Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Мы пили жизнь до дна и умирали

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


20

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Яковлевский политехнический техникум»










Методическая разработка литературно-музыкальной композиции


«Мы пили жизнь до дна и умирали

за эту жизнь, не кланяясь свинцу…»





Преподаватель: Зарубина Ю.Н.














2016



Посвящается Сталинградской

и Курской битве


ЦЕЛЬ: показать обучащимся основные ценности жизни через знакомство со своей культурой, историей родного края, через прикосновение к памяти о прошлом народа и страны;

формировать нравственные идеалы у молодого поколения, потребность гордиться Родиной, своим происхождением, историей своего рода;

помочь обучащимся самостоятельно определить свое место в историческом процессе через духовность, патриотизм и культуру народа.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: чтение наизусть отрывков из литературных произведений, стихотворений на военную тему, прослушивание грамзаписей, демонстрация видеофильма.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, грамзаписи А. Зацепина «Давным-давно была война», Е. Аграновича «От героев былых времен…»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: патриотизм, память, духовность, православие, Родина, народ, нравственность.


Оборудование:

  1. На задней стене плакат, на котором написаны даты, увенчанные орденской лентой внизу:

1941 – 1945 гг

1418 дней и ночей



Слайд № 1

2. Записи на слайдах: Слайд № 2

Я родом не из детства – из войны,

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю и счастье тишины,

И каждый лишний день, что мною прожит.

Ю. Друнина

Когда страна узнала о войне,

В тот первый день, в сумятице и бреде,

Я помню, я подумала о дне,

Когда страна узнает о победе.

М. Алигер

Всех в обойму единую втисни,

Остриги под гребенку одну.

Мы писали о жизни, о жизни,

Неделимой на мир и войну.

А. Межиров

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

Ю. Друнина


3. Видеофрагменты из фильмов по произведениям Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

4. Документальные фотографии и репортажи: мемориал «Огненная дуга»,

«Мамаев курган», «Хатынь». Слайды сражений под Москвой, под Сталинградом, блокады Ленинграда; коллажи фронтовых фотографий.


Разработка вечера состоит из трех частей:

1. первая включает рассказ о поэтах и писателях, прошедших дорогами войны «Мы были высоки, русоволосы…»; посвящена лирике, «опаленной войной»;

2. вторая – героическому пути писателей военного поколения «Мы не ждали посмертной славы…»; лирике, «опаленной войной»;

3. третья – страничка посвящена женской поэзии и героическому пути женщин-поэтов.

4. четвертая - героической битве на Белгородской земле в июле-августе 1943 г.




Вступительное слово учителя

Задумывались ли вы над вопросом: «Что такое Родина?» Это просто сочетание звуков или огромная держава с ее великой историей? Место, где ты родился и вырос, или просто точка на географической карте?

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас… Одна у человека мать, одна у него и Родина».


  1. «Мы были высоки, русоволосы…»

На фоне музыки Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала подлая…»

выходят четверо ведущих

1-й ведущий:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось. (С. Щипачев, «2 июня 1941 года»

2-й ведущий: Слайд № 3

В первый день войны 22 июня 1941 года писатели и поэты собрались на митинг, на котором выступили А. Фадеев, И. Уткин, В. Лебедев-Кумач.

Из выступления А. Фадеева: «Писатели Советской страны знают свое место в решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

3-й ведущий:

Более тысячи советских писателей ушли на фронт, около 400 не вернулись с полей сражений.

(На экране появляются имена писателей, погибших на фронтах

Великой Отечественной, и фотографии тех, которые выжили

наперекор всем разрушениям и смерти)

Слайд № 4

4-й ведущий: Николай Майоров, родился в 1919 году, погиб в 1942 году на Смоленщине. До войны Николай Майоров был студентом исторического факультета МГУ, одновременно посещал в Литинституте поэтический семинар, которым руководил Павел Антокольский. Это он писал о жестоком времени:

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Чтец:

Как могут эти дни забыться,

Когда на просеке лесной

Мы пили воду из копытца,

Смывая с губ засохший зной.

Качалось небо в пятнах алых,

И плакал ветер-голосей.

Мы оставляли на привалах

Зарытых наскоро друзей.

Кто знал такой разлуки горше?

В ней вся глухая скорбь земли.

От Минска, Витебска и Орши

Из окруженья шли и шли.

Не знали, близко иль далече,

Но знали – надобно идти,

Взвалив на согнутые плечи

Все, что пережито в пути.

Пусть замутились рек истоки,

В крови пожухлая трава, -

Но солнце всходит на востоке,

И, значит, Родина жива.

(Николай Рыленков, 1944)

1 Ведущий: Павел Коган – автор стихов знаменитой песни «Бригантина» – погиб в 23 года под Новороссийском

Чтец: (Н. Майоров)


Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете как миф,

О людях, что ушли недолюбив,

Недокурив последней папиросы…

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

2 Ведущий:

Михаил Кульчицкий, родился в 1919 году, погиб в 1943 году в боях под Сталинградом. Учась в Литературном институте, обратил на себя внимания самостоятельностью мышления, широтой жизненных взглядов и неповторимостью таланта.

Учащиеся читают стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!»

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: лейтенант

Звучит «налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда – черна от пота – вверх

Скользит по пахоте пехота.

Марш!

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

(26 декабря 1942 года)

3 Ведущий: Георгий Суворов, родился в 1919 году, погиб в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда.

Стихи молодых поэтов военного времени укрепляли веру людей в победу над врагом, в торжество справедливости. Не все вернулись к отчему дому, остались на поле брани.

Учащаяся читает стихотворение Г. Суворова «Первый снег»

Веет, веет и кружится, Улетает и молнией

Словно сон лебедей, Окрыляет, слепит…

Вяжет белое кружево Может, милая вспомнила,

Над воронкой моей. Может, тоже не спит.

Может, смотрит сквозь кружево на равнину полей,

Где летает и кружится белый сон лебедей. (1943)


4 Ведущий:

О своем поколении, которое «свой век прожили, как люди, и для людей» мы читаем у поэта Н. Майорова:

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.


1 Ведущий:

Всеволод Багрицкий – «сын поэта и сам поэт» погиб 26 февраля 1942 года в возрасте 19 лет.

До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,

Уж когда вернусь – не знаю – на родную сторону.

Опадет листва сухая, будут вьюги и дожди.

Я вернусь к тебе, родная, не печалься, подожди.


2 Ведущий: Слайд № 5

Татарский поэт Муса Джалиль был замучен в фашистских застенках Маобитской тюрьмы. Знаменитая «Маобитская тетрадь» со стихами поэта – это исповедь и гневный протест против безумия, развязанного фашистскими захватчиками.


  1. «Вы должны были, братья, устоять, как стена…»

3-й ведущий:

Фронтовая лирика стала мощным нравственным оружием, которая направляла свои «выстрелы» в сознание миллионов граждан Советской страны, призывала к борьбе с врагом, оттачивала поэтическое мастерство многих современников и очевидцев страшной трагедии.

(На экране появляются фотографии писателей-фронтовиков,

прошедших войну и вернувшихся к своему отчему дому)

Слайды № 7-10

4-й ведущий:

В качестве военных корреспондентов фронтовых газет прошли

А. Твардовский и А. Фадеев, К. Симонов и М. Шолохов, А. Толстой и Н. Рыленков.

На фоне песни на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» учащаяся читает фрагмент из воспоминаний А. Твардовского «На родном пепелище» (из книги «Запас огня, залог тепла…»)

«Война обживает и преображает на свой лад любую местность, любой край, и я это особенно остро чувствовал, когда подъезжал в тот день к родным пепелищам со стороны Ельнинского большака, вдоль которого шла дивизия.

Война лишает всякую местность ее особливого облика. Всякое своеобразие пейзажа, очарование того или иного уголка земли отступает на задний план перед однообразием военных дорог, изгибами и пересечениями траншей, уродством пожарищ, воронок, руин. У войны своя память, свои приметы и сравнения.

Когда-то приехал человек в город, где год назад сам похоронил ребенка-сына, и, к стыду, горю и страшному для себя еще какому-то чувству, не нашел на кладбище его могилки».

Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»

Чтец:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Д. Самойлов «Я зарастаю памятью»


Звучит песня «Ты же выжил, солдат…»

1 Ведущий:

Семен Петрович Гудзенко родился в Киеве в 1922 году. Со студенческой скамьи летом 1941 года ушел на фронт. Воевал под Москвой, на Буге и Днестре, в Венгрии и Словакии. В его стихах война предстает во всей страшной обнаженности. И поэт не сторонний наблюдатель в момент, когда решается судьба его Родины, а боец переднего края, живой свидетель трагедии народа и страны.

Обучающийся читает стихотворение Семена Гудзенко «Мое поколение»

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

2 ведущий:

Михаил Александрович Дудин родился в Ивановской области в 1916 году. Великая Отечественная война застала Дудина на скалистом полуострове Ханко. Главной темой его произведений является тема бессмертного подвига защитников блокадного Ленинграда.

Звучит песня на стихи Михаила Дудина «Снегири»

Это память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы.

И мне снятся всю ночь на снегу снегири,

В белом инее красные птицы.

Белый полдень стоит над Вороньей горой,

Где оглохла зима от обстрела,

Где на рваную землю, на снег голубой,

Снегириная стая слетела.

От переднего края раскаты гремят.

Похоронки доходят до тыла.

Под Вороньей горою погибших солдат

Снегириная стая накрыла.

Мне все снятся военной поры пустыри,

Где судьба нашей юности спета.

И летят снегири, и летят снегири

Через память мою до рассвета.

3 ведущий:

Константин Михайлович Симонов родился в 1915 году. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в его творчестве. Она определила позицию художника в отношении к важнейшим проблемам эпохи: война и мир, гуманизм, патриотизм и интернациональное братство, долг человека перед Родиной.

На экране появляются фотографии писателей и поэтов, прошедших войну, - М. Шолохов, А. Фадеев, А. Твардовский, Ю. Друнина, М. Румянцева, Б. Васильев, Ю. Бондарев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Некрасов, М. Исаковский, К. Симонов и др.

Грамзапись песни Е. Аграновича «От героев былых времен…»


  1. «Не знаю, где я нежности училась…»

На экране коллажи фронтовых фотокарточек.

1 ведущий: Слайд № 11

Так повелось издревле, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Но, как подтверждает сама жизнь, бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшие жертвы, принесенные на алтарь Победы, заслуживают того, чтобы о них говорить открыто.

Женщина – мать, сестра, подруга. Какие простые и емкие слова! Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Но война сделала ее солдатом. Она стреляла, бомбила, подрывала мосты, перевязывала раненых и вытаскивала их под пулями, ходила в разведку и брала «языка», бессонными ночами строила укрепления. Женщина убивала.

Чтец:

Не знаю, где я нежности училась, -

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах – обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

Юлия Друнина прошла всю войну санинструктором, выжила наперекор смерти, в ее стихах звучит признание силы любви к жизни на краю погибели.


2 ведущий:

Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты, повара, рядовые банно-прачечных отрядов, пекари, партизанки и подпольщицы. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.


3 ведущий:

Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы»

Просмотр видеофрагмента из кинофильма «А зори здесь тихие…»







  1. «Дорогая моя Белгородчина, мне милее тебя не найти…»

Звучит песня «Последний бой» (музыка и стихи М. Ножкина)

4 ведущий: Слайд №12

Наш Белгородский край война не обошла стороной. 12 июля 1943 года стало точкой отсчета величайшего сражения на Прохоровском поле. 7 недель длилась битва на огненной дуге. Более 4 миллионов человек участвовали в сражении, почти 70 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, почти 12 тысяч боевых самолетов.

Чтец:

Разве можно забыть нам с тобой 43-й

Помнишь - Курская битва тогда полыхала?

И советский солдат, уходивший в бессмертье,

Был сильнее огня и надежней металла.

1 ведущий:

Жестокие бои на Курской огненной дуге решили исход крупнейшей операции в ходе Великой Отечественной войны. Отсюда наши войска рванулись на запад, чтобы дойти до самого Берлина. Победе на Огненной дуге салютовала столица нашей Родины - Москва двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

Обучающиеся читают стихотворения А. Твардовского «Героям Орла и Белгорода» и белгородского поэта Василия Черкесова «Танковое поле» .

В привычных сумерках суровых

Полночным залпам торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.

Родные воины сторицей

Прославит ваши имена

И благодарная столица,

И благодарная Москва.

И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах –

ОРЕЛ и Белгород – слова.


Танковое поле

Небо нынче ясное такое,

Нестерпимо сине-голубое.

Может быть, от васильков июльских,

Что растут на поле славы русской,

Словно очи тех, что отстояли

Родину и сами полем стали?

Проросли они сквозь землю эту

Посмотреть на мирные рассветы,

На детей высоких и красивых,

И на звезды на своих могилах.

И шумит, шумит под синим небом

Танковое поле спелым хлебом.


На экране фотографии мемориала «Курская огненная дуга»

и Вечного огня в центре города Белгорода,

Слайд № 12



Слайд №13-19

Учитель читает строки современных авторов о войне.

Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах»

Как разглядеть за днями след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь – девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым, бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне…

И старшая действительно старея,

Как от кошмара, заслонясь рукой,

Скомандовала тонко:

- Батарея-а-а!

(Ой, мамочка! Ой, родная!) Огонь!...-

И – залп!...

…И тут они заголосили, девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась!...

Кружилось небо – снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя,

Он был слышней разрывов – этот плач!..

Ему – протяжному – земля внимала,

Остановясь на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!.. - Ой, страшно мне!.. - Ой, мама!..

И снова: - Батарея-а-а! –

И уже пред ними посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

Горели неправдоподобно жарко

Четыре черных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал.

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам!

И падали, и подымались снова.

Впервые защищая наяву и честь свою

(В буквальном смысле слова!)

И родину. И маму. И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность венчального стола.

Неслышанное: «Ты моя – навеки!..»

Несказанное: «Я тебя ждала!»

И губы мужа. И его ладони.

Смешное бормотание во сне.

И то, чтоб закричать в родильном доме:

- Ой, мамочка!.. Ой, мама, страшно мне!! -

И ласточка, и дождик над Арбатом.

И ощущенье полной тишины…

Пришло к ним это после. В сорок пятом.

Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.


Звучит мелодия песни А. Зацепина «Давным-давно была война»





Ведущие читают стихотворение М. Румянцевой «Баллада о седых»

Говорят, нынче в моде седые волосы.

И «седеет» бездумно молодость.

И девчонка лет двадцати

Может гордо седою

Пройти.

И какому кощунству в угоду?..

И кому это ставить в вину?..

Как нельзя вводить горе в моду,

Так нельзя вводить седину.

Память, стой…

Замри… Это надо…

То из жизни моей – не из книжки…

Из блокадного Ленинграда

Привезли седого мальчишку.

Я смотрела на чуб с перламутром

И в глаза его очень взрослые.

Среди нас он был самым мудрым,

Поседевший от горя подросток…

А еще я помню солдата,

Он контужен был взрывом гранаты,

И оглох, и навек онемел.

Вот тогда, говорят, поседел…

О седая мудрая старость!

О седины неравных боев!

Сколько людям седин досталось

От неотданных городов?!.

А от тех, что пришлось отдать

Поседевших не сосчитать…

Говорят, нынче в моде седины.

Нет, не мода была тогда…

В городах седые дымины,

И седая в селе лебеда,

И седые бабы-вдовицы,

И глаза, седые от слез,

И от пепла седые лица

Над холмом у седых берез…

Пусть сейчас не война. Не война…

Но от горя растет седина…

Эх ты, модница, злая молодость!

Над улыбкой - седая прядь.

Это даже похоже на подлость –

За полтинник

седою

стать.

Я не против дерзости в моде.

Я за то, чтобы модною слыть.

Но седины, как славу, как орден,

Надо, выстрадав, заслужить.



Звуки метронома – минута молчания


Литература

1. Русская советская поэзия. Под редакцией Л.П. Кременцова. - Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1988. – 591 с.

2. Ю.В. Друнина. Избранное в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1989.

3. М. Румянцева. Твое имя. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1969. –

79 с.

4. Здравствуй, книга. Для семейного чтения. Выпуск 2-й. Составители Н.А. Демьянова и А.А. Осипова. – М.: Московский рабочий, 1983. – 512 с.

5. Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 класса средней школы в двух частях, часть II. Составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 1993. – 448 с.

6. Борис Осыков. Белгородский алфавит. Краткий краеведческий справочник. Воронеж.: Центрально-черноземное издательство, 1990.