Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Это понятие имеет гораздо широкий спектр компетенций – от понимания смысла слов, знания грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает в себя умение восстанавливать и поддерживать свое понимание об окружающем мире на должном уровне.
Ученые выделяют ряд аспектов, мешающих развитию читательской грамотности учащихся: вынужденный характер чтения, обилие источников информации, малочитающие родители, невостребованность социумом начитанности, в основном развлекательная функция современной литературы.
Да и сегодняшние программы по литературе и русскому языку частично не решают поставленных задач. Их содержание, количество часов, постоянно уменьшаемое, форма аттестации в виде ГИА и ЕГЭ, порой несоответствие программы возрастным и психологическим особенностям учащихся – все это приводит к тому, что в процессе изучения школьных предметов не формируется читательская грамотность как личностное качество выпускника. В результате объективных социальных причин сложилась следующая картина: часть учащихся не читает вообще никаких текстов, кроме требуемых программой, а другая не умеет получать из текстов необходимую информацию. И лишь у некоторых сформировано такое личностное качество, как грамотность чтения.
Возникает вопрос: кто и в рамках какого предмета должен формировать читательскую грамотность? Традиционно обязанность эта возлагалась на учителя-словесника. Именно он на своих уроках должен воспитывать у учащихся культуру восприятия текста, стимулировать потребность в творческом чтении, обеспечивать интенсивное совершенствование навыков чтения учащихся через понимание уникальности литературного текста и слова как универсального знака. А чтобы все это находило свое воплощение, следует на должном уровне поддерживать мотивацию чтения. Мотивация чтения, например, включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как:
- интерес, удовольствие от чтения как процесса и его результата,
- ощущение свободы выбора круга чтения,
- разнообразные и частые практики чтения,
-включенность в социальные отношения, опосредствованные текстами.
Я хочу в своем выступлении рассказать о наработках, которые, как мне кажется, помогают поддерживать читательский интерес у учащихся, погрузиться в неповторимый мир текста. На уроках русского языка и литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. В формировании правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст играют также немаловажную роль.
Что такое диалог с автором? С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
В качестве наглядного примера опишу эпизод (один из этапов) урока русского языка в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. Работа с художественным текстом при подготовке к написанию сочинения - рассуждения». Для прослушивания учащимся предлагается текст С.Воронина «Сын». Еще раз их внимание обращается на то, что определенная доля успеха при написании сочинения зависит от того, как они прочтут авторский текст. Только выразительное, осознанное, погруженное в содержание чтение позволит быстро и правильно справиться с этой трудной, но все-таки выполнимой задачей. Текст читается выразительно учителем.
Сын
Лечился я в санатории на Кавказе. Оставалось всего два дня до окончания срока, и решил я наведаться в Кутаиси, на рынок, чтобы купить гостинцев для своих домашних. Вот у ворот рынка он и стоял. Лет двенадцать ему, не больше. На ногах рваные сандалишки, в вылинявшей рубашонке, штаны в носки заправлены.
- Ты чей? Почему один?
Молчит. Глядит так это зверовато и испуганно.
- Ты не бойся, я тебе ничего плохого не сделаю. Отец, мать есть?
- Отца нет.
- А мать?
- Бросила меня… Как отец умер, мамка снова замуж вышла. Но новый муж ее не полюбил меня, и мамка отдала меня в детдом, а я убежал оттуда. И сказал ей, что каждый раз буду убегать. В Сочи мы тогда жили, а потом в этот город переехали. Отчим не хотел меня брать с собой, но я упросил маму. Плакала она. Говорила - не отдаст никому. А сама уехала с ним. Я спал еще, когда они уехали…Проснулся - их уже нет и вещей нет.
- Неужто так и бросила? - недоумеваю я.
- Так и бросила…
Приглядываюсь к нему, и какое-то сердечное расположение овладевает мною, - и жалко мне его, и помочь не знаю чем…Хороший такой мальчишечка. Волосы светлые, носик курносый, как картофелинка. И глаза живые, с озорнинкой. Глядит на меня, и на губах улыбка дрожит. Я немного прихожу в чувство от услышанного и совсем неожиданно для самого себя говорю мальчонке:
- Ты вот что…Приезжай завтра ко мне в санаторий.
- А зачем?
- В гости. Денег я тебе на автобус дам. Санаторий «Шахтер». Комната сто седьмая. Только не позднее семи часов вечера. Приедешь?
- Ладно.
На другой день жду его. После обеда в комнате у себя сижу. Пять часов, а его нет…Шесть пробило…Нет его… Вот уже и к семи часам стрелка подбирается… Вышел к автобусу…Гляжу: бежит ко мне…
- Садись в автобус, - говорю.
- А куда мы? - спрашивает мой приятель как-то испуганно.
- На вокзал. Уезжаю я, - тут же, не дав ему опомниться, - и тебя с собой забираю.
Он зыркнул на меня глазенками - что-то радостное в них и напряженное.
- А где вы живете?
- В Ленинграде.
- А что я буду делать у вас?
- Чудак человек, - засмеялся я. - Да разве я беру тебя к себе, чтобы ты что-то делал. Я сам работник. Будешь у нас жить как сын родной. В школу пойдешь. Ну, а после школы видно будет, что делать. Может, на завод ко мне пойдешь, а то и в институт…
Молчит, думает…
- Ну так как, - спрашиваю, - едешь со мной или нет? Надо билет покупать. Если нет, то оставайся тут, дуй на рынок.
- Я с вами хочу, как сын хочу…
Я глянул на мальчонку, а у него глаза темные стали. А может, это у меня в глазах потемнело, как услышал: «Как сын хочу»…Ах ты, парень ты мой хороший! Соскучился без родителей…Я бегом к кассе за вторым билетом…Взял он его и так улыбнулся, так на меня поглядел, что не выдержал я, отвернулся, смахивая непрошеную слезу…Фу ты, думаю, вот ведь какая она, жизнь! Думаешь, как ты живешь, так и все живут, а чуть вглядишься, сколько еще всякого неблагополучия!
- Звать-то тебя как?
- Толя.
- Ну, пошли, Толя на поезд.
И так на сердце стало хорошо, как давно не было, потому что хоть и жил честно, и работал как надо, а ничего похожего не было. Собой жил, своими проблемами. А тут вон какой случай. И чувствую, как все родней этот мальчуган мне становится, и уже радуюсь тому, что не обошла меня доброта стороной.
Минута дается учащимся для осмысления услышанного. (Следует отметить, что данный текст уже с самого начала завладел вниманием ребят: и рассказанная писателем история, и неподдельное волнение при чтении, и развязка оказали на них эмоциональное воздействие). Далее следует краткая беседа на восприятие.
- Какие чувства вызвал у вас этот текст? (И чувство радости оттого, что мальчик обретет свой дом, рядом с ним будет надежный человек, который заменит ему отца. И чувство негодования оттого, что ребенок брошен родной матерью на произвол судьбы. Не должно быть такого в человеческом обществе).
- Какое историческое время нашло в нем отражение? Какие реалии этого времени можно отметить в тексте? (Учащиеся говорят, что речь идет скорее всего о 60 - 70-х годах прошлого века, когда город Ленина еще Ленинградом назывался, когда на лечение в санатории рабочий человек себе мог свободно заработать, когда честность и труд были еще в почете. Да и название детской обуви - сандалии, в которые был обут маленький герой рассказа, - тоже подтверждают это).
- Словесный портрет мальчика в тексте дан, а вы постарайтесь устно описать мужчину. Каким вы его представляете? Каковы черты характера?
- Можно ли было уже в самом начале прослушивания предположить, как будут разворачиваться события? ( Вот здесь включается творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации они прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эта история).
- К какому функциональному стилю принадлежит текст?
- А каков тип речи?
После такой беседы учащимся необходимо еще раз перечитать отрывок или текст, но только уже самостоятельно, про себя, чтобы более детально ознакомиться с его содержанием, прочитать то, что по какой-то причине было не понято или не услышано. В любом случае повторное обращение к тексту обязательно, оно требует остановки по ходу чтения, обдумывания ответов, предположений и проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Далее идет непосредственная подготовка учащихся к написанию сочинения - рассуждения по данному художественному тексту. Им напоминается о том, что сочинение состоит из 3-х стандартных частей: вступления, основной части, заключения, которые тесно между собой взаимосвязаны. Во вступительной части после 2-3 предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему авторского текста. Проблема - это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст. Чаще всего проблема определяется уже в начале текста, она четко прописана автором. Но на экзамене могут встретиться и такие тексты, где ее нужно увидеть как бы между строк, потому что она зашифрована. Именно эта особенность отмечается в данном тексте. Автор свою проблему обозначил в недоуменном восклицании: « А чуть вглядишься: сколько еще всякого неблагополучия!» Делается ссылка на пособие для подготовки к ЕГЭ (стр.121), где речь идет о том, какие бывают проблемы (философские, политические, экологические, социальные, нравственные). Учащиеся формулируют проблему и записывают ее в рабочий лист, который у каждого ученика лежит на парте и в который в течение всей работы отмечается необходимая информация. Например: «Почему очерствели сердца и души людей, которые живут в мирное время, в мирной стране? Почему некоторые родители забывают об ответственности перед обществом за здоровье, воспитание, за жизнь своих детей?»
Далее говорится о том, что в основной части сочинения учащиеся должны:
- прокомментировать проблему;
- представить позицию автора;
- выразить свое к ней отношение;
- аргументировать его (2-3 аргумента).
Напоминается, что комментарий дается с опорой на авторский текст. Он должен свидетельствовать о том, что текст учениками понят глубоко, правильно, они умеют проследить ход авторской мысли. В комментарии нужно объяснить актуальность поднятой проблемы. Он удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию читателей или слушателей, делает её более яркой и эстетичной. Комментарий по данной проблеме может быть таким: « В тексте автор приводит наглядный пример безответственного отношения матери к судьбе своего сына. Никакие социальные, экономические, семейные трудности не могут оправдать эту женщину, которая устраивает свою личную жизнь, забыв о том, кому сейчас она особенно нужна. И таких примеров в нашей сегодняшней жизни очень много. То и дело видим по телевидению, читаем в газетах о брошенных на вокзалах, в поездах, в мусорных контейнерах детях. Не должно так быть, чтобы дети оказывались ненужными, лишними для своих родителей, как какая-то вещь. Не должны дети расплачиваться своим счастьем, здоровьем, а порою и жизнью за неустроенность, неблагополучие нашего общества».
Позиция автора - это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к выдвинутой им же проблеме: социальное неблагополучие общества болью, страданием отзывается в душах и сердцах детей. Далее формулируется свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Когда дело доходит до аргументации собственного мнения, учащиеся в большинстве случаев испытывают определенные трудности по все тем же известным нам причинам. Поэтому в своем классе я с ребятами, начиная с 9 класса, во время изучения конкретного программного произведения по литературе стала составлять своего рода таблицу алгоритмов, в которой обозначаются проблемы, раскрываемые в том или ином художественном тексте. Например: проблема выбора жизненного пути (первая графа таблицы). Во второй записываются названия тех произведений, где она четко прослеживается: например, роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В третьей графе кратко комментируется эта проблема (жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Его считают странным, но эта черта - своего рода протест против социальных и духовных устоев общества). Сюда же по этой проблеме: Роман И.А.Гончарова «Обломов». Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращает его в бездельника и праздного лежебоку. Или другая проблема - проблема любви. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Писатель описывает путь духовного возрождения Раскольникова, преступившего закон, через веру и любовь к Соне Мармеладовой. А.А.Ахматова, поэма «Реквием». Показана беспредельная, не имеющая границ любовь матери к сыну. Русская женщина - мать способна на самопожертвование, готова физически и морально разделить боль и страдания со своими детьми. Такая работа с несплошными текстами (таблицами, схемами, памятками, алгоритмами) не только способствует формированию читательской грамотности выпускников, позволяет обобщить и систематизировать изученный материал, но и развивает в какой-то степени зрительную память. К моменту сдачи ЕГЭ у одиннадцатиклассников уже имеется солидная копилка подобных записей, своего рода памятка, к которой они многократно обращаются при написании тренировочных сочинений. Кроме того, у учащихся имеются речевые стандарты - клише. Все это помогает выпускникам создавать логически стройное сочинение - рассуждение по экзаменационному тексту.
Возвращаясь к разговору о тексте «Сын», только лишь отмечу, что учащиеся в качестве примера из художественной литературы приводят замечательный рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором речь идет о том, как главный герой Андрей Соколов, потеряв во время войны всю свою семью, приютил, пригрел мальчика-сироту, заменив ему погибшего на фронте отца. А кому-то из ребят вспомнились кадры художественного фильма, вошедшего в золотой фонд отечественного кинематографа «Тени исчезают в полдень»: эвакуированная женщина в военное лихолетье спасает, оберегает не только своих детей, но еще и пятерых осиротевших ребятишек, которые стали для нее родными. А вот суровая реальность нашего времени: в России на сегодняшний день насчитывается более 700 тысяч детей-сирот. Это численность населения больших городов, таких как Саратов, Воронеж, Ульяновск, взятых в отдельности.
В заключительной части сочинения учащиеся отмечают лексические, синтаксические особенности авторского текста, находят изобразительно - выразительные средства, помогающие раскрыть образы героев, выразить эмоциональное состояние писателя. В качестве домашнего задания учащиеся пишут сочинение - рассуждение по данному тексту, используя записи на рабочем листе.
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 9 классе также осуществляется на основе работы с текстами различных стилей, типов речи. При этом чтению отводится немаловажная роль. Ведь чтение – сложный вид речевой деятельности, потому что он содержит не только чисто техническую сторону (навык чтения), но и интеллектуальные умения (понимание содержания текста, извлечение из него необходимой информации, интерпретация и оценка прочитанного и т.д.). Умение грамотно читать обеспечивает формирование всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, письма), создаёт базу для обучения школьников написанию разных видов сочинений и изложений.
Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения учителя продумать алгоритм работы с текстом. Например:
1. Выбрать текст, который будет предложен ученикам для чтения на уроке (это может быть сплошной текст или его фрагменты, формулировки правил, определений, а также несплошной текст – таблица, схема и т.п.).
2. Определить место и роль данного текста на уроке:
- на каком этапе урока используется (введения, применения новых знаний, закрепления и др.).
3. Сформулировать задания для работы с текстом.
Одна из причин низкого результата выполнения выпускниками заданий и на ЕГЭ в 11 классе, и на ГИА в 9 классе связана с неспособностью школьников, прочитав текст, понять его, правильно воспринимая содержание, авторский замысел. Как считает Т.М.Пахнова, чтению текста мешает графический облик того, что предстоит прочитать и проанализировать: перед каждым предложением стоит цифра, заключенная в скобки (например, (1), (2) и т.д.). Это тормозит не только темп чтения, но и восприятие содержания текста, его целостности, связности, уничтожает интонацию, которую мы ощущаем, как часть замысла автора и воспроизводим «про себя», даже если не надо читать вслух. Известно, что точка между предложениями внутри текста - это не стена. Ощущение непрерывности в движении мысли, в звучании текста сохраняется. А что же происходит с экзаменационными текстами? Кроме точки или другого знака препинания в конце предложения появляются еще сразу три знака (скобка открывается, цифра, скобка закрывается). Вот уж, действительно, между предложениями воздвигается стена, какое-то оборонительное сооружение. Читательский опыт учащихся, связанный с восприятием текста как единого целого, «словесной ткани», мешает им понять то, что представлено в деформированном виде. Поэтому, наверное, у выпускников и возникает нежелание внимательно читать и перечитывать так называемый текст, и при этом еще справляться с заданиями, успех выполнения которых зависит от того, насколько глубоко они поймут авторский замысел. В ходе работы над тренировочными тестами, если мне нужно пронумеровать предложения для удобства выполнения ряда заданий, я эту нумерацию предложений выношу на поля. При этом не нарушается целостность самого текста.
Анализ текста в 9 классе так же, как и в 11 классе, начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Результативность такого подхода постараюсь показать на примере работы с тестом К. Паустовского. Цель работы - совершенствование умения учащихся выделять в тексте главное, отсекать второстепенное, сжимать исходный текст за счет обобщения, перевода частного в общее. Через мультимедийный проектор на экран поочередно воспроизводятся следующие слайды, по которым сразу же проводится необходимая работа. Первичное чтение текста с целью ознакомления.
Шли мы с лесником по мелколесью. В незапамятные времена было здесь болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий вековой мох да заросли багульника. Кое-где во мху попадались маленькие круглые лужицы-оконца. Вода в них казалась неподвижной, застывшей. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца подымается тихая струя воды, в которой вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
- Родник, - сказал лесник.- Должно быть, Волга тоже начинается из такого родника.
- Да, может быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно улыбнулся.- Бывает так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.
Я тоже невольно задумался над этим предположением. Действительно, родник родит реку, а река льется - течет через нашу матушку - землю, через всю родину… Как это складно получается - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
- Как будто родня, - повторил я вслух и чему-то радостно улыбнулся.
Работаем над заданиями, которые обозначены на первом слайде.
1 слайд. Последовательность действий при написании сжатого изложения текста:
- Определение стиля, типа исходного текста.
(Художественный стиль, тип текста - повествование с элементами описания).
- Определение его темы и основной мысли.
( Тема родины, основная мысль - показать неброскую красоту родного края).
- Выявление микротем.
(Три микротемы)
- Составление плана. (Составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом, выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст).
Примерный план
1.О болоте напоминал только мох да маленькие оконца воды.
2.Я слово «родник» давно приметил.
3.Родник, родина, народ - родственные слова.
- Запись ключевых слов, понятий производится во время повторного чтения в пункты плана (для этого следует после каждого пункта оставлять место.)
- Работа над черновым вариантом изложения.
- Проверка собственного текста.
2 слайд. Основные языковые приемы компрессии (сжатия) текста:
Замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
(В 4 и 17 предложениях: Вода в них казалась застывшей. Из родника рождается река, которая течет через всю нашу землю).
- замена фрагмента предложения или текста синонимичным выражением;
(Предложение 5: Я пригляделся. Из глубины оконца поднимается тихая струйка воды).
- замена сложноподчиненного предложения простым.
(Предложение 2: С незапамятных времен здесь было болото, заросшее мхом).
3 слайд. Слияние:
- Слияние нескольких предложений в одно.
4 слайд. Исключения:
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких синонимов;
- исключение фрагмента предложения. (В 5, 14 предложениях).
5 слайд. При сжатии любого текста
- опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств,
настроений;
- сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные
изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
Опираясь на план, который способствует последовательности изложения, и ключевые слова и словосочетания, помогающие вспомнить содержание, учащиеся приступают к созданию чернового варианта изложения. Еще раз обращается их внимание на то, что в созданном ими тексте должна быть передана основная мысль исходного текста, отражены все микротемы.
Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения? В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, ученые констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Выступление на районном методическом объединении
учителей русского языка и литературы
на тему «Развитие читательской грамотности учащихся
на уроках русского языка и литературы
при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Луначарской СОШ №8
Шаповалова М.А.