12
Урок- презентация
Тема: Слово о писателе. Лев Толстой и Ясная Поляна. Жизненные источники рассказа «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
Ход урока.
Слайд 1 (Портрет Л.Н. Толстого)
Учитель - Вы, конечно, узнали человека, изображенного на этом портрете. Это великий писатель Лев Толстой.
Он был сплетеньем всех корней
России, ствол её и крона.
Певец её трудов и дней,
Её сермяга и корона.
Так говорил о великом писателе поэт Лев Озеров. А какие мысли возникают у вас, когда вы видите портрет писателя или слышите его имя?
Ответы учеников
Слайд 2. (худ. Ге)
А здесь перед вами портрет Толстого, работы художника Н.Н. Ге, написанный в 1884 году. Давайте мысленно проникнем в кабинет под сводами и внимательно всмотримся в великого человека. Представьте. Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Наверное, он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Обратите внимание Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Посмотрите, вот невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника. Не будем мешать работе писателя, вернемся в класс. Сегодня мы продолжим изучение жизни и творчества Толстого, писателя мирового значения. Наследие его огромно. Впереди нас ждут «Война и мир». «Анна Каренина», а на нашем уроке – небольшой рассказ «После бала».
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Слайд 3 (Тема урока)
Посмотрите внимательно на тему урока и на те цели, который стоят сегодня перед нами.
Слайд 4 (Цели урока)
1. Расширить знания о жизни Л.Н.Толстого.
2. Выяснить роль Ясной Поляны в его жизни
3. Познакомиться с историей создания рассказа «После бала», с его жизненными источниками.
4. Рассмотреть особенности жанра и композиции.
5. Познакомиться с понятием контраста, как художественным приемом, на котором строится рассказ.
Слайд 5 (Цитата)
В жизни каждого человека, в становлении его духовного я, особое значение имеет встреча с Толстым. «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир, -сказал Мопассан, прочитав «Войну и мир»
Проверим домашнее задание и убедимся в том, что многие испытали на себе благотворное влияние его творчества.
Учащиеся зачитывают цитаты.
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова М.Горького.
Слайд 5 (по щелчку).
«Толстой – это целый мир». Так давайте откроем страницы жизни Толстого и войдем в его мир и мир его героев.
На жизнь любого человека влияют несколько факторов. Это и время, в котором он живет, и мнение о нем окружающих людей, и место, где он проводит больше всего времени. Посмотрите на годы жизни писателя
Слайд 7. (1828- 1910)
Ведь это целая эпоха. Свидетелем каких же исторических событий был Толстой?
Ответы учащихся
Во- первых, ребята, он родился в начале 19 века, а умер в начале 20 –го. И это время назвали Золотым веком в русской поэзии. Во- вторых, писатель жил во времена Пушкина, Лермонтова и Гоголя, был знаком с Некрасовым, Тургеневым и Гончаровым. В – третьих, он был участником Крымской компании и, наконец, современником значимых исторических событий для России – отмены крепостного права, Русско – Японской войны, а также первой революции в России. Свою кровную связь с историческими судьбами России Толстой ощутил с детских лет, слушая рассказы в семье о том, как дед его при Потемкине сражался с турками под Очаковым, как отец участвовал в походах Отечественной войны 1812 года. В записной книжке писателя читаем о том, что в юности он хотел подражать деду.
Вот все эти события повлияли на формирование мировоззрения Толстого, что, в свою очередь, нашло отражение в его творчестве. Кто помнит, что такое мировоззрение?
Ответы учеников. Слайд 8
Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Сделаем вывод, запишем его в тетради.
Слайд 9 (вывод)
Л. Толстой был свидетелем и участником многих важных исторических событий. Сложная и противоречивая историческая обстановка не могла не сказаться на взглядах и учении Толстого.
Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия. С 1850 года Толстой регулярно вел дневник, который представлял собой одновременно и план на будущее, и рассказ о прошедшем дне. Посмотрите некоторые записи из дневника.
Слайд 10 .
1900 год. Во что я верю? – спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить
1907 год. Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый осознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.
1910 год. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…
Какие грани характера писателя раскрываются в этих записях?
Ответы учащихся. (Желание изменить себя в лучшую сторону, самокритичность, и желание жить для людей)
Слайд 11 (ссылка на презентацию «Ясная Поляна»)
Лев Толстой прожил долгую, насыщенную жизнь, и большая часть её была озарена светом Ясной Поляны, родового имения писателя. Давайте совершим туда небольшую заочную экскурсию и подумаем над тем, какую роль это место сыграло в жизни Толстого. Это путешествие подготовили для нас Ковалюк Таня и Казанцев Саша.
Презентация под муз. «Лунная соната» Бетховена.
Слайд 1
В 200-ах км к югу от Москвы, недалеко от Тулы есть небольшая дворянская усадьба, название которой, известно всему культурному миру. Это Ясная Поляна, где 28 августа 1828 года родился великий гений человечества – Лев Николаевич Толстой.
Слайд 2
Отец его – граф Николай Ильич Толстой женился в 1822 году на богатой княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые Волконская принесла в приданое мужу, было и имение Ясная Поляна.
Слайд 3
Строил её ещё в конце 18 века князь Николай Сергеевич Волконский.
Слайд 4
Имение отличалось живописным местоположением. Вплотную подходил дремучий, заповедный лес, в котором ясным пятном выделялась в солнечные дни поляна. Отсюда и название – Ясная Поляна. На ней постепенно выросла усадьба.
Слайд 5
У входа в усадьбу располагаются две круглые кирпичные башни, простые и изящные. Внутри они полые, в них укрывались от непогоды сторожа.
Слайд 6
Налево от входа - небольшой домик, называемый «каменка». Здесь жил садовник. В 90-е годы в «каменке» была школа для крестьянских детей, в которой преподавали старшие дочери Толстого - Татьяна Львовна и Мария Львовна.
Слайд 7
«Прешпектом» называется живописная березовая аллея, ведущая от башен въезда к дому писателя.
Слайд 8
По левую сторону от «Прешпекта» располагается Большой пруд. По обычаю половина этого пруда принадлежала помещику, а другая - крестьянам. В былые времена здесь ловили рыбу, катались на лодках, а зимой - на санках и коньках.
Слайд 9
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и «черная кухня»
Слайд 10
Старый липовый парк «Клины» был разбит в классическом стиле. Название свое парк получил потому, что пересекающиеся в центре аллеи делят его на восемь треугольников -«клинов».
Л. Н. Толстой, характеризуя планировку парка, называл его «квадрат» и «звезда».
Слайд 11
Плодовые сады - украшение яснополянской усадьбы. Ее садово-парковый ансамбль создавался более 150 лет.
Слайд 12
В этом доме из 30 комнат Толстой родился, провёл большую часть своего детства. Дом не сохранился и был разобран в 1913 году.
Слайд 13
Позади большого дома стояли два одинаковой архитектуры флигеля. В одном из них была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Просуществовала она недолго. Дом этот в семье получил название «малого» дома, или дома Кузминских. В 1928 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Толстого, в нем был открыт литературный музей Льва Толстого.
Слайд 14
Второй флигель - Главный дом. Сюда привез он в 1862 году свою молодую жену Софью Андреевну Берс. Перед крыльцом росло знаменитое «дерево бедных» - старый вяз. Под ним ожидали Толстого бедные люди, приходившие с различными просьбами.
Слайд 15
На любимой скамейке Толстой обдумывал свои будущие творения.
Слайд 16
С домом связана вся жизнь Толстого. Каждая комната, каждый предмет хранит память о замечательном художнике слова.
Слайд 17
Самая большая комната дома – зал. Здесь очень часто принимали именитых гостей.
Слайд 18
Уголок «серьезных разговоров». Именно здесь в уютной обстановке велись разговоры на различные темы.
Слайд 19
Толстой пользовался «комнатой под сводами» как своим рабочим кабинетом около 20 лет.
Слайд 20
А это кабинет писателя последних лет.
Слайд 21(произведения)
Тут он создал главные свои произведения.
Слайд 22
Спальня Толстого. В этой комнате ночью 28 октября 1910 года Толстой принял окончательное решение навсегда уехать из Ясной Поляны. Ему было 82 года. В пути, в поезде, он простудился и, не доезжая до станции Астапово Рязано –Уральской железной дороги (теперь станция Лев Толстой) заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался.
Слайд. 23 Могила Толстого
Похоронили Толстого в Ясной Поляне, в лесу Старый Заказ, на том месте у обрыва, где в детстве он с братьями искал волшебную «зеленую палочку» - секрет всеобщего счастья.
У МОГИЛЫ ТОЛСТОГО (Игорь Тютюкин)
Все гениальное просто.
А внешнее — зыбкий дым…
Был он огромного роста.
Не телом, а духом своим.
И завещал, как гений,
Познавший цену всему,
Не ставить помпезных строений
Над прахом, что канул в тьму.
Важно ведь то, что помним.
А не то, что в гранит возвели…
Обыкновенный холмик
Обыкновенной земли.
Трудно быть в жизни скромным.
Но все же, стремясь к мечте,
Когда-нибудь все поймем мы —
Истина в простоте.
Слайд 25В день 100-летия со дня смерти Льва Николаевича Толстого (20 и 21 ноября 2010 года) в цифровых кинотеатрах по всему миру покажут уникальный кинопроект: "ЛЕВ ТОЛСТОЙ: ЖИВОЙ ГЕНИЙ". Проект, предназначенный для мировой аудитории, рассказывает реальную историю последних двух лет жизни великого русского писателя, повествует о его уходе, похоронах и всенародном трауре, в связи с кончиной национального гения. Одним из создателей проекта является музей – усадьба «Ясная Поляна».
Учитель - Недаром Лев Николаевич признавался: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и своё отношение к ней»
Очень содержательная работа. Здесь и ценные сведения из жизни писателя и удивительное ощущение пребывания в Ясной поляне. Какую же роль, по – вашему, Ясная Поляна сыграла в жизни Толстого?
Ответы учащихся.
Творчество Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. Выражаясь словами М.Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.
Слайд 11
Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них – отражение целой эпохи русской действительности. Много боли и горя видел Толстой, много прожил и прочувствовал. Уже были написаны лучшие произведения писателя,
Слайд 12
когда Толстой создаёт в своей Ясной Поляне в 1903 году небольшой рассказ «После бала», в котором находят отражение его сокровенные мысли о человечности. Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя. Дома вы прочитали рассказ. Какое впечатление он у вас оставил?
Ответы учащихся
Рассказ оказывает на читателей очень глубокое воздействие, потому что память писателя сохранила многое и запечатлела в нем. Подобно «Капитанской дочке» Пушкина, «Песне про купца Калашникова», «Мцыри» Лермонтова, рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего.
Слайд 13
Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Слайд 14
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.
Что же послужило источником для создания рассказа?
Слайд 15
Известно, что в основу рассказа легла реальная история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем. Вот как об этом пишет искусствовед Н. Н. Гусев:
Слайд 16
«Варвара Андреевна Корейш... была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала»...»
1) Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Толстого?
(Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью жизни.)
2) Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата только спустя пятьдесят с лишним лет?
(На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни (вспомним 9 января 1905 года), вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.)
Вся его жизнь – это поиски смысла жизни, поэтому писатель в своих произведениях призывает каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к ответственности за все свои поступки. Над этим удивительным, небольшим по объему рассказу мы будем с вами работать.
Определим жанровую особенность рассказа. И начнем с вопроса о повествователях в рассказе. Выясним, кто такой повествователь и чем он отличается от автора.
Слайд 17
Повествователь – особый художественный образ, от имени которого ведется повествование в произведении. Яркие образы повествователей мы найдем у Гоголя, Пушкина, Бажова. Иногда позиция повествователя сближается с позицией автора, а иногда существенно расходится с ней. Что мы можем сказать о повествователе в этом произведении? (Читаем начало)
Сколько здесь повествователей? (Их два. Первый, очевидно, молодой человек, ведет повествование от первого лица, но не единственного, а множественного числа («спросили мы, сказал один из нас»). То есть первый повествователь является лицом собирательным, он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий жизни на формирование человека. В беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич». Мы видим, что беседа эта не является исключением: такие разговоры происходят часто: « часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал…»
Значит второй повествователь, который и рассказывает главную повесть, - Иван Василевич. Он ведет повествование об определяющем эпизоде своей жизни от первого лица.
Делаем вывод.
Слайд 18
Жанр «После бала» - рассказ в рассказе.
Слайд 19
каждый из которых ведет особый повествователь:
время первого рассказа ( 70-80 годы) заключает в себе время второго (40-е годы),
а финал – новое время, в котором живут читатели.
Создавая художественные произведения, писатель стремиться не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя. Ведь каждая его часть, эпизод, их расположение, связь друг с другом способствуют раскрытию идей писателя и помогают понять произведение как единое целое. Если мы разберемся в композиции рассказа, то сумеем глубже проникнуть в его содержание.
Вспомните, что такое композиция?
Слайд 20
Композиция ( от лат. Composition – сопоставление, соединение, связь) – построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.
Вспомним и основные композиционные приемы: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.
Какие композиционные приемы использует Толстой в рассказе?
Слайд 21
(Сочетание повтора и контраста – основной композиционный принцип рассказа – это зеркальная композиция.)
Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?
( образы, персонажи, художественные детали)
Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.
Слайд 22
Для чего здесь используется прием контраста? (Он позволяет выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности).
Слайд 23
Автор подчеркивает контраст в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах и в описаниях.
Слайд 24
Известно, что первоначально писатель называл рассказ по – разному:
«Рассказ о бале и сквозь строй»
«Дочь и отец»
«Отец и дочь»
«А вы говорите…»
Почему рассказ называется «После бала»
Ответы учащихся (главные события произошли после бала)
Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче). Поговорим об идейном смысле произведения.
Слайд 25
Д/з
Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. Мы с вами рассмотрели значение роли Ясной Поляны в жизни Толстого, изучили жизненные источники рассказа «После бала», проанализировали особенности жанра и композиции рассказа, познакомились с контрастом произведения, как художественным приемом.
Но уже сейчас можно сказать, что значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство.
А эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.