Календарно- тематическое планирование по литературе в 8 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Календарно- тематическое планирование по литературе 8 класс

Тип

урока

Планируемые результаты

знать / уметь

Виды контроля

Примерное домашнее задание

Дата

План

Факт

Введение (1ч)

1

Русская литература и история

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм.

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев


Тест, вопросы и задания

1—3

(с. 5)

«Русские народные песни»

(с. 6—8)

03.09


Устное народное творчество (2ч)

2

УНТ. Отражение жизни народа в русских

Народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе», «Вдоль по улице метелица метёт». Частушка как малый песенный жанр.


Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Урок изучения нового материала











Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.

Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти.


Пересказ

статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12),


Задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 13)













07.09


3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.«О Пугачёве»,«О покорении Сибири Ермаком»

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа.

Урок изучения нового материала











Знать: особенности жанра предания;

содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею;

Выразительное чтение преданий, характеристика

героев, вопросы и задания

1—3

(с. 16-17),



Задание

1 (с. 17,

рубрика «Развивайте дар слова»),

(с. 18-19)


11.09


Из древнерусской литературы (2ч)



Урок изучения нового материала,

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»






Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Словарная работа.

Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова.

Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30)



Урок изучения нового материала,
















Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».

Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...».

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Выразительное чтение повести, вопросы и задания

1 —2

(с. 19),

1-3

(с. 27, рубрика «Поразмышляем над прочитан-ным»),

1—3

(с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1-2

(с. 30)


Задания

4 (с. 27),

1-2

(с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)







13.09


5

Вн.чт.:«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, герои.

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения

Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».

Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд».


Вопросы и задания

1—4

(с. 36),

3

(с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия»,

с. 5—6)

Вопросы и задания 1-2

(с. 36, рубрика «Разви-вайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Д.И.Фонвизине

(с. 37-39), статьи

18.09


Из русской литературы 18 века (3ч)

6

Д.А.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, Понимать: тему и идею комедии, ее дидактический, сатирический, гражданский пафос актуальность произведения.

Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 73-74)

Чтение статьи «Фонвизин и классицизм» (с. 74-77), вопросы

(с. 77-78)

20.09


7

Анализ эпизода комедии Д. А.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск).

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание комедии. Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям;

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 77-79)

Подготовка к сочинению

25.09


8

Р.Р.: Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы ХУШ века

Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов

Урок развития речи

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы.

Обсуждение плана, устные сочинения по плану

Дописать сочинение

27.09


Из русской литературы 19 века (32ч)

9

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.


Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа


Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.

Выразительное чтение басен, вопросы

1—2

(с. 82),

1-5

(с. 84),

1-2


Вопросы и задания

6 (с. 84),

3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове –

02.10


10

Вн.чт.: И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение.

Урок внеклассного чтения

Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сатирический пафос басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть, определять их темы и идеи;

Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций и репродукции, вопросы и задания

Чтение вступительной статьи о К.Ф. Рылееве (с. 88-89),

04.10


11

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель.

Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Урок изучения

нового материала,

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1—9

(с. 93-94), 1-5

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с 94), чтение вступительной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пушкине

09.10


12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «Туча», «К***», « 19 октября».

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392—393). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах

Урок-семинар

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Сообщения, вопросы и задания (с. 96)

Чтение «Истории Пугачевского бунта»

11.10


13

А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта». История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.



«История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Урок изучения

нового материала









Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».

Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина.


Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста










Чтение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»











16.10


14

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе.

Понятие об историзме художественной литературы.

Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215).


Урок-беседа

Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»;теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами;

Вопросы и задания

(с. 215)

Вопросы

к главе

4 (с. 216)

18.10


15

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности.

Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования.

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа;


Вопросы и задания к главам I, II

(1, 3),

IV, V

(2), VIII

(2), IX

(1), XII (1),

Х1У

Подготовка рассказов о Маше Мироновой и ее семье,

вопросы и задания к главам Ш,У


23.10


16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина

«Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода

Урок-практикум













Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи

Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1),

Х

(3),

ХП

(2)

(с. 216-217)



Вопросы и задания к главам

VI

(1),

УП

(1),

VIII

(1, 3-4),

XI

(с. 217), вопросы и задания 1—4

(с. 218,

25.10


17

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. А. С. Пушкина

Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина.

Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева.

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева; неоднозначное отношение автора к герою. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку;

Вопросы и задания к главам

У1

(1),

УП

(1),

VIII

(1, 3-4),

XI, XII

(2) (с. 217), вопросы и задания


Вопросы и задания к главам

V

(3),

Х1У

(4)

(с. 216-218)

30.10


18

Р.Р.: Гуманизм и историзм А.С. Пушкина

в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. Фольклорные мотивы.








Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушкиным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения:




Урок развития речи















Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений;

Вопросы и задания к главам

У

(3),

Х1У

(4)

(с. 216-218), вопросы и

задания

5—6, 8—9

(с. 219, рубрика «Подведем итоги»),

1—3

(с. 215),

1-2

Сочинение, чтение стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...»)



01.11


19

Р.Р.: Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



1. Становление личности Петра Гринева.

2. Образ Пугачева в романе «Капитанская
дочка».

3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

Урок развития речи








Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

(с. 219, рубрика «Развивайте дар слова»)



Дописать сочинение

13.11


20

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей повести. Образ Петербурга.

«Пиковая дама» как философско-психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и

Урок изучения

нового материала, урок-беседа




Знать: сюжет и содержание повести

«Пиковая дама».

Понимать: смысл названия повести и

эпиграфа к ней; соотношение случайного и закономерного, реального и

Пересказ

эпизодов повести, характеристика героя, вопросы и задания

(с. 229)



Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина




15.11


21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Урок контроля знаний

Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи;

Контрольная работа

Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.Ю. Лермонтове (с. 230-232),


20.11


22

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394—395).

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах

Урок изучения

нового материала, урок-семинар

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи;

Сообщения, вопросы и задания

(с. 232)

Чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

22.11


23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.












Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений.

Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253—255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258)

Урок изучения

нового материала, урок-беседа














Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой историзм. Понимать: противоречивость образа Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею

Выразительное чтение, характеристика героя,

вопросы

1-2

(с. 258)













Чтение статьи «Поэма М.Ю. Лермонтова в оценке

русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь»

(с. 259)


27.11


24

Художественные особенности поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода поэмы.

Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Урок практикум

Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме.

Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; авторское стремление к гармонии человека и природы.

Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода

поэмы, вопросы и задания

3-7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь»),


Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

29.11


25

Р.Р.: Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Обсуждение тем сочинения:

1. Мцыри как романтический герой.

2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри».

3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» (по выбору учащихся).

4. Изобразительно-выразительные средства

и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание поэмы. Понимать: позицию автора и его нравственные идеалы.

Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Чтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», сообщение о жизни и творчестве писателя

04.12


26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.












Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397).

Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах

Урок изучения

нового материала, урок-семинар













Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.

. Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1 —3

(с. 262),

9, 12

(с. 357-358)



Чтение

статьи

«0 замысле,

написании

и постановке

"Ревизора"»

(с. 262-265)









06.12


27

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная коме-дия «со злостью и солью».

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города.

Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).

Образ Петербурга в комедии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ревизор».

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.

Уметь: определять тему комедии;

Вопросы

1-3

(с. 265),

1,7

(с. 354-355), 1, 4

(с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитан-ным»)

Вопросы и

задания 4-5, 8

(с. 354-355)

11.12


28

Разоблачение пороков чиновничества в коме-дии Н.В. Гоголя «Ревизор». Развитие представления о юморе, сатире, комедии.

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества.

Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.


Вопросы и задания

4—5, 8

(с. 354-355), 5, 10,13

(с. 356-358)

Чтение статьи «О новизне "Реви-зора"»

(с. 352-354), вопросы и задания

2-3

(с. 354),

3, 6

(с. 356, рубрика «Пораз-мышляем над прочитанным»)

13.12


29

Хлестаков. Понятие о «миражной» интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.











Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям.

Урок-практикум







Знать: сюжет и содержание комедии;

теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова.

Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям.

Вопросы и задания

2-3

(с. 354),

1-3

(с. 356),

3, 6-7

(с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1—7 («Фоно-хресто-матия»,

с. 10)



Вопросы и задания 6

(с. 354),

8, 11

(с. 357)











18.12


30

Р.Р.: Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к домашнему сочинению.

Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии.

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров.

Обсуждение тем сочинения:

1. Хлестаков и хлестаковщина.

2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор».

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора.

Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания

6

(с. 354),

8, 11

(с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Сочинение, чтение повести Н.В. Гоголя «Шинель»

20.12


31

Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Потеря Башмачкиным лица.








Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Призыв к уважению «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Своеобразие «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова. «Петербургская» повесть «Шинель».

Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица

Урок изучения

нового материала, урок-беседа







Знать: сюжет и содержание повести «Шинель»; теоретико-литературное понятие образ «маленького человека».

Понимать: смысл названия повести; отношение автора к герою. Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литера

Пересказ

эпизодов повести, характеристика героев, анализ текста, вопрос

4

(с. 391)





Вопросы и задания 2-3

(с. 391)









25.12


32

Мечта и действитель-ность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: противопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманистический пафос произведения.


Характеристика образа Петербурга, анализ

текста, вопросы и задания

2—3

(с. 391)

Чтение вступительной статьи о М.Е. Салтыкове-Щедрине (с 3-5) [link]