Тема урока: Своеобразие рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева
Цель урока:
1. Ознакомление с основными фактами биографии, творчества писателя и его произведением «Кусака».
Задачи:
Обучающая: совершенствовать умения учащихся анализировать поступки героев.
Развивающая: сформировать умение анализировать текст художественного произведения; сформировать представление о героях на основе сопоставления словесного и графического образов; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев обобщать, — делать выводы; развивать речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к русской литературе, чувства доброты и справедливости; уважение и любовь к животным, доброжелательность, ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Л.Н. Андреева (И.Репин), репродукция картины (И.В. Пчельников «Чуня», 1981); музыкальная запись П.И. Чайковского «Осенняя песня»
Ход урока:
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Урок литературы. Сегодня мы на уроке познакомимся с биографией Леонида Николаевича Андреева и его рассказом «Кусака».
Изучение нового материала
«Люди забыли эту истину.
Но ты не забывай!
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Слово учителя:
Запишите тему урока: «Своеобразие рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева» и запишите эпиграф к уроку: «Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). В конце урока вы ответите на вопрос, почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку. Как вы их понимаете?
Но для начала мы познакомимся с автором рассказа. Обратите свое внимание на портрет Л.Н. Андреева написанный И.Репиным.
Леонид Николаевич Андреев — один из самых ярких и своеобразных писателей начала XX века. Сын землемера из Орла, учился в Орловской гимназии. Пробелы в знаниях восполнял самообразованием. Звезда Леонида Андреева взошла неожиданно и ярко загорелась и так же быстро и неожиданно потухла, оставив глубокий след на литературном небосклоне. Всю его недолгую жизнь вокруг него не смолкали споры, имя его обрастало легендами. Бешено, феерически популярный, настоящий кумир молодежи первого десятилетия XX века, он в тоже время жестоко страдал от беспощадной критики.
Вот, что Корней Чуковский рассказывал о Леониде Андрееве: «Писанию Леонид Андреев отдавался с такой же чрезмерной стремительностью, как и всему остальному, — до полного истощения сил. Бывали месяцы, когда он ничего не писал, а потом вдруг с невероятной скоростью продиктует в несколько ночей огромную трагедию или повесть. Шагает по ковру, пьет черный чай и четко декламирует; пишущая машинка стучит как безумная, но все же еле поспевает за ним. Периоды, диктуемые им, были подчинены музыкальному ритму, который нес его на себе, как волна. Без этого ритма, почти стихотворного, он не писал даже писем.
Он не просто сочинял свои пьесы и повести, — он был охвачен ими, как пожаром. Он становился на время маньяком, не видел ничего, кроме них; как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры, насыщая их гигантскими образами, ибо в творчестве, как в жизни, был чрезмерен; недаром любимые слова в его книгах — "огромный", "необыкновенный", "чудовищный". Каждая тема становилась у него колоссальной, гораздо больше его самого, и застилала перед ним всю вселенную» [6].
Обратимся ещё к очерку М. Горького «Леонид Андреев». Именно Горький, как никто другой, «выпытал» Леонида Андреева, его воспоминания о писателе по праву являются одной из блестящих страниц мемуарной прозы в мировой литературе.
Максим Горький, который в начале XX века также стремительно набирал популярность, был одним из первых, кто почувствовал и понял значение и силу таланта Леонида Николаевича Андреева. Они познакомились, подружились, и это была не просто дружба, но глубокий человеческий интерес друг к другу, напряженный творческий диалог, постоянный диспут, который они вели как в личных беседах, так и на страницах повестей и рассказов. Их литературные переклички, намеки и аллюзии, угадывание друг друга в различных персонажах их произведений – тема отдельного разговора.
Проверка домашнего задания.
Обратимся к словам самого Андреева «Я не начинал писать, пришел, и приходом своим не только взволновал до крайности, но и испугал, насторожил» [4,38]
— Испытали ли вы эти чувства: взволнованность, испуг, настороженность при чтении «Кусаки»?
— Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?
— Какова тема рассказа? / Тему определяет заголовок: история взаимоотношения собаки и людей, ведь Кусака – имя, данное собаке людьми.
— Какова композиция «Кусаки»? / Рассказ поделен на пять частей. Первая часть и пятая перекликаются между собой, образуя кольцевую композицию.
— Как вы поняли авторскую мысль ? / Нужно беречь животных, заботиться о них жалеть и ласкать.
IV. Новый материал
Подготовленный ученик выразительно читает «Песнь о собаке» С.Есенина 1915 г.
— Что общего в стихотворении и рассказе? / Беда животного в обоих произведениях исходит от человека./ В стихотворении есть строчка «Когда бросят ей камень в смех» , так же и в рассказе Андреева люди кидали в Кусаку камни для смеха..
— Как меняется жизнь собаки во второй части рассказа? Как писатель показывает, что ей нелегко снова поверить в добрые чувства людей? /«И Кусачка второй раз в жизни повернулась на спину…» «И когда все наперерыв стали ласкать ее…»
Прочитаем сейчас мы с вами 4 главу – в сопровождении «Осенней песни» П.И. Чайковского.
— Какой вывод можно сделать? / Мы в ответе за тех, кого приручили, ведь животные, как и люди, нуждаются в постоянном внимании, ласке, помощи.
— Каким настроением проникнут рассказ Андреева? / Он овеян предчувствием грусти, недолговечности счастья
— Помогает ли нам это больше прочувствовать данная музыкальная композиция? / Да, помогает.
Обсуждение.
— Что же мы наблюдаем? Автор вновь говорит о собаке, как о человеке- у нее есть душа и счастье, то есть полнота чувств. В чем пытается убедить нас автор?/ Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать.
— Как долго проходит перед нами жизнь Кусаки? /Сюжет построен на смене времен года. Это особенность композиции рассказа. Мы узнаем о Кусаке зимой, а затем времена года сменяют друг друга и проходит целый год. За это время собака много испытала: горе и побои, голод и счастье, любовь и сытость.
— Как пейзаж влияет на течение рассказа?/ «Зимняя ночь тянулась долго…»
«Она никому не принадлежала…»
«Наступила весна…»
«Это новое имя так и осталось…»
«Желтыми огнями...»
«Напуганная чужими людьми…»
«Поднялся частый дождь…»
«Собака выла- ровно…»
«Дождь то принимался идти…»
«Кусака долго металась…
— Каким временем года заканчивается печальное повествование? Случайно ли автор избрал именно это время?
Давайте, вспомним наш эпиграф к уроку: «Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
— И так, почему именно эти слова являются эпиграфом. Как вы их понимаете?
Итак, люди просто позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой, специально о ней никто не заботился. И все же эта жизнь с «добрыми людьми» была значительно лучше бездомной.
V. Итоги урока.
Вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.
Каждому живому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Поэтому, когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращенное к ней, то ей «очень хотелось подойти, она виляла хвостом, но не решалась». И вот этот мучительный процесс внутренней борьбы между горьким опытом безрадостной жизни, и желанием ласки выражен в том, как собака все яростнее размахивает хвостом и маленькими шажками продвигается вперед, а потом ложится на спину перед человеком, но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжелым сапогом. И именно после этой встречи собака окончательно перестает доверять людям.
VI.Оценки за урок
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака».
Темы сочинений на выбор:
1. «Жизнь бездомной Кусаки».
2. «Братья наши меньшие»
На уроке, я считаю уместно использовать межпредметную связь ( эпиграф и стихотворение Есенина) и также предметную связь с изобразительным искусством ( репродукция картины И.В. Пчельникова «Чуня» и «портрет Л.Н. Андреева» И. Репина) и музыкой ( музыкальная запись П.И. Чайковского «Осенняя песня»). Это помогает ученикам лучше понять произведение. В данном конспекте используется репродуктивный метод, фронтальный опрос учащихся и индивидуальная работа.
7