Планирование курса «Анализ художественного текста в единстве формы и содержания»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Планирование курса «Анализ художественного текста в единстве формы и содержания»

[link] . Лирический герой как носитель сознания и предмет изображения.

Анализ стихотворений по выбору учащихся. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.


27

2.04

9.04


1.04

8.04


Художественно-выразительные средства поэтической речи.

2

Сравнение. Метафора и её разновидности: овеществление, олицетворение, распространённые метафоры, общеупотребительные, индивидуально-авторские. Эпитет и его разновидности: цветовые, оценочные, метафорические, постоянные. Ирония. Метонимия, перифраза.

Параллелизм, прямой и отрицательный параллелизм. Фигуры, которые строятся на противопоставлении: антитеза, контраст, оксюморон. Фигуры, связанные с особенностями синтаксического строения художественного текста: обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия, бессоюзие (многосоюзие), повтор. Анафора, эпифора, рефрен. Гипербола, гротеск, литота.


Анализ стихотворений по выбору учащихся. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.


28

16.04


15.04



Ритмико-интонационная организация стихотворения.

1

Структура стихотворения:

Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...). Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей).
Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, жен
ская. Дактилическая, гипердактилическая).

Строфика: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет).

Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм).

Анализ стихотворений А.Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий».



29

23.04


22.04


Поэтическая фонетика.

1

Фоника (звукопись: эвфония, аллитерация, ассонанс).


Анализ стихотворений Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».



30-31

30.04

7.05


29.04

6.05


Лексические средства выразительности художественной речи.

1

Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы).


Анализ стихотворений по выбору учащихся. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.


32

14.05


13.05


Основы стихосложения

1

Структура стихотворения:

Метрика. Размер. Рифмика.

Строфика

И. Бунин «Одиночество» и др.стихи по выбору учащихся



33-34

в течение

недели


Индивидуальные консультации обучающихся, выполняющих самостоятельные исследования.

2



35

28.05


27.05


Итоговое занятие. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

1
























Приложение 1

Этапы филологического изучения прозаического произведения.

1. Общая фоновая характеристика.

1 Сведения об авторе. Об особенностях его личности.

2.Отражение личностных особенностей автора в тексте.

3.Эпоха, в которую создавалось произведения (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное.

4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.

5.Место произведения в контексте творчества автора и русской литературы.



2.Предварительная литературоведческая оценка.

1. Тема.

2. Проблематика.

3.Идея.

4.Жанр.

5.Элементы сюжета.

6.Композиция.

7. Основные образы.



3.Лингвистический анализ текста.

1.Лингвистический комментарий, то есть объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций

2.Лингвистическое толкование текста (текст как явление художественного стиля речи):

а) стилевая отнесённость текста,

б) строфика текста:

- прозаические строфы,, основанные на цепной связи между предложениями; -прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений;

  • иные структурные типы прозаических строф;

  • способы связи между строфами;
    в) стилистика текста:

стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, архаизмов, историзмов, неологизмов, жаргонизмов, стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологических средств.; -стилистическое использование возможностей словообразования, -стилистическое использование различных частей речи, -стилистический синтаксис; -ИВС (тропы и фигуры), -другие составляющие текста, -фоника;



4.Идейный и лингвопоэтический анализ

1. Тема (тематика произведения).

2.Проблема (проблематика произведения)

3.Идея (идейное содержание).

4.Тип авторской эмоциональности ( пафос): героический, идиллический, сентиментальный, романтический, трагический., комический, иронический.

5.Родовая и жанровая специфика.

6.Время и пространство произведения.

7.Сюжет как система событий, составляющая содержание литературного произведения. Конфликт.

8.Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции.Виды интерьера.

9.Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: монологи, поступки. Высказывания, диалоги, дневники. Переписка... Образ повествователя.



План анализа прозаического текста

Наблюдения за элементами художественного текста:

  • художественное пространство;

  • художественное время;

  • композиция;

  • символика;

  • мотивы, художественные детали;

  • система персонажей;

  • смысл названия;

  • интертекстуальность (определение связи анализируемого текста с другими произведениями







Приложение 2

Алгоритмы анализа художественного текста

План анализа стихотворения

  1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом? Меняется ли чувство автора на протяжении стихотворения? Если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

  2. Есть ли в стихотворении конфликт? Для определения конфликта выявить ключевые слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными (в положительно и отрицательно окращенные слова)

  3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически?

  4. В какой строфе можно выделить кульминацию? Есть ли в стихотворении завязка? Какая?

  5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения? Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)

  6. Роль последней строки. Какие слов представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение?

  7. Роль звуков в стихотворении

  8. Цвет в стихотворении

  9. Категория времени (значение прошлого, настоящего и будущего)

  10. Категория пространства (реального и астрального)

  11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю, адресату?

  12. Особенности композиции стихотворения

  13. Жанр стихотворения

  14. Литературное направление, если можно определить

  15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза …)

  16. Мое восприятие стихотворения

  17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значения этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место создания. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта






Приложение3

План анализа лирического произведения.

1.Дата написания с историческим или биографическим комментарием.

2.Связь произведения с эпохой, если это необходимо для понимания основных идей.

З.Тема и идея (идейное содержание) стихотворения.

4.Композиция.

5.Мироощущение лирического героя.

б. Пафос стихотворения.

7.Структура стихотворения:

1. Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, сво
бодный стих...).

2. Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей).

3.Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, жен
ская. Дактилическая, гипердактилическая).











Приложение 4

Анализ эпизода литературного произведения

1. Определить границы эпизода2, дать ему название.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

10.Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

11.Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).



Приложение 5

Задания к урокам-практикумам

Сюжет и композиция

Что такое композиция? Каковы ее основные функции?

  1. Определите тип вне сюжетных элементов и их роль в литературном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (отрывок, текст прилагается)

От слов «… Я находился в том состоянии чувств души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях…» до слов «… Ужас и недоумение овладели мною…»

3. Назовите известные вам композиционные приемы. В чем состоит их сущность и художественный смысл?

4. Определите, какой композиционный прием использует автор и как это помогает раскрыть авторскую идею?


Б.Пастернак

Снег идет, снег идет. Потому что жизнь не ждет

К белым звездочкам в буране Не оглянешься – и святки.

Тянутся цветы герани Только промежуток краткий

За оконный переплет. Смотришь, там и Новый год.

Снег идет, и все в смятенье, Снег идет, густой-густой.

Все пускается в полет, – В ногу с ним, стопами теми,

Черной лестницы ступени, В том же темпе, с ленью той

Перекрестка поворот. Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Снег идет, снег идет, Может быть, за годом год

Словно падают не хлопья, Следуют, как год идет,

А в заплатанном салопе Или как слова в поэме?

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, Снег идет, снег идет.

С верхней лестничной площадки, Снег идет, и все в смятенье:

Крадучись, играя в прятки, Убеленный пешеход,

Сходит небо с чердака. Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

35