Сочинение в формате ЕГЭ
(1) В стихотворении Пушкина «Мой друг, забыты мной следы минувших лет» есть такие строчки:
(2) Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.
(3) Вдумаемся: какое удивительное соединение — «душа твоя чиста» и «унынье чуждо ей». (4) Почему чистая душа не знает уныния?
(5) А что такое уныние? (6) Вы испытывали когда-нибудь чувство уныния, вы склонны к унынию? (7) Каждый из нас знает, что такое плохое настроение, печаль без видимой причины, тоска на сердце. (8) Мы все люди, и очень немногим счастливцам удается всегда оставаться беспечальными, всегда быть в ровном, хорошем настроении — кстати сказать, таких людей очень ценят. (9) Хотите, чтобы вас все любили? (10) Следите за своим настроением, не выходите к людям слишком озабоченными, погруженными в свои неприятности — это все равно что выйти небрежно одетым или с всклокоченными волосами.
(11) Но уныние — не плохое настроение; уныние — тяжелое состояние души, потерявшей надежду.
(12)Вот старый как мир вопрос, над ним давно бьются люди: если человек потерял надежду на лучшее — это беда, не зависящая от него, или, может быть, вина?
(13)Наверное, многие скажут «Конечно, беда. Разве я виноват в том, что мне не на что надеяться, что я в полном унынии?»
(14) Но это не так. (15) Человек, теряющий надежду, впадающий в уныние, — виноват. (16) Это вина! (17) Человек не имеет права предаваться унынию, потому что уныние делает его бессильным перед жизнью, а человек не просто живет — он еще и обязан жить, обязан действовать, обязан сопротивляться обстоятельствам до последнего своего вздоха. (18) Если человек предается унынию, у него не может быть чистой совести — на его совести лежит тяжкий грех бессилия. (19) Кто сдался, кто не действует, не собирается с силами, а предается унынию — тот теряет надежду. (20)Чистая душа — чистая, младенческая совесть, она не может впадать в уныние, она дорожит надеждой и не позволяет себе надежду потерять.
(21) Надежда дается нам, это величайшее свойство человеческой души — надеяться.
(22) Дается — но охранять, но сохранять, но беречь ее мы должны, мы обязаны сами. (23) Конечно, человека, потерявшего надежду, впавшего в уныние, жаль. (24) Но не так жаль, как жалеют больного человека. (25) Впавший в уныние — не больной, а виноватый; он достоин пусть и не сурового, но все-таки осуждения.
(26) Будем внимательны к себе самим. (27) Нельзя жить распустехами, впадать в уныние при каждой неприятности, при каждом затруднении. (28) Будем поддерживать надежду в себе и вселять ее в близких нам людей.
(29) Знаете, кого считают лучшими людьми? (30) Смелых, честных, красивых? (31) Да, конечно. (32) Но самые прекрасные люди те, кто умеет вселить надежду и в других, кто не знает уныния и помогает другим не впадать в уныние.
(33) Про таких людей и говорят: чистая душа.
(С. Соловейчик)
*Си́мон Льво́вич Солове́йчик — советский и российский [link] . Автор книги «Педагогика для всех» (1977—1986), в которой изложил взгляды на педагогику.
Сочинение в формате ЕГЭ
ученицы МБОУ СОШ № 28 города Воронежа
Стасенко Софии
Молодость – пора возможностей, когда человек готов преодолевать любые препятствия, идти к своей цели, не беспокоясь о будущем. К сожалению, она имеет свойство быстро и незаметно заканчиваться, а многие из нас не умеют её ценить. С.Л.Соловейчик поднимает проблему сохранения молодости. Почему же важно беречь время своей юности?
Автор раскрывает данную проблему с помощью рассуждения о сущности молодости. В этот жизненный период человек «чаще всего не знает забот», за спиной нет горького опыта неудач и поражений. Сила этого времени заключается в чистоте. Однако люди всё равно упускают его, позволяют ему пройти и всего лишь «остаться воспоминанием». Они стараются повзрослеть как можно быстрее, а в итоге им остаётся только предаваться грустным воспоминаниям о прошлом.
С.Л. Соловейчик считает, что преимущество юности заключается в умении беречь честь, следовать своим идеалам. Её истинный смысл в том, что только тот, кто на самом деле чувствует себя молодым, сможет провести своё время с умом.
Я разделяю точку зрения автора, ведь молодость предоставляет нам безграничные возможности, и только мы сами можем определить, как распорядиться его пользой.
Когда долгий жизненный путь подходит к концу, человек часто задумывается о прошедшем, взвешивая свои решения и поступки, возвращаясь в самые ранние годы. Так, старуха Изергиль из одноимённого рассказа М.Горького повествует молодёжи о временах, когда она сама была юной. Героиня предостерегает их от своих ошибок, надеясь, что её опыт поможет им достойно следовать своей дорогой. Старуха Изергиль наставляет их беречь свою молодость, чтобы потом ни о чём не сожалеть.
Часто бывает, что люди совершенно не хранят отведённого им времени, позволяя ему проходить мимо. Так, Илья Ильич из романа И.А.Гончарова «Обломов» проводит всю свою жизнь, лёжа на диване. Он упускает один шанс что-то изменить за другим, а когда судьба предоставила ему новый, то Обломов им также не воспользовался. Его прекрасная пора молодости проходит безвозвратно, а он ничего не делает, чтобы её сберечь.
Сила и гордость начального и самого прекрасного этапа жизни заключается в его чистоте, и понять их смогут только те, кто был по-настоящему юным. К одним осознание значимости этого периода приходит в конце пути, как это происходит со старухой Изергиль, а к другим – никогда, как это произошло с Обломовым.
Молодость важно беречь, чтобы в итоге ни о чём не сожалеть, чтобы насладиться ею вовремя.