Рабочая программа по литературе 5-9 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка



Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе «Программы для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы» под редакцией Г. И. Беленького ( 4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторы Г. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин,Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова;

. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенно­стей учащихся, складывается из нескольких этапов.

Курс 5—9-го классов, когда литература становится самостоя­тельным учебным

предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

В 5—6-м классах учащиеся входят в мир литературы, до­стигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особен­ностях изображения действующих лиц и окружающей их обста­новки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять опре­деленные устные и письменные работы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вме­сте с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и худо­жественных проблемах.

В 5-м классе такими объединяющими центрами являются жанры древнейшей, древней и отчасти новой литературы, устно­го народного творчества. Выделяются разделы: «Человек перед лицом жизненных испытаний»; «Поэзия природы»; разделы, в которых представлены произведения о Великой Отечественной войне, о сверстниках пятиклассников.

В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе — человек. Соответственно предлагаются разделы — «Человек в окружающем мире. Внут­ренний мир человека»; «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».

В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художествен­ного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

Программа для 8-го класса — в преддверии курса на историко-литературной основе — построена по хронологическому принци­пу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой лите­ратуры (ее образностью, отличиями от других видов искусства).

В 9-м классе, до настоящего времени завершающем неполное среднее образование, школьникам преподается краткий курс ли­тературы в историческом освещении — от «Слова о полку Игореве» до некоторых произведений XX века.





Предмет «Литература» и другие школьные предметы

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рабочая программы «Литература» 5 класса ориентирована на использование

базового учебника «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2008г., дополнительной литературы к урокам:

«Методические советы к учебнику – хрестоматии для 5 – класса», М. А. Снежневская, О. М. Хренова, изд. «Мнемозина», 2007г;



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание, рекомендуемое к усвоению в V-IX классах

5 класс

(70 часов)

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи».

Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX пес­ни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирно­ва. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бы­товые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных ска­зок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост.
В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рис-
сказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери
добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся). ^

Б. Привалов. «Петрушка — душа скоморошья». '

III. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от на­родной.

А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и моти­вы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника. Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение ав­торского отношения к героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова — труженик и ху­дожник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»; С. Я. Мар­шак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (леген­да), «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Мауг­ли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик-звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасий». И. Зиедонис.

«Разноцветные сказки»; Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Мохо­вая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Касима»; В. Гауф. «Ма­ленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А. А. Милн. «Когда-то, давным-давно...»; О. Пройслер. «Малень­кая Баба-Яга»; П. Трэверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».

IV. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному на­родному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца. Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Яг­ненок».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соло­вей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жем­чужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и ви­ноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема От,ече-ственной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом по­вествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и срав­нение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVIXXXVII. «Как часто в горестной разлуке...»); Д. В. Да­выдов. «Партизан».

А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Карти­ны степи, свободного крестьянского труда как выражение воль­ного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливо­сти в стихотворении.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отноше­ние писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудо­любие, широта души, чувство собственного достоинства Гераси­ма, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского от­ношения к героям.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кав­казе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нрав­ственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жи­лин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Косты-лин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естест­венном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

В. М. ГАРШИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.


Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окру­жающему миру. За что можно одобрить, за что — осудить дач­ников.

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рас­сказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний об­лик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куп­рин. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

VI. Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патрио­тических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о
море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков.
«Пейзаж», «Ласточки». К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странство­
вал, везде припоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дым­
ке...», г

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гар­монии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI) А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»; А. Н. Майков. «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Вес­на! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок); В. В. Би-анки. «Лесная газета на каждый год»; К. Г. Паустовский. Рас­сказы (в издании для детей), сб. «Летние дни»; М. М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).

VII. «Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журав­ли»; В. М. Шукшин. «Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII) В. П. Катаев. «Сын полка».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл за­главия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы; А. П. Гайдар. «Тимур и его команда»; В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (в издании для детей);

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» (в издании для детей);

3. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»;
Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»;

В. Гюго. «Козетта»;

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

4. Диккенс. «Пип» (гл. IV из романа «Большие надежды»);
Уйда. «Нелло и Патраш»;

Р. Брэдбери. «Мальчик-Невидимка».


6 класс

(70ч.)

Введение. Человек как главный объект изображения в худо­жественной литературе. О книге и чтении.

I. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

Устное народное творчество. Былины

Былина как один из видов устного народного творчества. Осо­бенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Для чтения и изучения

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Беззаветное служе­ние Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Из литературы Древней Руси

Древнерусское летописание

Понятие о летописи.

Для чтения и бесед

«Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).

Повести о монголо-татарском нашествии

Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач.

Для чтения и изучения

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из

«Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Про­славление патриотического подвига русских воинов. Изображе­ние Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повество­вания, сочувствие рязанцам и русскому воинству.


Баллады

В. А. ЖУКОВСКИЙ — оригинальный поэт и переводчик.

Для чтения и изучения

«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

Для чтения и бесед

«Лесной царь» (из Гёте), «Перчатка» (из Шиллера). Рифма и строфа.

А. Н. МАЙКОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Емшан».

А. К. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Канут».

О рифме и строфе.

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Былины об Илье Муромце (в пересказе Б. В. Шергина); «Воль-га и Микула Селянинович»; «Болезнь и исцеление Ильи», «Свя-тогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»; «На Буяне, славном острове»: сборник рус­ского фольклора. Былины, героические предания, исторические и старые солдатские песни; Добрыня и змей. Десять былин / сост. В. П. Аникин; Русские богатыри. Былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой; Былины / сост. Ю. П. Круглов; Н. Г. Орлова. Герои русских былин.

Рассказы из начальной русской летописи и русских летопи­сей XIIXIV веков.

В. А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера); А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган».

II. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

А. С. ПУШКИН. Широта интересов поэта: историческое прош­лое и современность; отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни...». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (муд­рость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрес­сивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настрое­ние поэта.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

Для чтения и бесед «Узник», «Цветок», «Туча».

Для чтения и изучения

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающи­мися на богатство, власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянско­го бунта в романе.

Роман как литературный жанр. Мастерство Пушкина в созда­нии ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Н. М. ЯЗЫКОВ. Один из ярких поэтов пушкинской поры.

Для чтения и бесед

«Песня» («Из страны, страны далекой...»), «Пловец».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизненные условия, породившие мя-тежность, чувство тоски и одиночества.

)

Для чтения и изучения

«Парус». Обобщающий смысл стихотворения. Сложность пе­
реживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время
одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство
Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и
рисунках Лермонтова. '

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии чело­века с миром. Аллегорический смысл стихотворения.

Для чтения и бесед

«Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит оди­ноко...», «Утес».

Трехсложные размеры стиха.

Н. В. ГОГОЛЬ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувст­вом картины народной жизни и украинской природы.

Повесть как литературный жанр.

С. Т. АКСАКОВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глу­бокой любви писателя к родной природе. Мастерство художест­венной речи.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел»; Н. В. Го­голь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

III. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»

(Мотивы родной природы в русской лирике)

Для чтения и бесед

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»; Н. П. Огарев. «Дорога»; А. К. Толстой. «Колокольчики мои...»; А. А. Фет. «Чудная картина...», «Вечер»; И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье...»; А. Н. Плещеев. «От-дохну-ка, сяду у лесной опушки...»; И. 3. Суриков. «Степь».

IV. Смешное в жизни и литературе

А. П. ЧЕХОВ. Сведения о жизни писателя. Раннее творчество (рассказы за подписью «Чехонте»).

Для чтения и изучения

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».

Приемы создания комического эффекта в рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористи­ческой обрисовке героев. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и другие ранние рассказы.

V. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом

(Пора взросления)

В. Г. КОРОЛЕНКО. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное от­ношение писателя к людям «подземелья», сохранившим челове­ческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доб­роты и уважения к человеку. Особенности повествования (рас­сказ от первого лица). 1 Портрет литературного героя.

Н. Д. ТЕЛЕШОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед «Домой».

А. ДОДЕ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький шпион». Трагические последствия необдуманно­го поступка.

А. П. ПЛАТОНОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жиз­ни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.


Писатели о детях

М. М. ПРИШВИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимо­
отношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение
природы, ее участие в судьбе героев. Роль пейзажа в художественном произведении.

Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.

Для чтения и бесед

И. А. Бунин. «Бушует полая вода...», «Все темней и кудря­вей березовый лес зеленеет...», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А. Т. Твардовский. «Весенний, утренний, то­ненький...»; А. П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в вес­ну...».

М. М. ЗОЩЕНКО. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

Ю. М. НАГИБИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

В. Г. РАСПУТИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михай­ловны.

Н. М. РУБЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Детство», «Далекое», «Звезда полей», «Старый конь», «Ле­витан», «Сапоги мои — скрип да скрип...», «Воробей».

ДЖ. ОЛДРИДЖ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в ко­торых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

В. Г. Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения», «В уездном городе», «Уче­нические годы»); А. И. Свирский. «Рыжик»; А. П. Платонов. «Сухой хлеб», «Корова», «Никита», «Еще мама» и другие рас­сказы; М. М. Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу» (в издании для детей), сб. «В краю дедушки Мазая», рассказы: «Анчар», «Друг человека», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася Веселкин»; В. П. Астафьев. «Васюткино озеро», «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке» и дру­гие рассказы из книги «Последний поклон», «Где-то гремит вой­на»; Ю. М. Нагибин. «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики» и другие рассказы; А. Я. Яшин. «Кулик»; Дж. Олдридж. «Мальчик с лесного берега»; К. М. Станюкович. «Человек за бортом».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала»;

А. Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфи­бия», «Мистер Смех»;

Кир Булычев. «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений», «Новые подвиги Геракла»;

Б. С. Житков. Сб. «Морские истории», «Рассказы о живот­ных», «Что бывало», «Храбрость»;

Ф. Искандер. Сб. рассказов «Праздник ожидания праздни­ка»,;

М- Карим. «Радость нашего дома», «Таганок»;

В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий»;

А. И. Куприн. «Изумруд», «Однорукий комендант» и другие рассказы;

А. А. Лиханов. «Последние холода»;

Г. Матевосян. «Чужак»;

Л. Пантелеев. «Ленька Пантелеев»;

М. М. Пришвин. Рассказы и повести в сб. «Моим молодым друзьям»;


Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»; А. Н. Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»; Ю. В. Сотник. «На тебя вся надежда», баллады о Робин Гуде (в переводе С. Я. Маршака);

М. А. Гершензон. «Робин Гуд».

Анекдоты о Ходже Насреддине.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Рауд. «Нержавеющая сабля»;

Л. Буссенар. «Капитан Сорвиголова»; Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»;

4. Диккенс. «Оливер Твист»;

Конан Доил. «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир», «Маракотова бездна»;

Г. Мало. «Без семьи»;

Э. По. «Золотой жук»;

Р. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мед»;

А. Линдгрен. «Расмус-бродяга»;

Дж. Лондон. «Зов предков»;

Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари»;

М. Твен. «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения Гекльберри Финна»;

Р. Киплинг. «Арест лейтенанта Голайтли»;

А. Франс. «Жизнь в цвету» (глава из романа);

Р. Брэдбери. «Ракета».

7 класс

(70 часов)

Введение. Художественное время и художественное простран­ство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I. «Минувшее проходит предо мною...»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значе­ние для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкно­вения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка пер­сонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А. К. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного ге­роя.

Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое това­рищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Ро­дине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Буль­бы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повество­вания, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А. С. ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественно­го вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагиче­ские судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтав­ской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.

Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исто­рический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность состра­дать, совестливость как выражение лучших черт русского наро­да. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Вели­кого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н. С. Ле­сков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А. К. Толстой. «Князь Серебряный».

II. «Художник — голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персона­жей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятель­ства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художествен­ных деталей, роль рассказчика в повествовании


Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».

Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гне­тущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благород­ная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревен­ская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудо­любию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Услов­ность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед «Дикий помещик».

А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рас­сказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

И. С. Тургенев. «Записки охотника»; Н. А. Некрасов. «С рабо­ты», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салты­ков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

III. Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

IV. Человек в движении времени

(Тема становления личности)

Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писате­ля.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Нико­леньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в изда­нии для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприя­тие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снеги­рев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.


МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горько­го. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV) В. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алек­син. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Воло­дин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Ка­верин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика Шкид»; Е. И. Носов. «Потрава».

V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

С. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с ело­выми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи рус­ских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Усну­ли и травы, и волны...».

VI. Перекличка эпох

Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чте­нием и анализом отдельных сцен).

И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и ана­лизом отдельных сцен).

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Кры­лова.

Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

Для чтения и бесед

В. А. Рождественский. «Над книгой».

А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как крите­рии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».

* * * Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. П. Беляев. «Старая крепость»;

А. Н. Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»;

Н. Бараташвили. «Голубой цвет».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»;

П. Беранже. Избранная лирика;

Р. Берне. Избранная лирика;

Г. Гейне. Избранная лирика;

А. Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»;

О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Родственные души»;

Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»;

А. Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»;

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»;

В. Гюго. «93-й год»;

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

Г. Джованьоли. «Спартак»;

А. Дюма. «Три мушкетера»;

Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...»;

Ф. Купер. «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»;

М. Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»;

Г. Р. Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (пер. И. А. Бунина);

Р. Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы;

Дж. Лондон. «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексика­нец»;

У. Коллинз. «Лунный камень»;

Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»;

А. Кристи. «Убийство на поле для гольфа»;

С. Лем. «Магелланово облако»;

Г. Уэллс. «Машина времени»;

Д. Филипс. «Город слухов»;

Б. Флеминг. «Ловушка»;

О. Хаксли. «Улыбка Джоконды».

8 класс

(70 часов)

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художе­ственный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

I. Устное народное творчество. Народные песни

Исторические песни

Для чтения и бесед

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеоб­разие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море — священный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

Для чтения и бесед

К. Г. Паустовский. «Колотый сахар»; В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».

II. Русская старина А. Н. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед «Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Для чтения и бесед

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский — подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фраг­менты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и кра­сочность языка. Житие Аввакума — первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный рус­ский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин». «Повесть о Петре и Февронии».

III. Литература XIX века

А. С. ПУШКИН. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особен­ности композиции. Гринев, его роль в произведении, формиро­вание характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стой­кость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному вос­станию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Исто­рическая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в по­вести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литера­туре.

Для чтения и бесед «Метель».

Для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цве­таева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Со­сед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кав-

казской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Бе­линский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особеннос­ти построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н. В. ГОГОЛЬ. Сатира в творчестве Гоголя. Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед реви­зором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в дра­матическом произведении.

Для самостоятельного чтения «Женитьба».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Особенности прозы писателя. Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характе­ристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности чело­века за все происходящее вокруг. Особенности композиции рас­сказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

« Хаджи-Мурат », « За что? », « Люцерн ».

IV. Литература конца XIX — начала XX века

В. Г. КОРОЛЕНКО. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения челове­ка в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его при­чины.

«Огоньки» — поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения «Мгновение».

И. А. БУНИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги...», «Родине», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького чело­века».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — убежденный защитник идеи активно­го отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Пес­ни» . Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед «Заветы отца».

Для самостоятельного чтения

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

IV. Литература XX века

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой...», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться...».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Фило­софская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Лиризм прозы писателя. Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Компо­зиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость худо­жественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Разливы рек» и другие

«Снег», «Бриз», «Белая радуга» произведения.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гар­монь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От ав­тора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жиз­нестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народ­ность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции уст­ного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Я убит под Ржевом...», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

В. М. ШУКШИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характер­ный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к зна­нию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н. М. РУБЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мо­тивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребенок» и другие стихотворения.

V. Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения

У. ШЕКСПИР. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чисто­го сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Трагедия как жанр драматургии.

М. ДЕ СЕРВАНТЕС. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот — неумирающий образ мировой литературы.

П. МЕРИМЕ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А. С. Пушкина «Конь».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

И. И. Лажечников. «Ледяной дом»;

А. И. Герцен. «Сорока-воровка»;

Н. А. Некрасов. «Саша», стихи;

В. Г. Короленко. «История моего современника» (в издании для детей), «Без языка», «Слепой музыкант»;

В. М. Гаршин. «Красный цветок»;

Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «Завтра была вой­на»;

А. Грин. «Бегущая по волнам», «Голос и глаз», «Алые пару­са»;

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Снег идет» и другие стихотворе­ния;

Е. А. Евтушенко. «Идут белые снеги...», «Речка тихая, Солн­це сильное» и другие стихотворения;

Е. М. Винокуров. «Оркестр», «Огонь» и другие стихотворения;

И. А. Бродский. «Сонет», «Под вечер он видит, застывши в дверях...» и другие стихотворения.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете», соне­ты;

Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в издании для де­тей);

К. Гоцци. «Любовь к трем апельсинам»;

А. Доде. «Тартарен из Тараскона»;

Т. Манн. «Маленький господин Фридеман»;

Ж. Сименон. «Трубка Мегрэ», «Мегрэ и бродяга», «Мегрэ ко­леблется».

9 класс

(102 часа)

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проб­лема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонра­вия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, граждан­ского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэ­зии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого че­ловека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обоб­щением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед

В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотво­рений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало...».

А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Об­щественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический харак­тер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизнен­ной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская стро­фа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в рус­ской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, влас­ти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдох­новения. Злая сила зависти.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Ни­щий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонаци­онное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашед­шего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печори­на, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (сме­на рассказчиков, нарушение хронологической последовательнос­ти повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обри-


овки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ авто­ра. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди — сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Боль-шов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: пре­тензии на образованность и культуру.

Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения

«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприя­тие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духов­ного сна.

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие пись­ма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной дей­ствительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключи­тельных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».

Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного со­вершенствования человека.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Тол­стого. Способность к духовному росту — основной критерий пи­сателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

А. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдох­новенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской куль­туры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Су­сальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.

В. В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содер­жание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафори­ческий строй стихотворения.

«Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любов­ной лирики поэта.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед

«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!».

С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Родина и родная природа как источник лирических пережи­ваний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстро­течности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опав­ший...» и другие стихотворения.

М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, напри­мер: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ».

Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» ге­роизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жиз­ни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности ком­позиции рассказа.

Роль пейзажа и портретных зарисовок.

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини расска­за. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достовер­ность очерка, притчевая обобщенность).

* * * Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);

У. Шекспир. «Гамлет»;

И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»;

И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).



ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

  • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

  • Общее и национально-специфическое в литературе.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  • ую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).









22