Конспект урока по литературе в 7А классе
(учитель русского языка и литературы Фархутдинова Раиса Нургалиевна)
по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» на тему « Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Пир во дворце царя Ивана Грозного. Культура еды в царском дворе».
Цели урока:
1) Образовательные: ознакомление учащихся с Москвой 16 века, с её жителями; выявление фольклорных элементов в поэме; описание картин пира в царских палатах.
2)Воспитательные: выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.
3)Развивающие: умение определить конфликт между личностью и властью; сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.
Оборудовние:
С.И.Ожегов.Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987,с.700,57,378.
Репродукции картин художников И.Билибина,В.Васнецова,Б.Кустодиева.
Компьютерная презентация на тему» Сцена пира в царском дворце.»
Аудиозапись композиции под гусли.
Форма урока: эвристическая беседа.
Ход урока:
1.Мотивация урока.
Постановка проблемной задачи. (Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?)
2.Объяснение нового материала.
а) лекция учителя;
б) сообщения учащихся.
− Быт купцов 16 века и отношения в купеческой семье.
− Фольклорные элементы в поэме.
− Ритуал приёма пищи в царских палатах.
в) анализ эпизодов поэмы.
Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным:
Пир в царских палатах.
Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Кирибеевич.
Наказ Калашникова братьям.
Бой на Москва- реке.
Диалог Ивана Грозного и Калашникова.
Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться в конфликте.
Анализ эпизода «Пир в царском Дворце»
Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов поможет учащимся при анализе характеров героев и идеи поэмы.
Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного.
Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы:
– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных?
– Какие законы нарушает Кирибеевич?
– Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?
– Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце) символизирует могущество, величие и вечность царской власти.)
– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных? Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила.
Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Отведённые места за столом занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта, общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии.
– Проследите по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.)
– Расскажите, что поведал Кирибеевич царю?
– Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке? (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться Кирибеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».)
– Какие нравственные законы и как преступает Кирибеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал царю «правды истинной».)
Устное словесное рисование «Культура приёма пищи в царских палатах.»
Анализ эпизодов второй части поэмы.
Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его столкновения с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания).
Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу.
Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок немецкий с пружиною.
Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах - иконы, горят свечи.
По закону христианскому супруги венчаются в церкви.
Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями.
Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с непокрытой головой.
– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.)
– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.)
1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства, постоял за правду до конца.
Анализ эпизодов третьей части поэмы.
Бой на Москва-реке.
Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.
– Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.)
Сравним характеры героев поэмы – Кирибеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.
– Как раскрываются характеры Кирибеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Кирибеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое», сложить там буйную головушку. Боится «умереть смертью грешною». Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.)
– Сравните поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. (Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими.
Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится Кирибеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.)
– Назовите эпические способы изображения Калашникова. (Былинный герой, богатырь. Поединок – средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в повествовании и описании. Смелость в поведении с царём.)
Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Кирибеевича, созданные в воображении учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит, и времени. Такое переключение с одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений». (Из лекции).
Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной?
Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные.
Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом Кирибеевича. На переднем плане за пределами очерченного круга на льду лежит поверженный опричник. Около него хлопочут двое. Один из них, старик, неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя, рядом с которым валяется шапка Кирибеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, его товарищи поднимают чарку за победу купца, но справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё».
Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.
Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля.
Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.
После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному.
– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)
– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?
В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя.
Проанализируем диалог Калашникова и царя.
– Разговора Калашникова и Кирибеевича царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный спрашивает:
«Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
– Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:
«Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому»?
О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю.
Глава обесчещенной семьи убил обидчика «вольной волею», это должно быть известно всем, именно это смоет пятно позора с семьи. Но если царь не знает, то Калашников ему и не скажет.
– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.
«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:
«Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную!».
3.Подведение итогов урока.
Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?
В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.
4.Релаксация.
5.Домашнее задание и его инструктаж:
1). Подготовьте ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обоснуйте свои выводы по теме, подтвердите их текстами поэмы.
2). Ответьте на вопросы:
Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» следует отнести к лиро-эпическим произведениям? Отметьте элементы лирики и эпического повествования.
Кто из героев «Песни…» выступает носителем авторского отношения к героям и событиям поэмы?
К каким произведениям УНТ близка «Песня…»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста.
3). Подготовьте выразительное чтение поэмы, учитывая связь с фольклорными традициями,
оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию;