Конспект урока по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: Гражданственность и народность лирики Н.А.Некрасова.

Цель:

-показать характерные особенности стихов Н.А.Некрасова

-формировать навыки анализа художественного текста, сопоставительного анализа

-развитие представлений о понятии «гражданственность»

-формирование понятия о том, что гражданственность и народность-важнейшие идейно-эстетические категории, критерии творчества писателя, поэта.

Рабочие понятия: гражданин, гражданство, гражданственность, элегия, муза, деталь, антитеза, сюжет,

композиция.

Эпиграф:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Н.А.Некрасов—народный поэт,певец страданий,поэт-демократ,тонкий лирик,поэт-реалист,оказавший огромное влияние на всё развитие русской поэзии.Лирика Н.А.Некрасова всегда социальна :отражает вопросы общества,устройства человеческих отношений.Всегда проникнута гражданственностью.

-Прочтение, толкование эпиграфа

-Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

-Знакомимся со значением слова «гражданин»

-Гражданин  —1.Лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

2.Человек,служащий Родине, народу, обществу, заботящийся об общественном благе.

Сам Н.А.Некрасов понимает это слово так:

А что такое Гражданин?

Отечества достойный сын.


Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений русских поэтов –предшественников и продолжателей Н.А.Некрасова.
К.Ф.Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. А.С.Пушкин уподоблял поэта пророку, которому дано “глаголом жечь сердца людей”. (“Пророк”) 
М.Ю.Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучит более “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. 
Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Сейчас мы с вами остановимся на стихотворениях,в которых он высказал свой взгляд на роль и назначение поэта.

2.Чтение подготовленными учениками стихотворения «Поэт и гражданин» по ролям.

3.Беседа,аналитическое чтение стихотворения.

(План анализа стихотворного текста на парте)

Стихотворение построено в форме диалога.

- О чём спорят герои стихотворения?

Один прячется за великого Пушкина, цитируя:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Другой, вспоминая уроки Белинского и Добролюбова, как бы опровергает его:

С твоим талантом стыдно спать: 
Еще стыдней в годину горя 
Красу долин, небес и моря 
И ласку милой воспевать. 


Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний. Важно понять, что Некрасов не оспаривает Пушкина по существу, а лишь утверждает неприемлемость таких тем («ласки милой», «краса долин») в драматическое время для России.
Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине: 

Не может сын глядеть спокойно, 
На горе матери родной, 
Не будет гражданин достойный 
К Отчизне холоден душой, 
Ему нет горше укоризны... 

Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего гражданином: 

А что такое гражданин? 
Отечества достойный сын. 



- Кто победил в этом споре?

(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). 

-Докажите текстом.

( В последнем монологе мы видим чудо превращения: лирический герой освободился от апатии, лени, постылости, поняв, что именно для него единственная возможность остаться поэтом-стать последовательным гражданином и пойти, как прежде, «в тюрьму и к месту казни», в суды, больницы, туда, где страдают)

Некрасов  полностью разделяет  убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»)

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

- Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием  в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является  Пушкин, в творчестве которого  органически соединились  гражданские и общечеловеческие истины.

Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только поэтическая  (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая Поэта  идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов)  имел в виду вовсе не революционную деятельность. «Дело» - это святое служение родине, «прочно»  оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится,  а не льётся) живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность. 

-Некрасов всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья»

4.Чтение стихотворения«Блажен незлобивый поэт»

. Такими  в его глазах  были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский.  Идейным центром  его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.

5. Чтение, анализ стихотворения «Муза» (1852) .

- Определите, какими эпитетами он охарактеризовал её.

В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали!..» выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его  Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны  тёмные насилия и Зла.

Муза - 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

- А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как  бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».  

Также  в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой  и нелюбимой».

- Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.

6.Чтение и анализ стихотворения «Элегия»

-Определение жанра.

-В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говорит: 

Пускай нам говорит изменчивая мода, 
Что тема старая — “страдания народа”, 
И что поэзия ее забыть должна. 
Не верьте, юноши! 
Не стареет она. 

В “Элегии” поэт, используя риторический вопрос, утверждает, что реформа не принесла народу облегчения (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, “покорствуя бичам”). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет “наглым увлечением”. В этом стихотворении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и боевой, действенный характер своей поэзии. 

Я лиру посвятил народу своему, 
Быть может, я умру, неведомый ему, 
Но я ему служил — и сердцем я спокоен. 

7.Чтение и анализ стихотворений «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда».

-В своих стихах поэт добивался необычайного обобщения. Например, “Забытая деревня” вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или “Размышления у парадного подъезда”, где сразу ясна основная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываются ханжество, лицемерие, пошлость владельцев “роскошных палат”. Народность должна определяться степенью типизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем: 

Назови мне такую обитель, 
Я такого угла не видал, 
Где бы сеятель твой и хранитель, 
Где бы русский мужик не стонал? 

-Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о тяжелом принудительном труде детей.

8.Чтение стихотворения «Плач детей”. 
-Некрасов резко и обличающе показал контрасты города. В 1843 году поэтом было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: “Еду ли ночью по улице темной,..”.

9.Чтение стихотворения “Еду ли ночью по улице темной».

-В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма. 
Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, смерть ребенка, самоотверженная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу. 
Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тяжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая тяжелое положение крестьянства, полное его бесправие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творчестве 60—70-х годов уже ясно звучат мотивы народной революции как единственного пути освобождения. И народ уже выступает в роли той силы, которая “грудью проложит дорогу себе”. 
Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэт в стихотворении “Железная дорога” говорит о простом мужике, его привычке работать: 

Эту привычку к труду благородную 
Нам бы не худо с тобой перенять... 
Благослови же работу народную 
И научись мужика уважать. 

Итог: Мы познакомились лишь с немногими стихотворениями Некрасова.

Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви  к народу. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли  своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем  изумляющий народ.