Программа элективного курса по литературе Поэтика художественного слова (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2

г.Волжского Волгоградской области







ПРОГРАММА

элективного курса по литературе

«Поэтика художественного слова»























Автор учитель русского языка и литературы высшей категории Ганькина Ю.В.



Пояснительная записка

Поэтика – часть теории литературы, изучающая строение художественного произведения и используемые в нем эстетические средства.

Культура восприятия художественного текста неоспоримо важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

Цель курса: анализ текста художественного произведения, необходимость которого не подлежит сомнению: только в этом случае оно становится объектом и исследования, и размышлений, и открытий.

Настоящий курс дает возможность задержать внимание учащихся на некоторых произведениях русской классической литературы с целью формирования культуры чтения и развития творческой мысли.

Путь реализации курса: художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся в ходе специальных занятий, формирующих их отношение к литературе как сложному и многогранному виду искусства, развивающему творческую мысль.

Программа рассчитана для учащихся 11 класса на 34 часа (1 час в неделю)

Учебно-тематический план

часов

1

Художественный текст как сложно построенный смысл

4

2

Мотив

4

3

Слово в художественном тексте

4

4

Повествование от первого лица

3

5

Рассказ в рассказе

3

6

Содержание речи автора и речи персонажа

4

7

Диалог как средство повествования

3

8

Ритм художественного произведения

4

9

Заглавие художественного произведения

3

10

Итоговый урок по курсу

1

11

Резервный урок

1













Содержание программы

I. Художественный текст как сложно построенный текст

Художественный текст – мир, в котором каждый элемент – клетка целого, каждая из которой – элемент внутреннего содержания. Взаимодействие отдельных элементов - формирование смысла.

Практикум

И.С.Тургенев. Стихи в прозе («Как хороши, как свежи были розы», «Стой!» и др.) Термины: анафора, аллитерация, ключевое слово, лексико-семантический ряд.

II. Мотив

Мотив как устойчивый смысловой элемент литературного текста. Устойчивые мотивы. Ключевое слово как мотив. Мотив в отношении к целому произведению.

Практикум

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», глава I. Ключевое слово как мотив романа.

Л.Н. Толстой, «Анна Каренина», главы XXX, XXXI. Мотив ночной метели в раскрытии движения внутреннего мира героини.

III. Слово в художественном тексте

Смысл слова в контексте произведения. Дополнительные оттенки номинативного значения слова. Слово в глубокой перспективе целого. Стиль и слово.

Практикум

Ф.М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные», глава I. Термины : анафора, повтор, параллелизм, инверсия.

Лексико-семантические ряды. Трансформация в тексте устойчивого словосочетания «занять чужое место»



IV. Повествование от первого лица

Объективное (индивидуальное) и субъективное (наблюдательное) повествование.

Практикум

Рассказы И.А.Бунина «Поздний час» и А.И. Куприна «»Гусеница» как примеры субъективного и объективного повествования.

А.П. Чехов, «Устрицы». Организация повествования. Пространственная организация. Роль ключевого слова.



V. Рассказ в рассказе

Общая экспозиция и собственно рассказ. Установка на характерную речь. Прямая и косвенная речь.

Практикум

А.И.Куприн, «Гусеница». Автор-очевидец. Границы авторской речи. Адресат повествования. Функции повествования и рассуждения.

VI. Соотношение речи автора и речи персонажа

Авторское повествование с прямыми характеристиками персонажей, с четкой авторской позицией. Точка зрения персонажа, где автор уходит на второй план.

Практикум

К.Паустовский, «Дождливый рассвет». Повествование и его организация в тексте. Лиризм в тесте и приемы его достижения. Мотив дождя и темноты.

VII. Диалог как средство повествования

Диалог как часть структуры художественного целого. Соотношение диалога с авторским повествованием. Ремарка и её значение. Реплики в системе сопоставлений и противопоставлений. Стилистика языковых единиц.



Практикум

В.Распутин, «Рудольфио». Противопоставление романтического и обыденного.

Стилистическая окраска слов. Термины: антоним, антитеза.

VIII. Ритм художественного произведения

Макроритм и микроритм. Ритм на различных уровнях. Ритм в композиционном строении.

Практикум

М.Булгаков, «Мастер и Маргарита», глава II «Понтий Пилат». Повторяющиеся элементы. Рефрен. Ритмическая организация образа. Инверсия и её роль. Дистанционный отрыв определений от определяемого слова. Ритм на звуковом (фонетическом) уровне.

IX. Заглавие художественного произведения и его роль

Заглавие как первая ступенька в художественный мир произведения. Название-символ, название-тезис, название-цитата, название-сообщение, название-намек.

Практикум

А.Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Избранность и возвышенность человека. Смысл «прекрасного мира» в первой части рассказа. Поэтика А.Платонова. Враждебные силы. Силы разрушения.