Рабочая программа по литературе (70 часов). 7 класс
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа для 7 класса разработана на основе Типового положения об образовательном учреждении, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), учебного плана МКОУ СОШ 1 с. Грачевка на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа для 7 класса строится в соответствии с примерной программой, на основе авторской программы: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет систему письменных работ в связи с изучением курса.
Цели и задачи курса литературы в VII классе
Целью обучения в VII классе является создание условий для получения следующих знаний: понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;
понятия о родах и жанрах литературы.
Задачи: создать условия для выработки у учащихся следующих умений и навыков:
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);
- пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;
- выражать личностное отношение к изображенному;
- писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;
- пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).
Рабочая программа «Литература» для учащихся VII класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
Особенности композиции изученного произведения
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс (70 часов)
Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
I. «Минувшее проходит предо мною...»
(Писатели о прошлом нашей Родины)
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
А. К. ТОЛСТОЙ.
«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
А.С.ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Поэма как жанр. Метафора.
Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.
«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».
Внеклассное чтение
Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н. С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А. К. Толстой. «Князь Серебряный».
II. «Художник — голос своей эпохи»
(Писатели-классики о своем времени)
И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».
Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.
«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
Внеклассное чтение
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.
Внеклассное чтение
«Дикий помещик».
А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
«На мельнице».
«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Внеклассное чтение
И. С. Тургенев. «Записки охотника»; Н. А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.
III. Запечатленные мгновения
(Художественное время в лирике)
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».
IV. Человек в движении времени
(Тема становления личности)
Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.
Внеклассное чтение
B. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Володин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика
Шкид»; Е. И. Носов. «Потрава».
V. Содружество искусств
(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)
C. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны...».
VI. Перекличка эпох
Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.
Комедия как литературный жанр.
VII. Фантастика. Тема будущего
В. А. Рождественский. «Над книгой».
A. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Р. Брэдбери.
«Каникулы», «Земляничное окошко».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
урока Название раздела, тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Региональный компонент
Дата
План
Факт
1
Введение
1
Вводный урок
«Минувшее проходит предо мною…» (18 ч.)
М.Ю. Лермонтов
2
М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта
1
Урок лекция
Лермонтов и Кавказ
3
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Аналитическое чтение
1
Комбинированный урок
Лермонтов на Кавказе
4
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оценка персонажей поэмы с позиций народа
1
Комбинированный урок
А.К. Толстой
5
А.К.Толстой. «Василий Шибанов»
1
Урок изучения нового материала
Н.В. Гоголь
6
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести
1
Урок лекция
7
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи
1
Комбинированный урок
8
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы
1
Комбинированный урок
9
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий
1
Комбинированный урок
10
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Понятие о литературном характере
1
Комбинированный урок
В. Байдерин
«Удар на себя»
11
Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1
Урок развития речи
12
Вн.чтение. Н.В. Гоголь «Миргород»
Урок-конференция
А.С. Пушкин
13
А.С.Пушкин. «Полтава». Судьбы героев поэмы
1
Урок изучения нового материала
Пушкин и Кавказ
14
А.С.Пушкин. «Полтава». Картины Полтавской битвы
1
Урок изучения нового материала
15
А.С.Пушкин. «Полтава». Картины украинской природы
1
Комбинированный урок
16
Р/р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава»
1
Урок развития речи
Н.С. Лесков
17
Н.С.Лесков. «Человек на часах». Образ Постникова
1
Урок изучения нового материала
18
Н.С.Лесков. «Человек на часах». Проблема чувства и долга
1
Комбинированный урок
19
И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симонов. «Тарас Бульба»
1
Комбинированный урок
Тема «малой» Родины в произведениях ставропольских поэтов
«Художник – голос своей эпохи» (14ч)
И.С. Тургенев
20
И.С.Тургенев. «Бирюк».
1
Комбинированный урок
21
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
1
Урок изучения нового материала
22
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
1
Урок-практикум
Н.А. Некрасов
23
Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Мысль о величии народа
1
Урок изучения нового материала
24
Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Композиция стихотворения
1
Комбинированный урок
25
Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос»
1
Комбинированный урок
26
Р.Р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
1
Урок развития речи
М.Е. Салтыков-Щедрин
27
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1
Урок изучения нового материала
28
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»
1
Урок изучения нового материала
А.П. Чехов
29
А.П.Чехов. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества
1
Комбинированный урок
30
А.П.Чехов. «Хамелеон». Диалог, художественная деталь в рассказе
1
Комбинированный урок
31
А.П.Чехов. «На мельнице»
1
Урок изучения нового материала
32
А.П.Чехов. «Тоска»
1
Урок изучения нового материала
33
Вн.чт. А. П. Чехов «Предложение», «Злоумышленник», «Гриша»
1
Урок-практикум
Запечатлённые мгновения (4ч)
34
Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»
1
Урок развития речи (анализ текста)
35
А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»
1
Урок развития речи (анализ текста)
36
Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»
1
Комбинированный урок
37
Р.р. Восприятие и осмысление выбранного стихотворения
1
Урок развития речи
Человек в движении времени (15ч.)
Л.Н. Толстой
38
Л. Н. Толстой как автор повестей о становлении характера человека.
1
Урок-лекция
39
Л.Н.Толстой. «Детство». Формирование характера Николеньки Иртеньева
1
Комбинированный урок
Л.Н. Толстой в Пятигорске.
40
Л.Н.Толстой. «Детство». Особенности повествования
1
Комбинированный урок
41
Л.Н.Толстой. «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева
1
Комбинированный урок
42
Л.Н.Толстой. «Отрочество». Особенности построения повести
1
Комбинированный урок
43
Р/р. Сочинение по повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество»
1
Рок развития речи
Ф.М. Достоевский
44
Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие как добрые начала в человеке
1
Урок изучения нового материала
45
Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Обострённое восприятие страданий
1
Комбинированный урок
46
Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Образ Коли Красоткина
1
Комбинированный урок
47
Р/р. Сочинение по прочитанным страницам из романа Ф.М.Достоевского
1
Урок развития речи
М. Горький
48
М.Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести
1
Урок-лекция
Г. Андрианова
«Рабочие рукавицы»
49
«Свинцовые мерзости жизни» и «яркое, здоровое, творческое в жизни». Влияние бабушки на героя
1
Комбинированный урок
50
М.Горький. «Детство». Изображение быта и человеческих характеров
1
Комбинированный урок
51
Р.р. Сочинение по повести
А. М. Горького «Детство»
1
Урок развития речи
52
Вн.чт. В.А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки»
1
Урок-практикум
Содружество искусств (4ч)
53
С.П.Шевырёв. «Звуки»
1
Комбинированный урок
54
К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан»
1
Комбинированный урок
55
А.А.Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт. «Грусть»;
1
Комбинированный урок
56
К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…»
1
Комбинированный урок
Перекличка эпох (6ч)
57
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»
1
Урок-лекция
58
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»
1
Комбинированный урок
59
И.А.Крылов. «Урок дочкам»
1
Комбинированный урок
60
И.А.Крылов. «Урок дочкам»
1
Комбинированный урок
61
Проблематика комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр
1
Комбинированный урок
62
Проектное задание. Инсценировка сцены из комедии
1
Урок-проект
Фантастика. Тема будущего (8ч)
63
В.А.Рождественский. «Над книгой»
1
Комбинированный урок
64
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй
1
Комбинированный урок
Творчество ставропольского писателя-фантаста В. Звягинцева
65
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности
1
Комбинированный урок
66
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Афоризмы в сказке
1
Комбинированный урок
67
Р.Брэдбери. «Каникулы»
1
Комбинированный урок
68
Р.Брэдбери. «Земляничное окошко»
1
Комбинированный урок
69
Годовая контрольная работа
1
Урок контроля и проверки знаний и умений
70
Рекомендации для самостоятельного чтения
1
Урок-презентация