
а) что возвращает героя «на землю»?
(Кулак вора «величиною с чиновничью голову»)
б) что символизирует этот кулак?
(Он ставит «маленького человека» на место, т.к. тот просто не имеет права быть счастливым)
в) чем стала кража шинели для Башмачкина?
(Крахом всей его жизни)
г) предпринимал ли герой попытки возвратить то, что принадлежит ему по праву?
(Начинает действовать: «стал кричать» (несколько раз употребляется этот глагол –> у Акакия Башмачкина прорезался голос), громко стучит в дверь хозяйки («страшный стук»); утром он впервые за свою жизнь идет не на службу, а по своим делам – «к частному»; когда его не приняли, впервые в жизни проявил характер; потом решился идти к «значительному лицу», даже осмелился там высказать недовольство секретарями)
д) какими словами автор подчеркивает ничтожность «маленького человека»?
(Словами «значительного лица»: «Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? Как вы смеете?»; «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»)
е) когда же Акакий Акакиевич выражает свой протест против людей, погубивших его?
(Только перед смертью в душе бедного чиновника проснулся гнев: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова»)
ё) в финале повести Акакий Акакиевич снова в старой шинели. Есть ли в этом какой-то скрытый смысл?
(Жизнь Бошмачкина – замкнутый круг, жизнь «вечного» титулярного советника)
(Проверка домашнего задания – в.у.)
а) что такое фантастика?
(Несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением)
б) назовите элементы фантастики, присутствующие в финале произведения;
(Мертвец в виде чиновника сдирает со всех плеч шинели, не разбирая чина и звания; в полиции издан приказ поймать мертвеца во что бы то ни стало, наказать его; все боялись призрака; ограбление «значительного лица»)
в) что изменилось бы в повести, если бы отсутствовали фантастические герои и события?
(Повесть заканчивалась бы гибелью главного героя)
г) для чего Н.Гоголь вводит в текст фантастическое продолжение?
(Чтобы наказать чиновников, а в их лице – все общество, которое оценивает людей по чину и по богатству).
Слайд № 11
Духовная скудность.
Убожество.
Способность на бунт.
Использование элементов фантастики.
Продолжение беседы:
д) почему повесть о судьбе человека названа «Шинель»?
(1. Шинель сыграла значительную роль в жизни и смерти главного героя.
2. В обществе обращают внимание на шинель, чин человека, его положение в обществе, а не на его душевные качества «Чин чина почитай». От шинели (чина) зависит жизнь человека)
е) каким вы увидели главного А. Башмачкина в финале произведения?
(Обращение к схеме «Звездочка»)
(Решительный, бунтующий, целеустремленный, отважный, мужественный, бесстрашный, дерзкий).
Релаксация.
Слайд № 12 (Ролик релаксации)
Сердечки (написать свои пожелания соседу по парте).
Использование обобщенных умений в нестандартной ситуации (творческие работы).
Написание сочинений-миниатюр (по уровням).
Чем вам запомнилась повесть Н.В. Гоголя «Шинель»? (Достаточный уровень).
В чем заключается ценность и достоинство «маленького человека»? (Высокий уровень).
Проверка творческих работ.
Самостоятельная работа: творческое использование знаний, навыков и умений.
Слайд № 13
Составьте синквейн по повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Строение синквейна:
1 строка –> существительное, обозначающее тему синквейна.
2 строка –> два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
3 строка –> три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные данному явлению, предмету.
4 строка –> фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.
5 строка –> существительное, выступающее как итог, вывод.
IV. Рефлексивно-оценивающий этап.
Подведение итогов урока.
а) что нового узнали на уроке?
б) чему научились?
в) где вы можете использовать полученные знания?
(Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Ф. Кафка, Панас Мирный).
Рефлексия.
Слайд № 14
Метод «Неоконченное предложение».
На уроке мы:
– познакомились…
– выяснили, что гуманистический пафос произведения заключается в …
– убедились в том, что тема «маленького человека»…
– мне понравилось то, что…
– мне не понравилось то, что…
Заключительное слово учителя (обращение к «Звездочке»).
Домашнее задание.
Слайд № 15
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
Ценение, оценивание.