4
Разработка урока по роману М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Тема: Морально-этические проблемы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: Раскрыть значение произведения для воспитания читателей, его морально-этическую ценность, развивать умения и навыки анализа романа, воспитывать привычку любые жизненные явления оценивать с точки зрения общечеловеческих моральных ценностей.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Объявление темы и задач урока.
В своей книге «Мастер и Маргарита» М. Булгаков утверждает приоритет общечеловеческих ценностей над интересами партии, класса, государства. В тоталитарном государстве, в котором жил сам автор, эта мысль была крамольной. Для автора же это была очевидная истина.
Задача урока – рассмотреть роман как духовное завещание М. Булгакова всему человечеству.
Запишем тему и эпиграф к уроку: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (Герцен).
Актуализация опорных знаний.
- Какие морально-этические категории находятся в центре авторского завещания? (истина, добро, зло)
Беседа с классом: обсуждение названных категорий.
Учитель: на вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?» - бродячий философ Иешуа отвечает: «Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова…», имея в виду, что только текущая минута истинна, реальна. Вывод: истина – это реальность текущего момента.
Интересно высказывание современного парапсихолога С. Н. Лазарева: «Что есть истина? Это знание, которое выравнивает наше представление о мире, делая его более точным».
- Прокомментируйте афоризмы Иешуа. Помогают ли они выровнять наши представления о мире? Приведите примеры из текста, подтверждающие истинность сказанного Иешуа.
«Перерезать волосок уж наверное может лишь тот, кто подвесил»
«Всякая власть является насилием над людьми»
«Трусость – один из самых главных человеческих пороков»
Учитель: «Злых людей нет на свете», - утверждает Иешуа. О Марке Крысобое он говорит так: «С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и чёрств».
Рядом с добром в романе неизменно присутствует зло. «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, - говорит Мефистофель в драме Гете «Фауст». Не случайно эти слова М. Булгаков взял в качестве эпиграфа к своему роману. В них заложена мысль об относительности таких понятий, как добро и зло. Более того, это взаимопроникающие категории, и они не могут существовать друг без друга.
В Библии написано: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
В сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа» категории добра и зла тоже стоят рядом.
Выступление учащихся с отчётом об индивидуальном задании, полученном на предыдущем уроке: подобрать и прокомментировать пословицы из словаря Даля о тесной взаимосвязи категорий добра и зла.
Учащиеся комментируют подобранные пословицы:
«Злой не верит, что есть добрые люди»
«На ласковое слово не кидайся, не грубое не гневайся»
«Гнева не пугайся, на ласку не кидайся»
«Кто добро творит, тому зло не вредит»
Учитель: В религии символом добра является Бог, а символом зла – Дьявол. Но Дьявол не случайно был когда-то самым талантливым Ангелом. Булгаковский Воланд об этом не забыл. Божественное и дьявольское окружает его в злополучной квартире №50.
Ученики анализируют описание интерьера квартиры и заполняют цитатами таблицу:
Квартира № 50
«Сквозь цветные стёкла больших окон… лился необыкновенный, похожий на церковный свет»
«На тигровой шкуре сидел… чёрный
котище»
«В камине пылали дрова»
«Входящего охватила какая-то погребная сырость»
«Стол был покрыт церковной парчой»
«На парчовой скатерти стояло множество бутылок – пузатых, заплесневевших и пыльных»
«Пахло не только жареным, но ещё какими-то крепчайшими духами и ладаном»
«Рыжий с ножом за поясом на длинной стальной шпаге жарил куски мяса»
Учитель: В романе неоднократно упоминаются и более яркие символы: розы (символ Христианства, ср. у Блока: «В белом венчике из роз, впереди – Иисус Христос») и кровь (символ зла).
Ученики находят в тексте романа примеры: перед балом Сатаны Маргариту сначала моют кровью, а потом – розовым маслом; прокуратор, подписавший смертный приговор, «глядит на две белые розы, утонувшие в красной луже» (разлитое вино напоминает кровь).
Ученикам предлагается высказать своё мнение о таких противоположных утверждениях:
Воланд: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас, сами предложат и сами всё дадут!»
Слова из Библии: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Ученики делают вывод о дьявольской гордыне и божественном смирении.
Учитель предлагает ученикам проанализировать спор между Воландом и Левием Матвеем в конце романа и сделать вывод о трактовке категорий добра и зла на страницах романа.
Ученики приводят цитаты: «Я не хочу, чтобы ты здравствовал», - ответил резко вошедший. «Но тебе придётся примириться с этим, - возразил Воланд, - что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?»
Вывод: этот диалог окончательно приводит читателя к выводу о том, что нет абсолютного добра или абсолютного зла, эти явления будут существовать всегда, независимо от нашего желания.
Учитель: Добро и зло есть в душе каждого. Даже положительный герой романа Мастер после смерти заслужил только покой. «Он не заслужил света, он заслужил покой», - говорит от имени Иешуа Левий Матвей.
- Что помешало Мастеру заслужить свет? Вспомните, что свет погас в глазах и самого Булгакова: в последние годы жизни он ослеп.
Ученики называют такие негативные качества мастера, а вместе с ним и Маргариты, как гордыня, мстительность, отказ от данной Богом жизни, тщеславие, нежелание «держать удары» жизни.
- Мастер – пессимист по натуре, не ценит положительных моментов своей жизни, которые сам же назвал «золотым веком». Какие?
Ученики называют три таких момента: любовь прекрасной женщины, радость творчества, чудесный выигрыш в лотерею.
Вывод: злых людей нет на свете, это так; но человек несовершенен по своей природе, поэтому и не может делать абсолютное добро.
- Какие нравственные уроки содержит в себе роман?
Ученики под руководством учителя формулируют и записывают выводы в тетрадь, подкрепляя их примерами из текста:
Слушай голос своего сердца, полагайся на интуицию, будь внимателен к знакам (внутренний голос Берлиоза, Босого перед произошедшим с каждым из них несчастьем; ласточка, влетевшая на веранду Понтия Пилата).
Никогда не делай того, о чём потом придётся жалеть (поступок Понтия Пилата).
Не заработанные трудом блага пользы не принесут (сеанс чёрной магии в Варьете, приезд дяди Берлиоза в Москву, визит буфетчика Варьете к Воланду).
Будь профессионалом в своём деле (сравниваются: работа заведующего тайной службой Афрания в Ершалаиме и московской милиции; талантливый Мастер и бездарные писатели и критики; выступление в Варьете Воланда со свитой и далёкие от искусства руководители Варьете и зрелищной комиссии).
Подведение итогов урока.
- Как в романе раскрывается утверждение: «Каждому будет дано по его вере»?
Ученики рассказывают о судьбах Берлиоза, Мастера и Понтия Пилата после смерти.
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Лунная дорога длиною в две тысячи лет» по образу Понтия Пилата.