Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразоавтельная школа № 4 г.Ак-Довурака
Работа на муниципальный этап НПК «Шаг в будущее»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»,
«О красоте человеческих лиц»
Автор: Шагалан Саяра,
учащаяся8 «А» класса
Руководитель: Бутанаева Л.Г.,
учительница русского языка
и литературы.
2015-2016
Содержание
Введение………………………………………………..........стр. 2
I .Основная часть:
1.1 Три этапа творческого пути Николая Алексеевича Заболоцкого
1.2. Сопоставительный анализ стихотворений Н.Заболоцкого……..………………………….стр.4
1.3 Критики о произведениях………………………………….стр.
Заключение
2.Мои выводы…………………………………………………..стр. 8
3.Список использованной литературы……………………….стр.9
4. Приложение
Введение
Меня зовут Шагалан Саяра, мне 15 лет, и учусь я в 8 классе МБОУ СОШ №4. В свободное от учебы время люблю читать, рисовать, петь, слушать классическую музыку, танцевать. Литературное творчество – мое хобби. Мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опытвеликих поэтов.,чтобыучитьсяуних.
У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи великих классиков:стихи Николая Заболоцкого всегда притягивают мое внимание. В его
стихах много поэзии, они прекрасно передают настроение.
Во время их прочтения , у меня возникали вопросы за вопросом, и у меня созрела идея сравнить два стихотворения поэта, объединенных общей темой, найти ответы на них. Я решила провести небольшое исследование.
Целью моей исследовательской работы является сопоставительный анализ двух названных выше стихотворений. Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, какие сходства и различия есть в этих стихотворениях, что их объединяет, чем они отличаются, имеют ли свои особенности его манера письма, какой у него язык, кроме этого я хочу выработать у себя навыки анализа стихотворений.
Но чтобы сравнить, я должна научиться проводить полный анализ одного лирического произведения. На уроке мы, конечно, занимаемся разбором стихов, но глубокий анализ не проводим. Я знаю, что каждое стихотворение – это загадка. За каждым словом, за каждой строчкой скрыто намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Стихотворение – это айсберг, у которого лишь небольшая часть лежит на поверхности воды, но самая значительная, а порой и самая интересная часть открывается только очень внимательному читателю.
Чтобы провести анализ стихотворения, я решила воспользоваться схемой, или примерным планом, такого анализа. В книге Н.В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе», например, приведена такая схема:
Схема анализа стихотворения
1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.
2.Жанровые особенности стихотворения.
3.Темы и основные мотивы.
4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.
5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.
6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.
7.Лексический строй текста.
8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)
9. Приемы звукописи.
10. Особенности строфики и рифмовки.
11. Смысл названия произведения.
При анализе каждого стихотворения мне нужно придерживаться этого плана. Только ответив на все эти вопросы, я смогу сопоставить, сравнить эти два произведения.
При сравнении нескольких стихотворений автор этой же книги предлагает воспользоваться таким планом:
1) о чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?
2) Какая проблема затронута в произведениях?
3) Идейное содержание произведений.
4) Композиционные особенности произведений.
5) Какими художественными средствами пользовался поэт при создании образов? Какова роль этих средств в тексте?
6) Художественные особенности стихотворений.
7) Особенности строфики и рифмовки.
Итак, мне известен материал для анализа, дан примерный план анализа. Я выбираю наиболее удобную, на мой взгляд, форму анализа – построение таблицы, в которой последовательно, шаг за шагом буду разбирать стихотворения поэта. Найду сходства и различия между ними в содержании (тематике, идее, системе образов, настроении), и в форме (на лексическом и фоническом уровне). К каким выводам я приду? Что интересного мне удастся открыть? Насколько полным будет мой анализ? Наконец, я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, пытливой и любознательной. И может быть, великие поэты поделятся со мной секретами своего мастерства?
I .Основная часть:
1.1 Три этапа творческого пути Николая Алексеевича Заболоцкого
Творческий путь этого поэта можно разделить на три шага.
1926—1933 — создание и участие в ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), книжка стихов «Столбцы» (1929), стихотворная книжка для детей «Хорошие сапоги» (1928), работа в детской секции Госиздата. Об обэриутах: хотелось бы не только «организовывать вещи смыслом», но и вырабатывать органически свежее мироощущение, новый способ познания мира. Свойства такового способа и проявляются в «Столбцах».
2-й этап
1933—1945 — поэма «Торжество земледелия» (1933) расценена как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный сборник Заболоцкого не заметил света. Именно в это время складывается формула поэтического творчества Зaбoлoцкoгo МОМ: мысль — образ — музыка. Под музыкой понимается затаенная гармония повальной жизни, родственная гармонии душевной. Подлинными человеческими свойствами поэт считает разум и волю.
Н. А. Заболоцкий усиленно занимается переводами, делает для детей прозаические переложения романов Ф. Рабле, Дж. Свифта, Ш. де Костера. В 1937 году выходит «Вторая книга»: критики говорят о «втором рождении» поданная, избавляющегося от «старых ошибок». Но в 1938 году Заболоцкий осужден по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду. На допросах, невзирая на тяжелые физические испытания, он не признал себя виноватым в создании контрреволюционной организации. Это спасло его от смертной экзекуции.
Заболоцкий четыре года провел в районе Комсомольска-на-Амуре, после этого год на Алтае в Кулундинских степях. Потом еще два года живет в Караганде под надзором. Креативный подвиг Заболоцкого — поэтическое переложение «Слова о полку Игореве». Оно было начато в 1937 году и завершено в лагере. Непосредственно завершение этой работы помогло ему добиться освобождения.
3-й период
1946—1958 годы. Сначала Н. А. Заболоцкий выпускает небольшой сборник «Стихотворения» (1948), хотя он проходит не замеченным критикой. Заболоцкий переводит «Витязя в тигровой шкуре», стихотворения грузинских поэтов.
Сталин погибает, начинается период «оттепели». В 1957 году новая книга с обычным названием «Стихотворения» заново открывает для читателей поэзию Н. А. Заболоцкого.
Ум и воля уже не являются главными в системе ценностей Заболоцкого. Не ум, а чувство утверждает теперь поэт, воспевает «огонь сочувствия» — непосредственно это становится основой красоты и творчества для поэта. Первый раз к концу жизни он пишет стихи о любви — не о любви вообще, а о собственной, личной (цикл «Последняя любовь»). Именно стихи, написанные впоследствии войны, становятся самыми известными и любимыми стихами поэта.
1.2. Сопоставительный анализ стихотворений Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц»
На протяжении веков люди пытаются понять, что же такое красота. Эта тема волновала и продолжает волновать многих писателей, поэтов, художников, которые в своих творениях постигали истину красоты. Среди них – Николай Заболоцкий, поэт трудной судьбы, для которого вопрос «Что есть красота И почему ее обожествляют люди»? составил предмет его художественных раздумий в стихотворениях «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц» и др.
Что есть красота?
Попробуем дать научное определение данному понятию.
Большой толковый словарь русского языка.
Гл. ред. С. А. Кузнецов.
КРАСОТА
1. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте.
2. Красивое, прекрасное. Какая красота кругом!
3. Красивая, привлекательная внешность. Она была наделена красотой и талантом.
5. мн.: красоты
Красивые места (в природе, в произведениях искусства).Осматривать местные красоты. Разг. О том, что вызывает восхищение; замечательно, поразительно. Хорошо поработали, красота!^
Толковый словарь Ожегова
1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы.
2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.
3. красота! в знач. сказано о чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. Красота!^
Толковый словарь Ушакова
КРАСОТА
Отвлеченное существительное к красивый. Красота рисунка. 2. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. Красивые места; то, что производит художественное впечатление. Красоты Крыма. Поэтические красоты. 4. Красивая, привлекательная наружность. Он не отличался красотой. 5. Красавица (устар.). Влюблен я, дева-красота. Языков. Его (Гименея) завистливые взоры теперь не страшны красотам. Пушкин. 6. в знач. междометия. Очень красиво, хорошо, ловко (простореч., часто ирон.). Поскользнулся, упал в грязь - красота! Во всей красоте, для красоты - то же, что во всей красе, для красы (см. краса).
Исходя из сказанного: Красота-это…
1.Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
[pic]
2.Привлекательная внешность.
[pic]
3.Душевная красота.
[pic]
Какое же понятие «красоты» вкладывает автор Николай Алексеевич Заболоцкий в стихотворения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц».Каковы сходства и различия названных стихотворений?
Сходства произведений.
Рассмотрим композицию стихотворений.
В стихотворении «Некрасивая девочка» 2 части: описание внешности девочки, размышления автора о её будущем.
Внешне некрасивая девочка («лягушонок», «рот длинен», «зубки кривы») бегает за мальчиками по следу, которым купили по велосипеду. Она искренне радуется за них («ликует и смеется, охваченная счастьем бытия»). И если бы у мальчишек случилось несчастье, девочка сочувствовала бы им. Она умеет сострадать, радоваться чужому счастью.
Во второй части автор рассуждает о будущем этой девочки. («Рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! ») Мне кажется, если человек добрый, способный сопереживать, то к ней потянуться люди, и тогда внешность не будет столь важна. («Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье»). Автор говорит о доброте, чистоте души девочки.
Для автора важна красота внутренняя, красота души. В конце он задает риторический вопрос, ответ на который очевиден.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
В стихотворении «О красоте человеческих лиц» уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях В нем тоже можно выделить две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.
Портал -это главный вход большого здания. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество.
Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.
Сычуг- это один из отделов желудка жвачных животных. Автор подразумевает нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.
Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.
Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:
Поистине мир и велик и чудесен!
Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет:
Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.
В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого.
Исходя из сказанного, два стихотворения объединены общей темой(красота), проблемой ( что есть красота), идеей (для автора важна красота внутренняя, красота души; он ценит такие качества в человеке, как умение сострадать, сопереживать, радоваться чужому счастью, искренность, открытость, жизнерадостность ).
Различия вышеназванных стихотворений.
Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Некрасивая девочка»
лягушонок, колечки кудрей, радость томит и рвется, сердце не игрушка, сломать, пламень горит, боль переболит, перетопит камень, грация души сквозит, сосуд или огонь. создание образа
усиление впечатления, выражение эмоционального состояния, выделение предмета из ряда подобных [cм.Речеведение.И.В.Пекарская,1997]
12
эпитеты: худая рубашонка, рот длинен, зубки кривы, чужая радость, ни умысла худого, так живо, для иных мертво, бедная дурнушка, чистый пламень, тяжкий камень, младенческая грация, огонь мерцающий (дающий тепло)
12
всего 24 тропа
Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «О красоте человеческих лиц»
пышные порталы, жалкие лачуги, холодные, мертвые лица, малая хижинка,неказиста, небогата, мир и велик и чудесен, ликующие песни, сияющие ноты, небесных высот. создание образа
усиление впечатления, выражение эмоционального состояния, выделение предмета из ряда подобных [cм.Речеведение.И.В.Пекарская,1997]
12
Сравнения: лица, подобные порталам, лица-подобия лачуг, иные лица закрыты решетками, словно темница, другие-как башни, лица-подобья песен, как солнце, составлена песня.
6
Метафоры: струилось дыханье дня, из этих сияющих нот составлена песня небесных высот
2
стилистическая фигура:анафора(повторение отдельных слов или оборотов в начале строк):
есть лица…(повторяется 3 раза)
привлечение внимание читателей, усиление уже сказанного формой слова
1
антитеза(противопоставление), выраженная союзом но
подчеркнуть своеобразие описываемого предмета с целью его выделения из ряда однородных
1
всего 22 тропа
Особенности строфики и рифмовки в произведениях
1 строфа: 4 четверостишия В первой строфе в четверостишиях использован кольцевой способ рифмовки: мжжм; в двустишии- парный способ : жж;
во второй строфе в первом четверостишии-перекрестный способ : жмжм; во втором и третьем- кольцевой: мжжм, жммж; в четвертом и пятом- перекрестный: мжмж, мжмж; в двустишии- парный: жж.
В четверостишиях использован парный способ рифмовки:
жжмм.
Размер стихотворений
-/- -/- -/- Трехстопный амфибрахий.
-/- -/- -/- -/-
Четырехстопный амфибрахий
1.3 Критики о произведениях Н.А. Заболоцкого
«Проблема истинной и ложной красоты, приоритет красоты внутренней, духовной свойственны для лирики Заболоцкого. <...> Эта идейно-эстетическая позиция в заключении проблемы человеческой красоты сближает лирику Заболоцкого с российской литературной традицией, идеями и образами произведений Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, М. Горького», — сообщает Н. В. Беляева1.
Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).
“Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд” (А. Зорин, “Литература”, №14, 2001 год)
Заключение.
Выводы:
Подведу итоги моей исследовательской работы. Сравнительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены общей темой(красота), проблемой ( что есть красота), идеей (для автора важна красота внутренняя, красота души; он ценит такие качества в человеке, как умение сострадать, сопереживать, радоваться чужому счастью, искренность, открытость, жизнерадостность ).
В то же время у стихотворений много отличий. В первом стихотворении «Некрасивая девочка»использованы только тропы: метафоры, эпитеты ; во втором «О красоте человеческих лиц» не только тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, но и стилистические фигуры: анафора и антитеза.
Язык первого стихотворения гораздо богаче. И разнообразием интонаций, и особенностями строфики и рифмовки. Все эти средства помогают автору выразить главную мысль, идею стихотворения.
Стихотворения написаны одним размером-амфибрахием, что придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть. Но последовательность чередования ударных и безударных слогов в стихотворных строках у них разное: в первом произведении 3 стопы, во втором- 4 .
Из обзора критических статей я соглашусь с мнением А.Зорина, который считал, что «…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд». Все зависит от самого человека, если он сам будет внимателен к окружающим людям, то и к нему тоже потянутся.
Список литературы:
Пекарская И.В. Речеведение. В 2ух частях. Часть 1. г.Абакан, 2000
Русская советская поэзия/Ред.Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков.-М.: Худож.лит.,1990
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М.,2004
4.Францова Н.В., Доронина Т.В. и др. литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. - М., 2005
Приложение
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
О красоте человеческих лиц