Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе

в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Поэт – величина неизменная. Могут

устареть его язык, его приёмы; но сущность его

дела не устареет.

А. А. Блок.

План

I Тема поэта и поэзии в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова.

- вопрос, что может поэт и каким он должен быть-

всегда волновал А. Пушкина

- 1821 год – А. Пушкин писал Гнедичу:

Для муз и дружбы жив поэт.

Его враги ему презренны.

Он музу битвой площадной

Не унижает пред народом…

- М. Лермонтов рассуждал о поэтическом значении поэзии,

одиночестве поэта

II Поэт и его судьба в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

  1. Творчество – это священнодействие ( стихотворение А. С. Пушкина «Поэту»):

- поэт возжигает алтарь, совершая служение Богу,

истине

- подвиг этого служения благороден

а) чувство независимости поэта от мнения толпы;

- стихотворение написано в форме обращения к

поэту, взволнованному полученными похвалами

- поэт должен идти своим путём

- поэт на этом пути не встретит понимания

- на смену похвалам придут «суд глупца и смех

толпы холодной»

б) путь поэта подобен пути царя;

- для сравнения Пушкин воспользовался образом Петра I

- Пётр I «смело сеял просвещенье самодержавною

рукой»

- путь поэта – путь царя, перед которым все

расступаются («Дорогою свободной иди…»)

- царю нет равных («Живи один… Ты сам свой высший суд…»)

2. Общественное назначение поэта (стихотворение М. Лермонтова «Поэт»)

а) вопрос о деятельности поэта в современном М. Лермонтову обществе;

- М. Лермонтов исходит из декабристских взглядов на поэта

как гражданина – борца за общественное благо

- сравнение поэта с кинжалом

- когда-то грозное боевое оружие – теперь игрушка золотая

- так и судьба поэта в современном Лермонтову обществе:

«Бывало, мерный звук твоих могучих слов»

(8 строчек)

- таков поэт был во времена Рылеева, раннего Пушкина

- среди своих современников Лермонтов такого поэта не

видит – 30 – ые гг

б) призыв к поэту проснуться и обрести своё слово.

- слово должно быть подобно удару кинжала

- смысл стихотворения в общественном служении народу

- назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы»

- поэт должен стать проводником в народные массы

«мыслей благородных»

  1. Два «Пророка» - две разные стороны одного явления:

а) мысль пушкинского «Пророка» - внутренне перерождение человека;

- в восточной аллегории – чудесный вымысел – это придаёт стихотворению особую силу, наглядность и лаконичность

- у Пушкина нет конкретного человека – у Лермонтова есть

- герой Пушкина по Божьей воле обретает мудрость, он

возрождается к новой жизни, исполненной служения истине

- пророк Лермонтова – реальный человек – он следует по

пути, завещанному Богом

- в мире злобы и порока поэт Лермонтова стал

провозглашать «любви и правды честные ученья», но в людях

такой пророк возбуждает лишь ненависть: его

забрасывают камнями

- пророк Лермонтова удаляется в пустыню – природа ,

в отличие от людей, повинуется Божьей воле

- но в человеческом обществе пророку нет места

« Глупец, хотел уверить нас»

6 строчек

- люди не способны принять и оценить учения любви и

Правды

б) пророк в уединении готовится к своему служению (у Пушкина)-

пророк Лермонтова сталкивается с реальными препятствиями;

- одиночество пророка, насмешки и унижения

- вот результат его служения людям, попытки

нести в мир слово правды

- пророк «угрюм, и худ, и бледен!»

в) пророк Пушкина – величественный глашатай Бога, несущий

людям слово правды;

г) пророк Лермонтова – бедный и презираемый изгнанник.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

(А. С. Пушкин. «Поэту»)

III Написанное поэтами – пережитое ими самими.