СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Троп (от греч. – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе. Эпитет
Метафора
Метонимия
Ирония
Сравнение
Фигура (от лат. – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность.
Риторическое обращение
Риторическое восклицание
Риторический вопрос
Антитеза
Градация
Повтор
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Антитеза (противопоставление)
Г [pic] радация
( [pic] постепенное изменение, нарастание
или убывание)
Анафора
Эпифора
Параллелизм
Риторические
вопросы,
обращения, восклицания
Оксюморон
Парцелляция
Инверсия
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так… (В. Высоцкий)
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней.
(М. Лермонтов)
Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин)
Листок иссохший, одинокий,
Пролётный гость степи широкой…
(Д. Давыдов)
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет. (А. Пушкин)
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава! (М. Лермонтов)
О весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта. (А. Блок)
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой. (М. Лермонтов)
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)
Что ищет он в стране далёкой?// Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы! (А. Пушкин)
Ах! Уймись ты, буря!
Мёртвые души.
Живой труп.
И невозможное возможно, дорога долгая легка.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М. Лермонтов)
Использование антонимических сочетаний и конструкций типа
Если…, то…;…, но…
В то время как…
Использование синонимических сочетаний
Единоначатие, повторение слова или нескольких слов в начале фразы.
Повторение заключительных элементов последовательных фраз
Повторение синтаксически сходных фраз
Усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
Дробление, деление целой фразы на небольшие фрагменты.
Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)
ТРОПЫ
Пример
Особые приметы
Эпитет – художественное
определение.
Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.
Вся комната янтарным блеском // Озарена…
Как правило, выражен именем прилагательным в переносном значении.
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Глаза, как небо, голубые.
Я жил, как деды, по старинке.
Посмотрит – рублем одарит.
Чаще всего оформляется в виде сравнительных оборотов, с использованием союзов КАК,
БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул…
Осторожно ветер // Из калитки вышел…
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.
В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках…
Литота – художественное преуменьшение
Мальчик с пальчик; мужичок с ноготок.
В противоположность гиперболе.
Метафора-перенесение значения по сходству.
Горит восток зарёю новой (словно пожар)
И воск слезами с ночника
На платье капал.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, активно используется в поэзии.
Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.
Не то на серебре – на золоте едал…
Ну, скушай же тарелочку, дружок…
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Прочитал всего Пушкина.
Название профессии может быть заменено названием орудием деятельности.
Перенос: с человека – на его одежду;
с автора – на произведение;
с сосуда – на содержимое…
Синекдоха – перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.
Все флаги в гости будут к нам.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Часть вместо целого;
целое в значении части;
единственное число в значении множественного;
замена числа множеством…
Перифраз(а) – название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки
Царь зверей (лев);
чёрное золото (нефть);
Северная Пальмира (Санкт-Петербург);
Туманный Альбион (Англия)
Имя существительное нарицательное заменяется словосочетанием
ОСОБЫЕ ГРУППЫ СЛОВ
Антонимы
Контекстные антонимы
Белей лишь блеск, чернее тень.
Они сошлись: волна и камень, // стихи и проза, лед и пламень…
Слова, противоположные по значению.
Являются противоположными именно в тексте. Вне контекста это теряется.
Архаизмы
Угас, как светоч, дивный гений…
И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр…
Устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность.
Диалектизмы
Пахнет рыхлыми драчёнами, под окошком в дёжке квас.
Слова, употребляемые только в определённой местности.
Неологизмы
Будет буря – мы поспорим
И помужествуем с ней.
О, рассмейтесь, смехачи!
Новообразованные слова и выражения, усиливающие выразительность речи.
Синонимы
Контекстные синонимы
Выхожу один я на дорогу,// Сквозь туман кремнистый путь блестит…
Мне грустно и светло, печаль моя полна тобою…
слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу .
Являются близкими по значению только в данном тексте.
Профессионализмы
Кок – повар;
арго – жаргон.
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.
Фразеологизмы
Кривить душой – лицемерить;
на скорую руку – быстро.
Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.
Задание 1.
А. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною.
Б. Мело, мело по всей земле// Во все пределы…
В. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.
Г. Оставь свой край, глухой и грешный, // Оставь Россию навсегда.
Д. Весенний и тлетворный дух.
1) оксюморон; 2) гипербола; 3) парцелляция; 4) сравнение; 5) анафора.
Задание 2.
А. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет…
Б. Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает.
В. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком.
Г. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Д. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.
1) антитеза; 2) олицетворение; 3) эпитет; 4) синекдоха; 5) перифраза.
Задание 3.
А. Не то на серебре – на золоте едал.
Б. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
В. И невозможное возможно, дорога долгая легка.
Г. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились,
горели, сияли огромные голубые глаза.
Д. О Русь, покойный уголок,//Тебя люблю, тебе и верую.
1)градация; 2) литота; 3)метонимия; 4) оксюморон; 5) перифраза
Задание 4.
А. Рассвет рукой прохлады росной // Сшибает яблоки зари.
Б. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
В. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
Г. Нужны мне разом //Юг и север,// Восток и запад,// Лес и степь…
Д. И только сбруя золотая
Всю ночь видна… Всю ночь слышна.
1)антитеза; 2)парцелляция; 3)синекдоха; 4)метафора; 5)перифраза
Задание 5
А. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
Б. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А. .Ахматова)
В. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин)
Г. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
Д. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
1) гипербола; 2) антитеза; 3) метафора; 4) метонимия; 5) оксюморон.
БЛАНК ОТВЕТОВ В8 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
задания
Варианты ответов
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
5
КЛЮЧ К ОТВЕТАМ В8 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
задания
Варианты ответов
А
Б
В
Г
Д
1
4
2
3
5
1
2
5
2
1
4
3
3
3
2
4
1
5
4
4
3
5
1
2
5
5
1
4
2
3