Урок по литературе на тему: «Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
«Русская комедия начиналась задолго ещё до
Фонвизина, но началась только с Фонвизина»
В.Г.Белинский.
Цели урока: 1) рассмотреть влияние литературных традиций на комедию Фонвизина;
2) анализировать комедию «Недоросль» как новаторское произведение в литературе 18 века;
3) показать мастерство драматурга в создании системы образов комедии.
Ход урока:
Предкоммуникативная фаза.
Учитель:
- Продолжая разговор о литературе 18 века, вспомним, какие традиции повлияли на её формирование. Было дано задание составить опорную схему (рисунок), прокомментируйте их.
( Опора на статью учебника «Новая русская литература и традиции»).
Коммуникативная фаза.
Учитель:
- Наша сегодняшняя задача – рассмотреть традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», раскрыть значение эпиграфа урока.
- К какому из 4-х источников, проникших в литературу 18 века, относится жанр комедии?
- К традициям русского фольклора.
- Почему Фонвизин обращается к комедии?
- 1) Самый наглядный вид искусства – театр, 2) чтобы сделать зло бессильным, нужно его высмеять.
- Откуда идёт традиция, вера в то, что слово, сказанное от сердца, может изменить что-то в жизни людей, улучшить?
- Из древнерусской литературы.
- Да, сатира должна исправлять нравы, учить. Порок и добродетель должны быть представлены наглядно. А что должно восторжествовать?
- Добродетель.
- … как в фольклорных произведениях.
Поэтому главные герои делятся на 2 лагеря: с одной стороны, представители порока- Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофан, с другой стороны, представители добродетели- Стародум, Правдин, Милон, Софья.
Проверка индивидуальных заданий.
- Выделите самую характерную черту, качество героя.
Скотинин- скотоподобие
Митрофан- невежество
Простаков- забитость
Стародум- прямота
Правдин- честность
Софья- благородство
Милон- добропорядочность
- Большинство персонажей наделены «говорящими» фамилиями и именами, широко применявшимися в русской сатирической литературе. (рассуждения учащихся).
- В пьесах того времени всегда есть герой, который напрямую выражает идеи автора, его заветные мечты, единомышленник. Кто этот герой?
- Стародум.
- Какой нравственный итог подводит он?
- «Вот злонравия достойные плоды…» ( пожинают свои плоды).
Вывод:
Комедия Фонвизина продолжает традиции литературы того времени, перенимая все присущие ей черты.
Учитель:
- …Но не назвали бы современники Фонвизина комедию «лучшей из театральных пьес в комическом роде», не было бы полного успеха, не писал бы великий Пушкин о драматурге слова восхищения:
«…Писатель знаменитый,
Известный русский весельчак,
Насмешник, лаврами повитый,
Денис- невежде бич и страх»,
Или
«Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…»,
если бы драматург не пошёл дальше, не перешагнул через устаревшие традиции.
Величие комедии Фонвизина в её новаторстве. В чём же оно проявилось?
Запись в тетрадях:
Неодносложность системы образов.
Речь героев.
Новые идеи комедии.
1)- К отрицательным или положительным героям отнесём остальных героев комедии Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, Еремеевну, Тришку?
- Нельзя ответить только «да» или «нет» (характеристика второстепенных героев).
- Фонвизин отходит от традиции изображать односложные характеры.
Вспомним экзамен, который устроил Митрофану Стародум (чтение сценки по ролям).
- Каковы его ответы?
- Невежественные.
- А ещё они остроумные.
Но он не только невежда, он бессердечен, когда отталкивает мать, посвятившую ему жизнь. Здесь он не вызывает смех, он страшен.
- Есть ли положительные черты у Простаковой?
- Она жестока и груба, но безумно любит сына. Для неё «воспитание» и «питание» одно и то же. Вспомните финал комедии, когда она теряет последнюю надежду- сына. Перед нами страдающая женщина, вызывающая сочувствие.
Вывод:
Фонвизин отходит от традиции 18 века изображать односложные, одноцветные характеры. Герои комедии сложнее, сложнее система образов.
2) Речь героев.
- Новаторство Фонвизина проявилось и в умении строить речь своих героев. Даже не видя на сцене, а только читая комедию, мы хорошо представляем характер действующих лиц. Речь госпожи Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она переходит к грубому тону (скот, болван, воровская харя – Митрофанушка, друг мой сердечный) (запись в тетради)
Речь Скотинина груба, соответствует фамилии.
Речь Стародума, Правдина… Цыфиркин – пословицы, поговорки (примеры учащихся).
3) Новаторскими оказались и идеи драматурга.
Во времена Фонвизина не была новаторская мысль о воспитании просвещенного дворянина. Об этом говорили великие люди XVIII в. Петр I, Елизавета II, Ломоносов и др. Но Фонвизин понимает, что одного просвещения мало.
- Как вы думаете, что нужно еще к просвещению?
Стародум говорит: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Значит, вначале надо воспитать добродетель, а потом уже – дум (добродетель (уч-ся)).
Поработаем с учебником. Что говорят авторы учебника? (Чтение учебника с. 182)
Влияние комедии с. 183. на читателей и зрителей Оленин.
III. Посткоммуникативная фаза.
Вывод к уроку.
-Объясните смысл эпиграфа, слова великого русского критика.
-Да, Фонвизин внес много новаторского в русскую комедию, углубил ее, усовершенствовал, не забывая при этом о традициях.
Оценки за урок.