государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
Волгодонская специальная школа-интернат "Восхождение"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Пусть память говорит...»
Руководитель: Белоусова Татьяна Яколевна
Заместитель директора
по воспитательной работе:
Хлоповских Маргарита Николаевна
Режиссер: Полякова Татьяна Александровна
г. Волгодонск 2016г.
Режиссер: учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории , кандидат философских наук, Полякова Татьяна Александровна
Классы: 5 «А»,7«А»,9 «А»
Тема занятия: литературно-музыкальная композиция «Пусть память говорит...»
Цели:
продолжать знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, воспитывать чувства патриотизма и интернационализма, сострадания, сопереживания;
гордость и уважение к людям, защищавшим нашу Родину;
совершенствовать навыки пения и движения под музыку военной тематики, закреплять умение слушать музыку и определять её характер.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, к традициям своей страны;
развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову;
способствовать проявлению положительных эмоций, которые помогут учащимся воспринимать неравнодушно литературное и художественное слово.
Оборудование: иллюстрации военного времени, атрибуты военных лет, видеофильмы о ВОВ
Ход мероприятия
В полной темноте на сцену выходят участники представления, их выход сопровождается фонограммой колокольного звона. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых дикторских слов. Поочередно разворачиваются, держа в руках зажженные свечи, фигуры их высвечиваются прожектором. В образах рабочего, крестьянки, солдата и т. д. они - начинают рассказ о войне.
1. Я хотел жить, учиться еще чуть-чуть и я бы стал доктором... – Алексей Артемов
2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать... – Аня Бодолан
3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, — говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»... – Илья Артемов
5. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей– Евгений Богданов
— Мы, погибшие на полях сражений... –Никита Койнов
(В темноте зажигается новый блок свечей)
— Мы, замученные в концлагерях...–Вадим Бондаренко
(Зажигается новый блок свечей)
— Мы, умершие от голода...–Анна Соловьева
(Зажигается последний блок свечей.).
Илья Артемов
ВЕДУЩИЙ. Недоучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа». Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...
(1 Звучит фонограмма текста Заявления Советского правительства от 22 июня 1941 г.)
«... Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...
Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху.
То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу......Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами...»
(Участники представления разворачиваются в сторону предполагаемого громкоговорителя. На последних строчках заявления тихо, затем с нарастанием звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача
В финале песня звучит как набат. Гаснет свет, а вместе с ними и свечи. Участники расходятся, демонстрируются кинокадры, слайды о мобилизации, их озвучивает участник представления).
Илья Артемов
Ведущий: В первые дни войны на фронт пошли те, кто отслужил действительную в 30-хгодах. С ними же почти в одно время и парни призывного возраста. У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.
(Экран гаснет. На сцене стол, за которым военком разбирает стопку заявлений.)
2 ЗВУЧИТ «Вставай, страна огромная». 1.38
(В кабинет военкома неуверенно входит юноша.)
ВОЕНКОМ: (заметив юношу): Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!
ЮНОША: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу): Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).
ВОЕНКОМ: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...
ЮНОША: (перебивая): Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.
ВОЕНКОМ: (молча, разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, Г. Гедзь, прошу зачислить моего сына, Петра Гедзь, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид. Я еще не забыла нагайку немецких интервентов».
ВОЕНКОМ: Только в Москве в военкоматы поступило за первую неделю войны 170 тысяч заявлений с требованием немедленно отправить на фронт. (Приводятся данные о призыве на фронт конкретного региона). Летопись всех войн не знала такой мужественной сплоченности и стойкости, какие показал с первых же часов войны наш народ.
(Сцена заполняется людьми, одни из них уезжают на фронт, другие — провожают. Из толпы выходит женщина — очевидец событий
3 Звучат звуки поезда
Анна Бодолан
ЖЕНЩИНА: Вокзалы, станции стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстро работает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова. Плач, песни, гармошка, отрывистые, короткие пляски...
ЖЕНЩИНА: Тогда мы были уверены, что война эта не надолго. И если бы нам тогда кто-нибудь сказал, что продлиться она 1418 дней, мы бы его подняли на смех! Мы были уверены, что наше государство готово было к этому испытанию. А пока....
4 Звучит военная частушка 0.37
5Звучит марш «Славянки».00.57
6 ВЫСТРЕЛЫ
Артемов А.1 СОЛДАТ: Стреляют-то, стреляют-то как! Ах, мамины дети!
Артемов И.2 Солдат: Ну и разошелся ты, Санька!
Артемов А.1 Солдат: Разойдешься от такой жизни!
(Внезапно бой стихает. Второй солдат снимает каску, вслушиваясь в тишину).
ВЫКЛЮЧИТЬ ФОНОГРАММУ
Артемов И.2 Солдат: Ну, вот и затихло... Как будто и боя не было... Надо же, только что кругом смерть ревела на все голоса, а вот изволь радоваться, тишина, и птицы поют...
Артемов А.1 Солдат: Боюсь, радость эта ненадолго. Эти подлюки явно что-то задумали...
(Достает кисет, крутит самокрутку).
Артемов И.2 Солдат: Вот ты мне, Петро, объясни, как такое могло случиться, почему мы с тобой сидим в такой гадости? Как Сталин мог допустить такое?
(оглядываясь по сторонам)
Артемов А.1 Солдат: Ты бы поосторожнее... Язык у тебя... Хватит, наосторожничались. Ты только посмотри, что эти гады тут пишут (достает листовки). Да не бойся ты, никто не видел, как я их подобрал. (Читает вслух). «Русские солдаты, сдавайтесь! Мы ведем наступление по всему фронту, протяженностью в 3000 километров. Воздушное нападение ведут 900 пикирующих бомбардировщиков и 200 истребителей». Или вот: «К настоящему времени уничтожено 1800 русских самолетов. Все идет планомерно! (Сердито). План у них! Представляешь, план! Где же наша хваленая техника, самолеты? Много ты их видишь? Вот то-то! Да снарядов — и тех не хватает! Что это за вредительство?! Сталин же.. (Замечает приближение 3-го) Смотри!
(К бойцам подползает 3-й солдат, волочит за собой сумку с патронами.)
Бондарев В.3 СОЛДАТ: (переводя дыхание): Боепитание доставил. Ну, отсыпай свою порцию. А что ты, браток, гнешься? Немца на виду нет, стрельбы тоже нету.
Артемов А.1 СОЛДАТ: (огрызаясь): А ты чего на пузе передвигаешься, если немца не видно и огня нет?
Бондарев В.3 СОЛДАТ: (простодушно): Это я по старой привычке. Как бы вовсе не разучиться на ногах ходить. Все время так и тянет на брюхе ползти.
Артемов И.2 Солдат: Ты женатый?
Бондарев В.3 СОЛДАТ :Не-а. Возраст мой молодой, не успел до войны.
Артемов А.1 СОЛДАТ: (подтрунивая): То-то, что не успел. Отвыкнешь ходить. После войны до девок на пузе будешь ползать?
Бондарев В.3 Солдат: Да уж как-нибудь сообразим, лишь бы кончилась война. (Замечает, что патронов берется больше нормы). А ты мне зубы не заговаривай! Я слушать слушаю, а патронам счет веду. Кончилась заправка. Стрелять не тебе одному.
(Затишье внезапно прерывается. 3-й боец уползает.)
Артемов И.2 СОЛДАТ: (вглядываясь вдаль): Поперли сволочи. Сколько же вас, мать твою! Справа танки! До чего же обнаглели проклятые! Идут, как на параде... Ну, мы вам сейчас устроим встречу! Жаль только, что артиллерии нет, а то приняли бы ваш парад по всем правилам!
Бондарев В.1 Солдат: Ну, Петро, подтяни штаны и держись! Да поглядывай, чтобы ни один танкист не ушел, когда запалю машину. Как у тебя настрой? Ничего? Вот и хорошо: главное в нашей вредной профессии — это чтобы настрой не падал!
7 ЗВУЧИТ «Темная ночь » (КОМУР Н.)
(На сцену выходят участники поэмы «Василий Теркин» глава «Гармонь»)
Алексей А. :Вот беда: во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз - ни стать, ни сесть...
Снял перчатки, трет ладони,
Слышит вдруг:
Евгений Б.: Гармонь-то есть.
(Уминая снег зернистый,
Впеременку - пляс не пляс -
Возле танка два танкиста
Греют ноги про запас)
Вадим Б.: У кого гармонь, ребята?
Илья А.: Да она-то здесь, браток...
(Оглянулся виновато
На водителя стрелок)
Алексей А. Так сыграть бы на дорожку?
Илья А.: Да сыграть - оно не вред.
Алексей А.: В чем же дело? Чья гармошка?
Илья А.: Чья была, того, брат, нет...
(И сказал уже водитель
Вместо друга своего)
Илья А. - Командир наш был любитель...
Схоронили мы его.
- Так...( С неловкою улыбкой
Поглядел боец вокруг,
Словно он кого ошибкой,
Нехотя обидел вдруг.
Поясняет осторожно,
Чтоб на том покончить речь:)
Илья А. - Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ж ее беречь.
Алексей А.: Вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем...
Трое - были мы друзья.
Вадим Б.- Да нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну...
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же - посудите -
Может, завтра - с места в бой...
Евгений Б.: Знаешь что, (сказал водитель)-
Ну, сыграй ты, шут с тобой.
8 Участники исполняют танец «Яблочко»00.30
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Все глядят на гармониста -
Словно что-то невдомек.
Что-то чудится ребятам,
В снежной крутится пыли.
Будто виделись когда-то,
Словно где-то подвезли...
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
(А боец зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.)
Вадим Б.: Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.
Я не то еще сказал бы, -
Про себя поберегу.
Я не так еще сыграл бы, -
Жаль, что лучше не могу.
Я забылся на минутку,
Заигрался на ходу,
И давайте я на шутку
Это все переведу.
( Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.)
Вадим Б.: Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
Алексей А. : Отморозил парень пальцы, -
Надо помощь скорую.
Илья А. : Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую...
9 Исполняют «Катюша»(ВСЕ)
И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как будто ту трехрядку
Повернул другим концом.
И забыто - не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому еще лежать.
И кому траву живому
На земле топтать потом,
До жены прийти, до дому, -
Где жена и где тот дом?
Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
Алексей А.: Веселей кружитесь, дамы!
На носки не наступать!
Илья А.: (И бежит шофер тот самый,
Опасаясь опоздать.
Чей кормилец, чей поилец,
Где пришелся ко двору?
Крикнул так, что расступились:
Илья А. : Дайте мне, а то помру!..
И пошел, пошел работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечерке
Половицы гнет в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.
Подает за штукой штуку:
Илья А.: Эх, жаль, что нету стуку,
Эх, друг,
Кабы стук,
Кабы вдруг -
Мощеный круг!
Кабы валенки отбросить,
Подковаться на каблук,
Припечатать так, чтоб сразу
Каблуку тому - каюк!
А гармонь зовет куда-то,
Далеко, легко ведет...
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.
Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.
Все, что может быть на свете,
Хоть бы что - гудит гармонь.
Выговаривает чисто,
До души доносит звук.
И сказали два танкиста
Гармонисту)
Алексей А.: Знаешь, друг...
Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это, брат,
Что-то помнится, из боя
Доставляли мы в санбат?,
Вся в крови была одежа,
И просил ты пить да пить...
( Приглушил гармонь)
Вадим Б.: Ну что же,
Очень даже может быть.
Илья А.: Нам теперь стоять в ремонте.
У тебя маршрут иной.
Вадим Б. : Это точно...
А гармонь-то,
Илья А. Знаешь что, - бери с собой.
Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.
Вадим Б.: Что вы, хлопцы, как же так?..
Илья А.: Ничего, - (сказал водитель), -
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это - память про него...
10 ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ЗВУКА МАШИНЫ(ВСЕ)
(И с опушки отдаленной
Из-за тысячи колес
Из конца в конец колонны)
Илья А.: "По машинам!" - донеслось.
И опять увалы, взгорки,
Снег да елки с двух сторон...
Едет дальше Вася Теркин,
Это был, конечно, он.
Соловьева А. :Я только раз видала рукопашный ,
Раз наяву и тысячи – во сне,
Кто говорить, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне
(Задыхаясь, кинулась напролом: сапоги били по спине. Не таясь, пронеслась по поселку, забарабанила в сонную, наглухо заложенную дверь)
Аня Б.: Товарищ комендант!… Товарищ старшина!…
(Васков стоял на пороге — в галифе, тапочках на босу ногу, в нижней бязевой рубахе с завязками. Хлопал сонными глазами)
Саша М.: Что?
Аня Б.: Немцы в лесу!
Саша М.: Так…Откуда известно?
Аня Б.: Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках…
Саша М.: Погоди тут.
Саша М.:(Старшина начал набирать телефон):
"Сосна"! "Сосна"!…Либо спят, либо поломка… "Сосна"!… "Сосна"!…
Голос за кулисами (Латыпов В.):"Сосна" слушает.
Саша М.: Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно давай, чепе!…
Голос за кулисами (Латыпов В.):Даю, не ори.
(В трубке что-то долго сипело, хрюкало, потом далекий голос спросил)
Голос за кулисами (Власенко А.): Ты, Васков? Что там у вас?
Голос за кулисами (Власенко А.): Так точно, товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух…
Голос за кулисами(Власенко А.): Кем обнаружены?
Саша М.: Младшим сержантом Осяниной. Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать…
Голос за кулисами(Власенко А.): Погоди чесать, Васков. Тут подумать надо: объект без прикрытия оставим — тоже по голове не погладят. Как они выглядят, немцы твои?
Саша М.: Говорит, в маскхалатах, с автоматами. Разведка…
Голос за кулисами(Власенко А.): Чего молчишь, Васков? О чем думаешь?
Саша М.: Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.
Голос за кулисами(Власенко А.): Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не остыл. Кирьянова там?
Саша М.: Тут, товарищ…
Голос за кулисами(Власенко А.):Дай ей трубку.
(Говорила коротко: сказала два раза «слушаю» да раз пять поддакнула. Положила трубку, дала отбой)
Юля: Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.
Голос за кулисами (Власенко А.) :Ты мне ту давай, которая видела.Осянина пойдет старшей.
Саша М.: Ну, так. Стройте людей.
Юля: Построены, товарищ старшина.
Саша М.: Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! Вольно! Женя, Галя, Лиза…(Сморщился старшина)
Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…
Аня Б.: Умеют.
Саша М.: Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
Татьяна К.:Я знаю. (Писклявый такой голосишко, прямо из строя).
Саша М.: Что — я? Что такое я? Докладывать надо!
Татьяна К.: Боец Гурвич.
Саша М.: Ох-хо-хо! Как по-ихнему — руки вверх?
Татьяна К.: Хендехох.
Саша М.: Точно(махнул-таки рукой старшина).Ну, давай, Гурвич…
Саша М.: Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм. Подзаправиться… Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все — сорок минут. Р-разойдись!… Кирьянова и Осянина — ко мне.
Саша М.: Значит, на этой дороге встретила?
Аня Б. : Вот тут, (палец Осяниной слегка колупнул карту). — А прошли мимо меня, по направлению к шоссе.
Саша М.:К шоссе?… А чего ты в лесу в четыре утра делала? Промолчала Осянина.
Юля: Просто по ночным делам.(не глядя, сказала Кирьянова)
Саша М.: Ночным? Для ночных дел я вам самолично нужник поставил. Или не вмещаетесь?
Юля: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана( опять сказала Кирьянова).
[link]
Валентин Катаев. Сын полка. Москва "Детская литература", 1981 OCR: Scout, 23 января 2002 г.
Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 2008
Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 20009.
Турков А. М. Твардовский – М., 2000.
20