Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Восточненская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района
- Рассмотрено на МО
учителей гуманитарного цикла
протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Руководитель МО
Е.П.Долгова
«29 » августа 2016 г.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе «Восточненская СОШ»
И.В.Гангало
«30 » августа 2016 г.
Директор
___________В.Н. Чижов
«31» августа 2016г.
Приказ № 55 от 31.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
на 2016-2017 учебный год
9 класс
Учитель русского языка и литературы
Долгова Елена Павловна
Восточный
I.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. №21/12 и утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089 Москва 2004г.
- Программой для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) по литературе – Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, О.Б Марьина М., «Дрофа»2010г.
- ООП ООО для 7-9 классов МОБУ «Восточненская СОШ»
УМК:
- Учебник-хрестоматия – «Литература 9 класс» (I, II части) Т.Ф. Курдюмова издательство «Дрофа» Москва 2016 г. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данный учебник имеется в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных учреждениях
2016/2017 учебный год.
Я использую этот учебник, потому что он соответствуют стандартам и удобен для работы.
Рабочая программа является продолжением курса литературы в 5-8 классах по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; -формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; -овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Планирование уроков литературы в 9 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. Задачи, которые решаются на уроках литературы в 9 классе: - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; - осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи. В 9 классе дается представление об этапах развития русской литературы и ее шедеврах, а следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые помогают оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, дается первое представление о литературных направлениях.
Общая характеристика учебного предмета.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся компенсирующего обучения на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей учебной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы обучения, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) -небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт компенсирующего обучения ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
На современном этапе, при переходе российских школ на профильное обучение, возрастают требования к уровню квалификации учителя, а также ответственность педагога за организацию учебной деятельности учащихся. В связи с этим важное значение приобретает рациональное планирование учебного материала с учетом современных требований к содержанию образования, отраженного в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, Примерной программе основного общего образования по литературе и учебниках.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. 9 класс компенсирующего обучения готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и проч.), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.
Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Предмет урока литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведения зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МОБУ «Восточненская СОШ» на изучение предмета «Литература» на базовом уровне в 9 классе отводится 102 часа из расчета 3часа в неделю. Данная рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов и учебному плану образовательной организации.
Планируемые результаты Знать: -общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления,); - авторов и содержание изученных произведений; - основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как: литературный процесс, классика, литературные направления, (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.
Уметь: -комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать; - использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения; - обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения; - использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста; - пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий; - активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.
Понимать:
- проблему изученного произведения;
- связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
- духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений. Данная рабочая программа предполагает следующие виды контроля: - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; -развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов, анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
Спланированы письменные виды контроля:
1.Сравнительная характеристика. Чацкий и Молчалин –герои комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».
2.Сочинение №1 Лирика А.С.Пушкина
3.Сочинение №2. А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»
4.Сочинение №3. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5.Сочинение №4. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
6.Контрольная работа. Литература XX века
II.Содержание учебного предмета
Шедевры литературы и наше чтение (1ч)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература (4ч)
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.
Т е о р и я. Стихотворный перевод.
Литература XVIII века (9ч)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.
М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы. 1747 г о д а». Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.
Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.
Г. Р. Державин. «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Державин — крупнейший поэт XVIII в. « «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.
Т е о р и я. Классицизм и классика.
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении.
Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.
Т е о р и я. Сентиментализм.
Литература эпохи Средневековья
Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.
Т е о р и я. Название произведения.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.
Т е о р и я. «Вечный» образ.
Литература XIX века (50ч)
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. А. В. Кольцов. Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.
Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.
Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.
Лирика А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.
В.А.Жуковский «С в е т л а н а».
А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «Х р а н и м е н я, м о й т а л и с м а н...», «С о ж ж е н н о е п и с ь м о», «Е с л и ж и з н ь т е б я о б м а н е т...», «Э л е г и я», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
Маленькие трагедии. «М о ц а р т и С а л ь е р и». Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.
«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).
Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.
Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были».
М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).
Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
Ф.Д.Крюков «Казачка».
Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...», «Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.
А. А. Фет. «Я т е б е н и ч е г о н е с к а ж у...», «К а к б е д е н н а ш я з ы к!..», «Ч у д н а я к а р т и н а...», «Я в д а л ь и д у...», «Н е т, я н е и з м е н и л...», «Я б ы л о п я т ь в с а д у т в о е м...», «Д е р е в н я», «Н а з а р е т ы е е н е б у д и...», «В е ч е р» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.
Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.
Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.
И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
Т е о р и я. Стиль писателя.
Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.
А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.
В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».
Русская литература XX века (7ч)
Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.
И. А. Бунин. «Слово», «Русская сказка», «Изгнание. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
Т е о р и я. Стилистическое мастерство.
М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Т е о р и я. Публицистика.
А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
Т е о р и я. Тонический стих.
А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.
М. А. Булгаков. « «С о б а ч ь е с е р д ц е» Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе.
Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.
Т е о р и я. Создание народного характера.
А. И. Солженицын. «Как жаль».
В. В. Набоков. «Г р о з а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).
Т е о р и я. Природа и человек в произведении искусства.
Г.В.Иванов. «Россия счастие, Россия свет…», «На взятие Берлина русскими»
В. Шукшин. «В а н ь к а Т е п л я ш и н». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.
В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Стихотворения и поэмы В.В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, А.Вознесенского
Лирика последних десятилетий Xвв.
Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, Л.Мартынова, Н.Рубцова, Я.Смелякова. Е.Евтушенко, Н.Глазкова, Б.Чичибабина.
Зарубежная литература
И. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Т е о р и я. «Вечные» образы в литературе.
Итоги
Пути развития литературы вXIX – XXвв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе
III. Календарно- тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
на 2016-2017 учебный год
11.
Стихотворение Державина «Памятник».
20.09
12
Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме.
21.09
13.
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
26.09
14.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести
27.09
15.
Золотой век русской литературы. Романтизм.
28.09
16.
А.С .Грибоедов. Личность и судьба.
03.10
17.
Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями.
04.10
18.
«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии.
05.10
19.
Чацкий в поединке с «обществом».
10.10
20.
Смысл названия комедии.
11.10
21.
Р.Р.Язык комедии «Горе от ума».
12.10
22.
И.А. Гончаров «Мильон терзаний»
17.10
23.
Итоговый урок по произведению Грибоедова «Горе от ума».
18.10
24.
Р.Р. Сравнительная характеристика героя. Чацкий-Молчалин.
19.10
25.
Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.
24.10
26.
Художественные особенности поэзии В.А.Жуковского
Знакомство с амурской поэтессой Нехама Вайсман
25.10
27.
А.С . Пушкин. Жизнь и творчество
26.10
28.
Основные темы творчества А.С. Пушкина.
07.11
29.
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.
08.11
30.
Любовная лирика А.С. Пушкина
Литературно-художественный альманах «Приамурье»
09.11
31.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
14.11
32.
Образы природы в лирике Пушкина
15.11
33.
Сочинение №1. Лирика А. С. Пушкина.
16.11
34.
Анализ сочинения. «Евгений Онегин». История создания романа.
21.11
35.
Система образов романа «Евгений Онегин».
22.11
36.
Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин».
23.11
37.
Татьяна – любимая героиня А.С. Пушкина.
28.11
38.
Онегин. Трагические итоги жизненного пути.
29.11
39.
Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
30.11
40.
Сочинение №2. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
05.12
41.
Анализ сочинения. М.Ю. Лермонтов. Личность , судьба, эпоха.
06.12
42.
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.
Творчество Лозикова Александра Александровича
07.12
43.
Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.
12.12
44.
Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова.
13.12
45.
Роман «Герой нашего времени». История создания.
14.12
46.
Сложность композиции произведения.
19.12
47.
Русские офицеры и горцы в повестях «Бэла», «Максим Максимыч».
20.12
48.
«Портрет поколения» в новелле «Тамань».
21.12.
49.
Любовь и дружба в жизни Печорина
26.12
50.
Любовь и дружба в жизни Печорина
27.12
51.
Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
28.12
52.
Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова»Герой нашего времени»
16.01
53.
Сочинение № 3 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
17.01
54.
Анализ сочинения. Н.В. Гоголь. Страницы жизни.
Поэма «Мёртвые души».
18.01
55.
Поэма «Мертвые души». История создания.
23.01
56.
Особенности сюжета поэмы, система образов.
24.01
57.
Чичиков и помещики
25.01
58.
Чичиков и помещики
30.01
59.
Художественные особенности поэмы «Мёртвые души».
31.01
60.
Подготовка к сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
01.02
61.
Сочинение №4 по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
06.02.
62.
Анализ сочинения. Поэзия 19 века.
07.02
63
Ф.И. Тютчев- поэт, философ
08.02
64.
Ф.И.Тютчев. Лирика.
13.02
65.
Поэзия Н.А. Некрасова.
14.02
66.
Н.А. Некрасов. Мотивы народной песни в лирике поэта
15.02
67.
И.С. Тургенев. Судьба, творчество.
20.02
68.
История любви как основа сюжета, повести «Первая любовь»
21.02
69.
Психологизм и лиризм повести «Первая любовь». Образ героя повествования.
22.02
70.
Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева.
27.02
71.
Роль 12 главы в повести «Первая любовь».
28.02
72.
Личность Л. Н. Толстого. Автобиографи-ческая трилогия.
01.03
73.
Подлинные и мнимые ценности жизни в повести.
06.03
74.
Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова- рассказчика.
07.04
75.
А.П.Чехов Рассказ «Человек в футляре.
13.03
76.
Контрольная работа по литературе 19-го века.
14.03
77.
Анализ контрольной работы. Русская литература 20 века. Многообразие жанров и направлений.
15.03
78.
И.А. Бунин. Жизнь и творчество.
20.03
79.
Повесть «Жизнь Арсеньева».
21.03
80.
А.М. Горький. Судьба писателя и раннее творчество.
22.03
81
Автобиографи-ческая трилогия «Мои университеты»
03.04
82.
А.М.Горький. «Мои университеты».
04.04
83.
«Серебряный век » русской поэзии.
05.04
84.
А.А. Блок. Своеобразие лирики
Лирика Олега Маслова
10.04
85.
С.А. Есенин. Знакомство с творчеством поэта.
Творчество П.С.Комарова
11.04
86.
Р.Р. Чтение наизусть стихотворений С.Есенина
12.04
87
В.В. Маяковский.
17.04
88.
«Я отраженье вашего лица». А.А. Ахматова.
18.04
89.
М.А. Булгаков. «Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя.
19.04
90.
М.А. Шолохов. «Судьба человека».
24.04
91.
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи Твардовского. «Василий Тёркин»
25.04
92.
А.И.Солженицын «Как жаль».
26.04
93.
В.М.Шукшин «Ванька Те6пляшин».
02.05
94-95.
В.П. Астафьев «Царь –рыба». Повествование в рассказах.
03.05 08.05
96-97.
В.Г. «Деньги для Марии».
10.05 15.05
98.
А.В.Вампилов «Старший сын».
16.05
99.
.
Лирика последних десятилетий. Б.Ш.Окуджава, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский.
17.05
100.
Данте «Божественная комедия».
.
22.05
101.
У.Шекспир «Гамлет». Гамлет –герой трагедии.
23.05
102.
И.В.Гете «Фауст»
24.05
Всего уроков - 102
IV. Учебно-методический комплекс.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:
Учебник в 2-х частях под ред.Т.Ф. Курдюмовой. – 15-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Литература.
Для учителя.
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
Журнал « Литература в школе».
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
Мультимедиа энциклопедия.
Для учащихся.
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
Мультимедийные пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия
[link]
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.