Конспект урока по развитию речи на тему:
«Интервью как жанр публицистики»
(7 класс)
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями интервью как жанра публицистики;
2. Формировать умения озаглавить интервью, выделять его композиционные части;
3. Развивать умение связного построения композиции интервью с помощью цепочки взаимосвязанных вопросов;
4. Воспитание интереса к творческим личностям, деятелям искусства;
5. Воспитание уважения и бережного отношения к народным традициям.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: демонстрационные карточки, филимоновская игрушка, текст из газеты.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, я сообщаю учащимся тему урока.
Повторение ранее изученного, предисловие к теме урока:
Методы: фронтальный опрос
Мои вопросы:
- С каким стилем речи мы с вами познакомились на прошлом уроке?
- Какова его основная цель?
- Где он используется?
Объяснение нового материала:
Методы: объяснительная беседа, составление плана по учебнику, упражнения, ответ на вопрос, использование демонстрационных карточек.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых распространенных жанров публицистики – интервью. Обратите внимание на доску.
1) На доске записано:
Интервью (от англ. Interview: между; взгляд, точка зрения)
Интервьюер
Интервьюировать
Разбираем значения слов, обращаю внимание на неизменяемость слова.
2) Чтение учебника (стр.86)
3) Запись в тетради и на доске: (самостоятельно в тетради)
Композиция интервью:
Вступление (представление собеседника);
Основная часть (беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью);
Заключительная часть (планы на будущее, пожелания, прощание журналиста с собеседником).
Итак ребята, мы с вами рассмотрели, что интервью обязательно предполагает перечень вопросов, которые журналист будет задавать собеседнику, а собеседник будет на них отвечать. Значит, к какой форме чаще всего строится интервью, это монолог или диалогическая речь?
- Это диалог (ответ ученика)
Слово учителя: Чтобы построить этот диалог, нужно очень большое мастерство журналиста, которое проявляется в умении грамотно построить беседу, быть заинтересованным в ответе своего собеседника. Важно, чтобы было интересно не только журналисту, но тому, кто отвечает на вопросы. («эффект завораживания»)
Закрепление пройденного материала, выработка первоначальных умений.
A) Давайте посмотрим, как удается журналисту заинтересовать своей беседой каскадера В.Ю. Жарикова. (стр. 86, упр. 93)
Цели упражнения:
Определить роль заголовка в интервью;
Рассмотреть взаимосвязь композиционных частей в интервью и языковых средств, которые ее осуществляют.
Отмечаем, что заглавие имеет очень большую роль, оно отражает основную мысль интервью. В тексте идет речь о профессии каскадера.
Вопрос учителя:
- Кто же такой каскадер?
- Тот, кто сознательно идет на риск.
Б) Словарная работа:
- Как мы можем охарактеризовать эту профессию? Найдите в тексте слова, раскрывающие
смысл этой профессии.
- Запись в тетради и на доске:
Каскадер – это рискованная профессия………………
- Подберите синонимы, продолжите ряд: опасная, страшная, трудная, экстремальная, необычная профессия.
В) Обращаем внимание на композиционные части интервью. Обратите внимание на то, как журналист обращается к каскадеру. Как он обращается к нему?
- По имени и отчеству.
- Обратите внимание на то, что журналист не прерывает собеседника, а органично продолжает его мысль.
- Как это получается?
- Журналист реагирует на ответы каскадера, высказывает свое мнение.
- Как журналист ставит вопросы, какие языковые средства он использует?
- Он использует обращения, вопросительные местоимения (какие), союзы (а, и но), частицы (ли, ведь, пусть). (записать в тетради)
Г) Упр. 94, стр. 88 – 89
Цель упражнения: познакомиться с различными вариантами вступления в интервью, выявить их различие.
Вопросы к классу:
- На что обращает внимание журналист при представлении собеседника?
Д) Раздаю карточки «Главные правила построения вопросов в интервью»:
Начинать нужно с более простых вопросов, на которые бы собеседник мог сразу легко ответить.
В последовательности вопросов должна быть логика.
Самые важные вопросы нужно ставить в середине интервью.
В процессе интервью журналист не должен спорить с собеседником, настаивать на своей точке зрения, он может лишь высказывать свое мнение.
Интервью обычно заканчивается вопросами о планах на будущее, о новых идеях и желаниях собеседника.
Учащиеся знакомятся с карточками. Далее самостоятельная работа.
Цель: потренироваться в составлении вопросов журналиста.
Задание: представить себя в роли журналиста и написать 6 вопросов своему однокласснику, желая узнать, как он провел выходные, где был, какие места посетил, что интересного сделал (можно об экскурсии).
- Проверка.
Работа с текстом интервью.
- Раздаю учащимся тексты с интервью с потомственной мастерицей филимоновского промысла.
- Показываю филимоновскую игрушку, несколько слов о ней.
- Чтение интервью.
А) Беседа с учащимися:
- Как бы вы озаглавили это интервью?
- Найдите вступительную часть, на что обращает внимание интервьюер?
- Чем заканчивается интервью, считаете ли вы конец удачным?
Работа в тетрадях:
Запишите вопросы журналиста, охарактеризуйте их.
Задание: Выделить грамматические основы, найти обращения, местоимения, частицы.
VI/. Резервное упражнение №95
V. Подведение итогов урока:
Методы: поурочный балл и оценка со словесным обоснованием
- Таким образом, ребята, мы с вами познакомились сегодня с жанром публицистики – интервью.
- Что же важно помнить журналисту, когда он хочет взять интервью у кого-то? (посторенние по карточкам)
Я выставляю учащимся оценки за активную работу на уроке (за два – три устных ответа)
VI. Задавание домашнего задания
Методы: инструктаж
По тексту: «Филимоновская игрушка»: составить еще вопросы, которые мог бы задать журналист мастеру, придумать свой вариант конца интервью.
Главные правила построения вопросов в интервью:
Начинать нужно с более простых вопросов, на которые бы собеседник мог сразу легко ответить.
В последовательности вопросов должна быть логика.
Самые важные вопросы нужно ставить в середине интервью.
В процессе интервью журналист не должен спорить с собеседником, настаивать на своей точке зрения, он может лишь высказывать свое мнение.
Интервью обычно заканчивается вопросами о планах на будущее, о новых идеях и желаниях собеседника.