Творческая работа по литературе Символы в стихотворениях А. Блока

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Творческая работа по литературе

ученицы 8 класса МАОУ «Лицей №1»


г. Стерлитамак




Гордеевой Алнёны




по теме: «Символы в стихотворениях А.Блока».











Проверил: учитель русского языка

и литературы

Файрушина Г.С.

2015г.




Использованная литература.



1).З.Г.Минц «Поэтика Александра Блока» -С-Петербург: «Искусство – СПБ, 1999-727с.

Зара Григорьевна Минц. Её исследования (и монография «Лирика А.Блока и отдельные статьи) составляют лучшую часть блоковедения последних десятилетий, определяют его современный уровень.

Избранные труды в 3-х книгах З.Г.Минц «Блок и русский символизм».


2). А.Блок. Избранное – М. : Олимп; Издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 528 с – («Школа классики»)


3). Павел Громов «А.Блок, его предшественники и современники»: Монография. – Л.: Сов. писатель. Ленинград отделение, 1986. – 600 с.


4). Русская литература, Советская литература: Справочные материалы: Книга для учащихся старших классов (Л.А.Смирнов, С. А. Джанумов, Л. М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А.Смирнова - : Просвещение, 1989 – 448 с.














Здравствуйте! Меня зовут Короткова Елена. Я ученица 8 класса МАОУ «Лицей №1»

Целью моей работы стало изучение символов А.Блока.

Материалом для исследования послужили стихотворения из цикла «Стихи о прекрасной Даме».

Творчество Александра Блока явилось завершением пушкинского периода в истории русской поэзии. Язык лирики Блока связан с традициями Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Вл. Соловьёва; он впитал в себя и наследие прозы Гоголя, Л. Толстого, Достоевского. В месте с тем Блок – символист, и это отразилось в самых глубоких основах его поэтического языка. Подобно большинству символистов, Блок убежден, что все происходящее на земле – только отображение, знак, «тень» существующего в «иных мирах» (чисто духовных). Слова же, язык оказываются для него «тенью теней», «знаками знаков». Слова еще до того, как вошли в произведение искусства, многозначны и символичны: в их «земных» значениях всегда просвечивает «небесное» и «вечное». Многозначное, «многосмысленное» слово и есть символ. Поэтому самый важный уровень поэтического языка Блока - лексико – семантический, уровень слов и их значений.

У Блока поэтическое слово многозначно: оно всегда получает множество значений, сложно соотнесённых друг с другом. Так, заря – это и заря в привычном для нас значении («Встали зори красные»), и время суток (почти всегда – вечерняя заря, поэтический синоним вечера, заката), и время мистического свидания с Прекрасной Дамой («Стучу в ворота … заря замерла»), и символ неземного Света, который должен озарить земное бытие («В лучах немеркнущей зари») В поздней лирике Блока к этим значениям присоединяются новые; заря – свет первой любви («Ты помнишь первую любовь/ И зори, зори, зори»), но одновременно – знак , предвестие будущего («Раскинулась необозримо/ Уже кровавая заря, / Грозя Артуром и Цусимой, / Грозя девятым января»)

Все значения блоковских символов порой очень трудно перечислить, и это важная черта его поэтики Художник убеждён, что в символе всегда должно оставаться что - то «неизъяснимое», «тайное», не передаваемое ни терминами науки, ни бытовым языком. Однако для блоковского символа характерно и другое, как бы многозначен он ни был, у него всегда сохраняется и его «первый» -- земной конкретный смысл, яркая смысловая окрашенность. Непосредственность восприятия и чувства. «Зарю» мы видим как вечернее сияние над лесом, « музыку» слышим как «песню» героини, хотя постоянно чувствуем, что речь идет не только о зримой заре или слышимой мелодии.

Каким же образом возникает впечатление «бесконечной» многозначности блоковского поэтического слова?

Это результат удивительного единства лирики Блока, его огромной тематической, стилевой и лексической целостности, благодаря которой каждый образ воспринимается не только как входящий в данное стихотворение, но и как несущий в себе «память» о всех своих прошлых употреблениях в блоковской поэзии. Так как основные символы в лирике Блока очень устойчивы и многократно повторяются, а значение их варьируется, то многозначность таких слов постоянно возрастает.

В результате этого возникают не только отдельные слова символы, смысл которых резко сдвинут по отношению к их словарным значениям, но и группы слов, вступающие друг с другом в совершенно неожиданные отношения. Так, например, образы «даль» и «высь», «ветер» и «революция», «скрипка» и «страсть» устойчиво оказываются в языке лирике Блока художественными синонимами , а символы «имя» и «слово», «арфы» и «скрипки», «счастье» и «восторг» зачастую становятся в зрелой лирике Блока художественными антонимами.

Иногда разные значения слова расходятся так далеко, что символ оказывается антонимом самому себе («сны бытия» и «творческие сны»), а в резко противопоставленных образах обнаруживается единство («юг» «сквозит пылью снеговою», «лазурь» дня – «ночною тьмой») Сложность семантики такого слова символа оказывается отражением жизни, исполненной одновременно предельной противоречивости и глубинного единства.

Символы могут возникать не только за счет бесконечных варьирований одного и того же слова в блоковской лирике, но и за счет особого рода цитирования, что вообще характерно для поэтики символистов (сравним у Блока пушкинские цитаты «Быть может, путник запоздалый, / В твой тихий терем постучу», «Вихри снежные над бездной / Закрути» и др.) Но символами становятся чаще всего не цитаты, а отдельные слова, которые однако, достаточно ясно напоминают о том тексте, из которого они пришли, и становятся как бы его символическими представителями. Чаще всего это имена собственные Магдалина, Христос, Дон Жуан, Кармен, но такими же символами , напоминающими о текстах, откуда они пришли, становятся и нарицательные существительные (часто – в соединении с прилагательными) «спящая красавица», «демон», «рыцарь бедный» (из легенды Пушкина) и др.

Особая многозначность таких символов состоит в том, что в них как бы «зашифрованы» целые сюжеты. Действительно, например, образ Спящей красавицы не только становится символом страдающей героини, но и говорит о ней как о прекрасной царевне, заколдованной злыми чарами, которая затем будет освобождена влюблённым рыцерем и вновь станет прекрасной. Заменив целостный сюжет, слово- символ еще больше увеличивает свою многозначность: так, образ Спящей красавицы в одних произведениях связывается с темой судьбы женщины в современном мире, в других – с судьбой самой Души мира( « Шаги командора», где сон – одновременно символ смерти), в третьих – женщина и Душа мира оказываются символами Родины, России, всей её трагической судьбы.

Однако, разумеется, поэтический язык Блока – это не только его словарь. Сложные повторы, бесчисленные вариации захватывают и части слов и целые куски текста. Звуковые повторы часты и разнообразны у всех символистов, стремившихся разгадать «музыку слова». Звуковой повтор у Блока не только эффект напевности, мелодичности, но и активно участвует в образовании смысла стихотворений; при этом он всегда ненавязчив. Так, в стихотворении «Поздней осенью из гавани…» словесно - символическая ткань стихотворения пронизана идеей безнадежности, гибели человека в «страшном мире» («матрос, на борт не принятый». «снежный саван», укрывший всё потерявшего человека). Однако стихотворение полно звуковыми повторами, создающими напевность, мелодичность текста («В самом чистом, в самое нежном саване / Сладко ль спать тебе, матрос?») Звуковая организация текста противоречит словесной, говоря о « тайной» красоте мира («Да, знаю я, что в тайне мир прекрасен»).

Звуковые повторы у Блока не только придают завораживающую музыкальность лирике, но и явно участвуют в построении смысла.

Важную роль играет в творчестве Блока и уровень «поэтической грамматики». Повторы частей слова (приставок, корней, суффиксов, флексий) также способствуют созданию картины сложного, многозначного мира. Так же строится поэтический текст Блока и синтаксически. Многочисленные повторы словосочетаний («Усталый друг, мне странно в этом зале» - \ «Усталый друг, могила холодна»), фраз («Идут, идут испуганные тучи, / Закат в крови! / Закат в крови..»»), типов предложений («И вот уже в долинах/ Несметный сонм огней, / И вот уже в витринах / Ответный блеск камней») придают (как и звуковые повторы) стихотворениям Блока особую музыкальность, сближают их с интонациями романса, песни.

Поэтический язык Блока изменялся в связи с общей эволюцией его творчества. Период «Стихов о Прекрасной Даме» (1898 – 1903) ознаменован господством поэтизмов, типичных для лирики XIX в., устойчивой системы символов, ориентацией на звуковые и синтаксические повторы, создающие напевную мелодичность стиха.

Здесь уместно привести слова известных филологов З.Рез, Н.С. Станчек «Игнорируя символику, понять лирику Блока можно лишь в самом поверхностном приближении. Если, например, в коршуне из одноименного стихотворения мы увидим только хищную птицу, но не образ беды, несчастья, «вражьей силы», то, естественно, полноценное восприятие блоковской поэзии не состоится.

По словам В.С. Баевского «Блок создал цельную, всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное иное количество оттенков и толкований. Заря, звезда, солнце, белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы… Размыкание кругов – порыв к Ней. Ветер - знак Её приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веру в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически. Жолтые фонари, жолтая заря (Блок писал имя прилагательное , желтый через «о» и придавал этому большое значение) символизирует пошлость повседневности.

Мной проанализирован цикл «Стихи о прекрасной Даме», составлен частотный словарь символов.

Конечно, в моей работе я привела далеко не полный «словарь» символов Блока, а лишь небольшой его фрагмент. Он весьма упрощен: в зависимости от контекста значения символов колеблются в широких пределах. Но ориентироваться в поэзии Блока он поможет. Некоторые символы настолько неопределённы, что описать их значение нелегко. Таково, например, слово «чорный» (опять – таки непременно через «о»), Это символ чего – то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного… Чтобы постичь систему символов Блока, следует изучить и продумать всю его поэзию. Я считаю, что здесь необходима работа души.

В дальнейшем я собираюсь продолжить изучение символов в поэзии А.Блока.