Рабочая Программа по литературе для 8 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края





ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы ________ Т.Ф. Калужина

Приказ № 5 от августа 2015





Рабочая программа

по литературе

8-в класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель Сычёва Е.П.





Тюменцево, 2015

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2006г.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели и задачи:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

- обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

- развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

- активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

- познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)


Учебно-тематический план

70



Содержание тем учебного курса


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.



Произведения для заучивания наизусть

Исторические песни: «О Пугачеве», «О Ермаке» (на выбор)

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок).

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор).

Л. Н. Толстой «После бала» (отрывок на выбор).

А. Т. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор).

Список литературы для самостоятельного чтения

Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе…».

«Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…». «Ивушка, ивушка, зеленая моя…».

«Ах, вы, ветры, ветры буйные…». Авдотья Рязаночка.

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

И. А. Крылов. 3-4 басни на выбор.

К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время…». Иван Сусанин.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3-4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил…». Повести Белкина.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли…». «Ты всегда хороша несравненно…»

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду…»

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Буря на небе вечернем…». «Я жду…Соловьиное эхо…»

А. Н. Майков. «Вчера- и в самый миг разлуки…».

И.С. Тургенев. Певцы.

А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.

В.Г. Короленко. Мгновение.



Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся





В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.





И. Ф. Анненский. Снег.

Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает…»

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей…»

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).

М. А. Волошин. Коктебель.

А. А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом…». «Проводила друга до передней…».

С. А. Есенин. Письмо матери.

Н. М. Рубцов. «В святой обители природы…»

А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.

В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.

А. С. Грин. Бегущая по волнам.

Н.Н. Дубов. Горе одному.

Ч. Айтматов. Ранние журавли.

Л.С. Соболев. Морская душа.

В.Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

В. Скотт. Айвенго.








Раздел III. Тематический поурочный план

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый результат и уровень усвоения

Контрольные мероприятия

Домашнее задание

Примечание

Введение. Русская литература и история.

1

Знать: понятие «художественная литература»; понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества.


С.3-4.



Устное народное творчество

2





Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.

1

Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», «лирическая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре. Уметь: определять жанровые особенности народных песен, роль в них художественных средств.

Уметь: объяснять своеобразие жанра частушки


Подготовить исполнение нескольких лирических песен.


Предания как исторический жанр русской народной прозы «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности. Уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное.


Выучить наизусть исторические песни. О Пугачёве, Ермаке (на выбор)



Из древнерусской литературы

2





Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского».

1

Знать: определение понятий: «летопись», «житие». Уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно- художественное своеобразие произведения через образ главного героя.


Прочитать «Житие Александра Невского», с.23, зад. 4.


«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века.

1

Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности.

Уметь: находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.





Из русской литературы XVIIIвека

3





Русская литература 18 века. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме.

1

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и ее сценическую судьбу. Уметь: обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт.


Биография Фонвизина, основные правила классицизма.

Презентация

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1

Знать: определение понятия «классицизм»; действующих лиц, сюжет комедии. Уметь: находить в пьесе черты классицизма ( единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» «отрицательных»).


Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина.


Р\р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»

1

Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать.


Написать сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»



Из русской литературы ХIХ века.

35





И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа.

1

Знать: историю создания изучаемого произведения. Уметь: определять тему басни, находить и объяснять роль художественно-выразительных средств, выразительно читать басню.


Подготовиться по вопросам 1-6 на стр. 80-81

Презентация

В/ч. И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Знать: историю создания изучаемого произведения. Уметь: определять тему басни, находить и объяснять роль художественно-выразительных средств, выразительно читать басню.


Выразительное прочтение басен


К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича.

1

Зн а т ь: основные факты жизни и творческого пути К.Ф.Рылеева.

Уметь анализировать изучаемое произведение.


Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака»


Дума К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

1

Знать: историю создания произведения К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

Уметь: определять тему анализируемого произведения.


Подготовиться по вопросам 1-9 на стр. 88


А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» (Я помню чудное мгновенье…»)

1

Зн а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники. Знать: историю создания изучаемого произведения. Уметь: определять тему стихотворения, находить и объяснять роль художественно-выразительных средств, выразительно читать стихотворение


Подготовить рассказ о Пушкине

Презентация

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

1

Знать: исторические источники в творчестве Пушкина.

Уметь находить историческую тематику в произведении А.С.Пушкина


Прочитать « Историю Пугачёва» А.С.Пушкина»

Презентация

А.С.Пушкин «История Пугачева»(отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II. Уметь: объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева».


Прочитать главы 1-5 «Капитанская дочка», вопросы с. 186-187


А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» История создания произведения. Герои их исторические прототипы.

1

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; Уметь: определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя.



Презентация

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.


Прочитать главы 6-9, вопр. С. 187-188.

Презентация

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

Понимать: отношение автора и действующих лиц к героине. Уметь: анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа.


Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачев в романе».


Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании. У м е т ь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя.


Составить план-характеристику к теме «Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

1

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.


Выучить наизусть отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

1

Знать: историю создания повести. Понимать ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя. Уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля.


Подготовить цитатный материал к образу Гринева.


Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

1

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; Уметь: определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя.

Контрольная работа



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, связанные с Кавказом. Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта, Лермонтова- офицера.


Прочитать поэму «Мцыри», составить цитатный план первой-восьмой глав.

Презентация

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы

1

Знать: черты романтизма как литературного направления, определение понятия. Уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри» , объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, оценивать язык поэмы, определять стихотворный размер.


Подготовить рассказ о Мцыри по плану. Выучить наизусть отрывок из поэмы.


Особенности композиции поэмы «Мцыри».

1

У м е т ь: определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль ИВС в эпизоде.


Творческое задание: написать о каком-либо событии своей жизни (или жизни вымышленного героя) от 1 лица.


Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри

1

З н а т ь: образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа .

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Сочинение.

Написать сочинение. Прочитать комедию Н. В. Гоголя «Ревизор».


Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Зн а т ь: факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую историю пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками. Понимать идейный замысел комедии.

У м е т ь: объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В. Гоголя.


Перечитать первое действие комедии, определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках города

Презентация учащихся

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

1

З н а т ь: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века. Уметь: подтверждать примерами первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, определять завязку действия комедии.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному


Перечитать действие II, III комедии. Сравнить 2 сцены первого действия (3 и 5 явления)


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

1

Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль, сочетание комического с драматическим; оценивать язык комедии, авторское отношение к изображаемому.


Озаглавить каждое действие комедии цитатами. Индивидуальные задания.


Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль, сочетание комического с драматическим; оценивать язык комедии, авторское отношение к изображаемому.


Подготовить инсценировку отдельных явлений.


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии.

1

Уметь: делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять: конфликт и сюжет художественного произведения; сравнивать сюжеты драматического и эпического произведений, определять композиционные элементы комедии, наблюдать над речью действующих лиц, определять роль ремарок в пьесе.


Индивидуальные задания.


Особенности композиционной структуры комедии.Подготовка к домашнему сочинению

1

Знать: Особенности композиционной структуры комедии, специфику завязки, развития действия, кульминацию. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Сочинение

Написать сочинение на одну из предложенных тем


Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

Знать: обстоятельства жизни Н. В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, ее сюжет.

Уметь: оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей.


Составить план повести. Проанализировать поведение героя, изменения в характере Башмачкина после его решения сшить шинель, обладания ею и потери обновы.

Презентация

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Уметь: оценивать роль художественной детали и фантастики в повести; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них; уметь выражать свое отношение к героям и событиям.


Ответить на вопросы письменно

Презентация

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1

Зн а т ь: основные факты жизни и творческого пути М.Е. Салтыкова-Щедрина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.


Вопросы №5,6 , стр. 14 (учебник)

Презентация

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1

Зн а т ь: основные факты жизни и творческого пути М.Е. Салтыкова-Щедрина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.


Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Старый гений».


Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Знать изученное творчество М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Контрольная работа



Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

1

Знать: автора, содержание рассказа. Уметь: выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа.


Подготовить пересказ рассказа «Старый гений».

Презентация

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; историю создания и содержание рассказа. Понимать жизненную позицию главного героя, перекличку двух эпох, изображенных писателем



Составить письменно композиционный план рассказа «После бала».

Презентация

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монологкак приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

1

Знать: тему и идею рассказа.

Уметь: определять раскрытие жизненных противоречий и позиции писателя, значение элеменов сюжета, композиции, ИВС, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях.


Выучить наизусть отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «После бала»


В/ч. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

1

Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окружающему миру. Уметь объяснять истоки гуманизма Л. Н. Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души).


Ответить на вопросы (в тетради)


Поэзия родной природы. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова. Анализ лирического произведения.


1

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.


Выучить наизусть одно стихотворение на выбор.


А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

З н а т ь: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему.

У м е т ь: выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе


Ответить на вопросы (в тетради)

Презентация


Из русской литературы XX века

18





И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

1

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа .

У м е т ь: определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы и бунинского историзма; объяснять роль пейзажа произведения. Его связь с настроением героев, сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему.


Подготовить ответ на вопрос «Над чем заставляет задуматься рассказ И. Бунина «Кавказ»?


А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.

У м е т ь: давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора


Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых.


Р/р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению

1

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Сочинение

Написать сочинение «Что значит быть счастливым?»

Урок-диспут

А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

1

З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения.


Выразительное чтение стихотворение А. Блока «Россия».

Презентация

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания. Понимать оценку бунта Пугачева Есениным. Уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы, сопоставлять образ предводителя восстания в разных произведениях


Выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев» (монолог Пугачева или Хлопуши)

Презентация

Р/р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.Есенина.

1

Знать изученный материал.

Уметь систематизировать полученные знания и применять их на уроке и при написании сочинения на заданную тему.




Сочинение

Написать сочинение на тему «Историческая тема в творчествеА.А.Блока и С.А.Есенина»

Урок –конференция

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству.

1

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути. Понимать сложный путь творчества писателя. Уметь: определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками.


Написать мини-рассказ на тему «Как я готовился к сочинению».



Писатели улыбаются






Журнал «Сатирикон».. Ироническое повествование о прошлом и современности. Художественное своеобразие рассказов Н. Теффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни»

1

Знать: историю журнала «Сатирикон», как строится юмористическое произведение. Понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении. Уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и неумную шутку от настоящего юмора.


Прочитать рассказ М. Осоргина «Пенсне»

Презентация

В/ч. М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне

1

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, содержание рассказа. Понимать авторский замысел. Уметь: определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать ИВС языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении.


Придумать историю какого-либо предмета, отталкиваясь от тех действий, которые определил ему писатель.

Презентация

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина.

1


Контрольная работа



А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы. Понимать ее сюжет, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти.


Ответить на вопросы (в тетради)

Презентация

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Знать: содержание глав. Уметь: анализировать как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.


Подготовить выразительное чтение наизусть одной из глав поэмы «Василий Теркин».


Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме.

1

Понимать жанро-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Уметь находить в поэме героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав. Уметь находить сходство и различие между автором и его героями.


Подготовить литературный анализ поэмы «Василий Теркин».

Творческий проект учащихся

В/ч. А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа.

У м е т ь: анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, чувства жены героя и его детей, переживших тяготы войны; наблюдать за языком писателя.


Подготовить устное сообщение о героях рассказа. Индивидуальные задания.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

З н а т ь: поэтов военного времени и их творчество; композиторов, положивших стихи на музыку. У м е т ь: объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время.


Подготовиться к анализу лирического произведения


В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе.

1

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, содержание рассказа, его героев. Уметь: определять основную мысль рассказа, отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми.


Подготовить отзывы о других рассказах книги «Последний поклон».


Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века»

1

Уметь систематизировать полученные знания и применять их на уроке и при написании сочинения на заданную тему.

Сочинение.

Подготовить сборники стихов русских поэтов о Родине, родной природе


Русские поэты о Родине, родной природе.

1

З н а т ь: образную природу словесного искусства.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.


Выучить наизусть одно из стихотворений на выбор.



Из зарубежной литературы

6





У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви

1

З н а т ь: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта”.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС.


Подготовить презентацию о У.Шекспире

Презентация

Сонеты У.Шекспира

1

Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение темы


Выучить один из сонетов наизусть.

Презентация

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).

1

З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.


Систематизировать материал о Журдене по I и II действиям. Прочитать 3-5 действия аьесы.


Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии

1

З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.


Подготовиться по заданным вопросам


Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

2

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание произведения. Уметь: пересказывать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей.


Выучить определение сатиры, юмора, гротеска.

Презентация

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

2

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание произведения. Понимать историческое время, изображенное в романе, поступки героев. Уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии.


Доказать, что роман «Айвенго»- исторический роман.


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1

Понимать роль и значение групповой работы. Уметь сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый информационный материал из разных источников, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать и делать выводы, давать оценку деятельности и ее результатам.





Итого 70 часов







Раздел IV. Формы и средства контроля

Формами контроля являются :

- текущие оценки,

- итоговые оценки,

- подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,

- тест;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- зачётная система по некоторым темам курса.

- классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

- устное высказывание на заданную тему;

- на проблемный вопрос.

Критерии оценивания

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Раздел V. Перечень учебно-методических средств обучения



  1. Бурдина И.Ю. Чехов в школе: Книга для учителя / И.Ю. Бурдина. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  3. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие / О.А. Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

  4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. М.: ВАКО, 2006.

  5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.:

Просвещение, 2008.

  1. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. – М.: «Издательство Олимп», «Издательство АСТ», 2006.

  2. Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.Я. Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: Издательство «Глобус», 2009. (Образовательный стандарт).

  3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006

  4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М: Просвещение, 2006.