Конспект урока по литературе на тему Александр Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с текстом летописи. Нравственная проблематика произведения.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема. Александр Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».  Сопоставление с текстом летописи. Нравственная проблематика произведения.

   Цель: углубить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина на примере баллады «Песнь о вещем Олеге». 

Задачи:

обучающие: раскрыть историческую основу «Песни», дать определение понятия «баллада», проанализировать особенности содержания. Определить смысл сопоставления Олега и волхва, показать мастерскую обработку летописных источников, осуществленных автором; расширить сведения школьников о быте и нравах Киевской Руси; учить делать выводы об авторской мысли и высказать свою точку зрения о произведении;

развивающие: развивать аналитическое мышление учеников; совершенствовать навыки выразительного чтения.

воспитательные: способствовать формированию устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа.

УУД:

Личностные: Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Предметные: Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Метапредметные:

коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

регулятивные:

обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи.

познавательные:

оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник: Коровина В.Я. Литература. 7 класс.- 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. Ч.1 - 358 с.; репродукция картины В.Васнецова «Прощание Олега с конем».

 

Ход урока

Пушкин - это лучшее, что есть в каждом человеке.

                                                                   Д. С. Лихачев

 

I.               Организационный этап.

 

II.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтение эпиграфа и работа с ним.

III. Актуализация знаний

Слово учителя. 
    
 Пушкин ... Всемирно известное имя. Оно приходит к нам в младенчестве и остается навсегда. Еще не умея читать, каждый из нас уже знал волшебные сказки Пушкина, декламируя его звонкие и певучие строки: «У лукоморья дуб зеленый ...» И вы в плену сказки, где бывает то, чего не существует в жизни, где добро всегда побеждает зло, а любовь и искреннее сердце разбивают страшные чары.

     Мы растем, и возвышается Пушкин. У каждого человека он свой, неповторимый, непредсказуемый, загадочный. Однако всегда хороший друг и советчик, потому что со страниц его произведений говорит сама мудрость. М. В. Гоголь так писал о поэте: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

«Солнцем русской поэзии» называли Пушкина современники. Жизнь же поэта, как мы уже знаем, была полна постоянных невзгод.

После окончания Лицея Пушкин вынужден был оставить Петербург, поскольку вызвал гнев царя своими стихами, в которых открыто звучали мотивы свободы. Поэта сослали подальше от столицы, на юг, в Одессу. Дорога из Петербурга в Одессу пролегала через Киев, Екатиринослав, Черкассы.

Пушкин побывал в Киеве - легендарной столице первой славянской страны, которая тогда славилась своими храбрыми воинами, жаждой свободы и воли, перед которой преклонялись даже сильные европейские государства. Он открыл для себя мир легенд Древней Руси. Внимание поэта привлекла легенда о киевском князе Олеге. Он посетил могилу князя, который был похоронен в древнем городе на овеянной легендами горе Щекавица.

У Пушкина возникает замысел написать произведение о князе Олеге. И вот 1 июня 1822 года была поставлена ​​последняя точка в стихотворении под названием «Песнь о вещем Олеге». Почему именно этот киевский князь заинтересовал поэта? Что известно о нем?


IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Сообщение учеников о киевском князе Олеге.

Фигура древнерусского князя Олега окутана тайнами, имя обросло легендами и преданиями. Упоминания о князе можно найти в известной исторической и литературной памятке эпохи Киевской Руси «Повести временных лет».

Из этого произведения мы узнаем, что происходил он из варяг был родичем Рюрика, который умер в 879 году, а княжение и опеку над своим маленьким сыном Игорем передал Олегу. 882 года Олег овладел Киевом. 

Олег был доблестным воином: он покорил многие племена, повесил свой ​​щит даже на воротах Царьграда в знак победы; добился, чтобы русские купцы «без всякого пошлины» торговали в Царьграде. И было в его жизни некое приключение, которое и заинтересовала поэта.

Послушайте голос веков. Это - отрывок из книги «Повесть временных лет», страницы, посвященные легендарному князю Олегу.

2. Выразительное чтение отрывка из «Повести временных лет».

Учебник (стр. 102)

3. Слово учителя.

Легенда о смерти князя Олега имеет интригующий сюжет.  Неудивительно, что она привлекала внимание многих писателей: А. Пушкина, К. Рылеева, И. Франко. Послушайте стихотворение А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

4. Выразительное чтение.

Подготовленный ученик выразительно читает балладу А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (возможно слушание актёрского чтения).

5. Словарная работа.

Вещий - 1) способен предвидеть будущее 2) мудрый, проницательный.

Хазары - полукочевые племена, в I тыс. н. э. жили в степях Юго-Восточной Европы.

Царьград  - древнерусское название Константинополя (современный Стамбул).

Отроки - подростки до 15 лет, княжеская челядь.

Тризна - завершающий этап похоронного обряда, поминки. Эта часть состояла сначала из соревнований, жертвоприношений, а позже - из поминальной трапезы.

Бранное (седло) - от брань - война, битва (то есть военное седло).


V. Первичная проверка понимания.

1. Работа с теорией литературы.

  • Как вы думаете, почему это произведение относится к жанру баллады? (Произведение носит повествовательный характер, в этой песне ярко выраженный сюжет исторического характера и т.д.)


Комментарий. Баллада – достаточно сложный для осмысления 7-классниками литературный жанр. В то же время он открывает широкие возможности для художественного анализа. После изучения лирических стихотворений Пушкина ученики должны «переключиться» на восприятие сюжетного поэтического произведения, которое уже нельзя отнести к понятию «лирика». Учитель может предварительно сказать, что баллада относится к объединяющему роду литературы – лиро-эпосу, поскольку сюжетная основа (то, что характерно для прозы) сочетается в ней со стихотворной формой. Авторские мысли и чувства, являющиеся основой лирики, в балладе отходят на второй план. И если лирическое произведение пересказать почти невозможно, то содержание баллады легко воспроизводится читателем, поскольку в ее основе – не внутренний мир поэта, а запечатленные им «внешние» события. 
Чтобы упростить работу школьников, предлагаем учителю предварительно размножить на индивидуальных карточках литературоведческое толкование понятия «баллада».
Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. 
Признаками классического балладного жанра можно считать следующие: 

  • повествование ведется от автора;

  • события излагаются в хронологической последовательности;

  • действие сосредоточено вокруг одного сюжетного узла;

  • сюжет отличается остротой и напряженностью (драматизмом);

  • сочетаются реальные и фантастические элементы;

  • герои баллады раскрываются не во внешнем описании, а через поступки;

  • в текст вводятся диалоги, которые призваны усилить драматизм; 

  • общечеловеческий характер событий осмысливается через судьбы отдельных людей; 

  • ритм повествования динамический; 

  • для стиля характерны патетика, присутствуют элементы героики.


  • Как вы думаете, почему стихотворение называется «песней»? (Автор включил в свое название слово «песня», потому что он подчеркнул связь своей баллады с историческими песнями, которые были широко представлены в славянском фольклоре).


2. Исследовательская работа.

Задание   ученикам

- Сравните тексты легенды и баллады А. Пушкина. (Все части летописного перевода достаточно точно передаются в стихотворении. Поэт придерживается первоисточника.)

3. Беседа с учениками.

   - Подумайте, какое из значений слова «вещий» характеризует князя Олега. ( «Вещий» - значит «мудрый, проницательный»)

-     Найдите в стихотворении общие с фольклорными произведениями признаки. (Наличие постоянных эпитетов ( «темный лес», «верный конь», «товарищ верный» и т.п.), наличие колдуна-знахаря, который вносит в развитие событий загадочность. Такие признаки характерны для сказок, песен.)

-     Какие устаревшие слова употребляет поэт в произведении? С какой целью он их ­ использует? (В тексте употребляется много устаревших слов: обрек, мольба, кудесник,владыка, чело, бранные, Царьград и т.д. . Это помогает поэту лучше раскрыть колорит времен существования Киевской Руси.)              

- Какие древнеславянские обряды и поверья упоминаются в «Песне о вещем Олеге »? (По поверью, встреча с чародеем-колдуном несет какие-то неприятности.

Также описывается древний обряд поминовения умерших - тризна. Вспоминается еще холм - это большой земляной вал, который насыпался над могилой вельмож. Поскольку русичи считали, что во время тризны нельзя грустить, потому и «пирует с дружиною вещий Олег».)

4. Частичный анализ баллады.

Особенности осмысления Пушкиным исторического материала.
Создавая балладу, Пушкин отказался от объемного сюжета. Произведение открывается описанием выступления Олега в поход против хазар, то есть уже после блестящего завоевания им Константинополя. Но, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Пушкин вкладывает необходимые читателю сведения из прошлой жизни князя в хвалебные слова кудесника. В речи волхва подчеркнута смелость, даже дерзость Олега (прибил в знак безоговорочной победы свой щит на царьградских воротах), раскрыто везение в боях киевского князя и изображена зависть его недругов. Именно такая характеристика Олега нужна поэту для реализации своего главного замысла: он избрал для сюжета баллады летописную легенду о неудачной попытке вещего князя обмануть судьбу.
Пушкин подробно описал встречу Олега с прорицателем. Так краткое упоминание в «Повести временных лет» о предвидении волхвов разрослось в балладе до развернутого, психологически мотивированного пророчества: ведь сама неожиданность рокового предсказания должна была произвести сильное впечатление на князя Х века (в то время все беспрекословно верили, что от судьбы не уйдешь). В 8 строфе поэт изобразил целую гамму переживаний князя, обеспокоенного пророчеством, а потом описал его трогательное прощание с конем.
В «Повести временных лет» (так же, как и в историческом исследовании Карамзина) между пророчеством и смертью Олега прошло четыре года. Пушкин значительно увеличивает этот период: между 10 и 11строфами прошло немало времени, ведь кудри Олега и его друзей стали белыми. (То есть, взяв за основу древнерусскую легенду, поэт не лишил себя права на художественный вымысел). Вспоминая древнее предсказание, Олег насмехается над кудесником. Здесь баллада доходит до кульминации – наивысшей точки в развитии конфликта произведения. Для усиления драматизма Пушкин включает в текст прямую речь героя, характерную для жанра баллады. Драматизм не уменьшается до развязки произведения, ведь и она представлена в форме прямой речи Олега: сначала трогательное прощание князя с костями умершего друга, а потом дерзкий спор героя с предсказанной ему судьбой. Олег скептически произносит: Так вот где таилась погибель моя! / Мне смертию кость угрожала!
Финал баллады представляет собой описание тризны в честь Олега – пира его боевой дружины. Таким образом, создается своеобразное кольцевое обрамление смерти князя: банкет Олега и тризна по Олегу. Так Пушкин раскрывает корни народного мировоззрения, народных верований и народной психологии.


VІ. Первичное закрепление

  1. Работа с иллюстрацией.

(Репродукция картины В. Васнецова «Прощание Олега с конем»).

Вопрос   и   задание   ученикам

-   Какой эпизод изображен на картине?

-   Сравните, каким изображен князь Олег на картине художника и в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

 

2. Беседа.

Черты балладного жанра в «Песне о вещем Олеге» (устно).
– Какие признаки жанра баллады есть в «Песне о вещем Олеге»? Устно докажите каждую из них с опорой на текст произведения: 

  • произведение имеет сюжет (то есть в нем описаны не только чувства человека, но и жизненные события, развивающиеся в пространстве и во времени); 

  • в основу сюжета положена народная историческая легенда; 

  • ощутим драматизм описываемых событий; 

  • в текст включена диалогическая речь; 

  • главный герой раскрывается преимущественно через поступки; 

  • через судьбу отдельного человека осмысливаются общечеловеческие проблемы (а именно: не стоит дерзко спорить с судьбой).


3.Характеристика образов.
Способы создания образа Олега:
авторское описание, портретные штрихи (См. иллюстрации В.М. Васнецова: таким ли вы представили себе князя по тексту баллады?), речь героя, характеристика князя в словах кудесника, поступки, взаимоотношения с окружающими.
Микрофон. Характеристика Олега: а) в начале баллады; б) после смерти коня.



Образ кудесника.
Это старый мудрый человек, который, хоть и ушел в отшельничество, все же живет с мыслями о людях, о превратностях их судеб. Ему известен весь доблестный путь Олега. Кудесник отвергает материальные блага и поэтому отказывается от подарка князя. Он смел и независим, не боится «могучих владык» и говорит все им прямо в лицо. Кудесник осознает свое духовное величие – ведь он «с волей небесною дружен». А свой язык он называет «вещим» за способность предсказывать судьбу. 

Дискуссия: 
– Как же должен был поступить князь после предсказания кудесника? Правильно ли он сделал, приказав забрать от него коня – своего верного боевого товарища?
Наводящий вопрос учителя:
– А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»? 
(Конечно же, в бою: конь испугался, споткнулся, сбросил всадника, нанес ему случайный удар копытом и т. п.).
В этом и заключается главная интрига – неожиданность развязки баллады: ведь князь хоть и погибает от коня, но не в смертельном бою... Развязка дает нам понимание художественной темы и идеи баллады.

Тема и идея баллады.
Тема «Песни о вещем Олеге»: человек не может уйти от своей судьбы, перехитрить ее.
Идея произведения: утверждение ценности дружбы и доверия во всех их проявлениях (даже если твой друг – четвероногий).


  1. Выразительное чтение баллады «Песнь о вещем Олеге».

  • Теория выразительного чтения.
    К известным уже ученикам понятиям «пауза» и «ударение» добавляем информацию об «эмоциональности чтения».
    Эмоциональность чтения – это умение чтеца верно передать те чувства и эмоции, которые автор вложил в свое произведение. Работать над эмоциональностью надо поэтапно. Сначала определяем преобладающий настрой произведения (например, в «Песне о вещем Олеге» он драматический), а затем на полях стихотворения вписываем советы по чтению конкретного отрывка текста (строфы, строки и т.д.). Они касаются как темпа чтения (быстро, в среднем темпе, медленно), так и чувств автора и чтеца (взволнованно, напряженно, разочарованно, печально, тревожно, испуганно, раздраженно, безразлично, нежно, удивленно, тревожно, презрительно, недоверчиво, возвышенно, иронически, добродушно, стыдливо, с отчаянием, с гордостью, с досадой, с восторгом, с раскаянием, с брезгливостью, с жалостью и т.п.).

  • Рекомендации к чтению каждой строфы баллады. 
    І строфа – экспозиция; медленная, повествовательная интонация, сдержанность эмоций;
    II строфа – начало завязки; быстрее, последняя строка (в ожидании прямой речи героя) в более медленном темпе;
    III строфа – мягким, вежливым тоном (передаем уважение Олега к кудеснику);
    IV-VII строфы (слова волхва) – первая из строф медленно, рассудительно, с достоинством. Три следующих – эмоционально, с чувством уважения к Олегу, восхищением его деяниями (экспрессивность речи постепенно слегка нарастает). Перед последней строкой («Но примешь ты смерть от коня своего») – достаточно длинная психологическая пауза;
    VIII строфа – медленно, задумчиво, с нарастающей грустью (передаем смятение чувств героя);
    IX-X строфы – с началом прямой речи снова быстрее, максимально вкладывая в слова горечь князя от вынужденной разлуки с верным другом – конем. Длинная пауза перед началом следующей строфы (так как прошло немало времени);
    XI строфа – в меру медленно, с повествовательно-информативной интонацией;
    XII строфа – оживление интонации на прямой речи (в словах Олега – искренняя надежда, что его конь еще жив). Психологическая пауза в конце прямой речи. Последние две строки – с грустью;
    XІІІ строфа – слова Олега – печально, в конце прямой речи – с отчаянием;
    XIV строфа – назревание кульминации, в нейтральный по своему характеру рассказ постепенно входят нотки драматизма (потому что начинает раскрываться тайна, положенная в основу баллады);
    XV строфа – первая строка – медленно, негромко, подчеркнув голосом слова «череп коня» (внутренний драматизм нарастает), но в словах Олега пока не чувствуется приближение беды – он не подозревает, что его ждет; в его речи лишь чувство вины за то, что он пережил своего верного друга;
    XVI строфа – кульминация, т.е. высшая точка драматизма. В словах Олега – надменный вызов судьбе (это подчеркивается восклицательными знаками после его реплик). Прямая речь завершается ярко выраженной восходящей мелодикой. Дальше – обрыв речи, психологическая пауза. 3-4-я строки – медленно, четко выговаривая каждое слово. 5-у строку – с нарастающим темпом, в конце ее – резкий обрыв в речи и небольшая, но эмоциональная психологическая пауза. 6-ю строку (развязка баллады) – напряженно, с психологической паузой после слова «вскрикнул». В конце строфы – длинная пауза;
    XVII строфа – это своеобразный эпилог произведения, его надо прочитать медленно, равномерно, с легкой грустью, с интонацией завершения повествования.

  • Работа над речевой партитурой отрывка баллады.
    Поскольку «Песнь о вещем Олеге» – произведение достаточно длинное, учитель может ограничиться коротким комментарием к чтению отдельных его строф, а для детальной отработки навыков выразительного чтения (и в первую очередь, эмоциональности) достаточно взять XV-XVI строфы. Делаем с учениками полный их разбор (расставляем паузы, подчеркиваем слова, на которые падает фразовое и логическое ударение, обозначаем отдельные элементы мелодики и комментируем особенности эмоциональности чтения). Ученики выучивают отрывок наизусть и читают в классе на оценку. Обязательной формой работы является самооценка чтения и оценка одноклассников.

    Предлагаем речевую партитуру XV-XVI строф:
    Князь тихо на череп коня наступил |
    И молвил: | «Спи, друг одинокой! |
    Твой старый хозяин тебя пережил: ||
    На тризне, | уже недалекой, |
    Не ты под секирой ковыль обагришь |
    И жаркою кровью | мой прах напоишь! ||

    Так вот где | таилась погибель моя! |
    Мне смертию кость угрожала!» \/
    Из мертвой главы гробовая змея |
    Шипя между тем выползала; ||
    Как черная лента, | вкруг ног обвилась: \/
    И вскрикнул \/ внезапно ужаленный князь. |

 

VІІ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подготовиться к выразительному чтению наизусть отрывка баллады «Песнь о вещем Олеге»; заполнить в рабочих тетрадях таблицу «Жанровые признаки баллады в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина».

VІІІ. Подведение итогов урока.

«Песнь о вещем Олеге» – это нравственный урок седой истории, навеки запечатленный древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова – Александра Сергеевича Пушкина.

  • Расскажите, какие неизвестные страницы жизни и творчества Пушкина вы открыли для себя сегодня?

  • Что нового вы узнали о быте и нравах Киевской Руси?

IX. Рефлексия.

Составление синквейна.