Литература.10 класс
Урок №103.
Тема урока: Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.
Цель: Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого.
Эпиграфы: …между ними лежала …страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых.
Том I, часть II, глава XIX.
«Миром – всем вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться»,- думала Наташа.
Том III, часть II, глава XVIII.
Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие-нибудь.
Граф Ростов, глава XX.
Ход урока
Вступление.
На войну 1812 года при жизни Л.Н.Толстого существовали разные точки зрения. Л.Н.Толстой в своем романе излагает свое понимание истории и роли народа как творца и движущейся силы истории.
(Анализ главы I первой части и главы I третьей части тома III.)
Тома III и IV, написанные Толстым позднее (1867-69 гг.), отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Сделав еще шаг по пути сближения с народной, мужицкой правдой, по пути перехода на позиции патриархального крестьянства, Толстой воплотил свое представление о народе через сцены народной жизни, через образ Платона Каратаева. Новые взгляды Толстого отразились во взглядах отдельных героев.
Изменения в мировоззрении писателя изменили структуру романа: в нем появились публицистические главы, которые предваряют и объясняют художественное описание событий, подводят к их пониманию; оттого эти главы находятся или в начале частей, или в конце романа.
Рассмотрим философию истории, по Толстому (взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий) - ч.I, гл.1; ч. III, гл.1.
Что есть война, по мнению Толстого?
Уже начиная с «Севастопольских рассказов», Л.Н.Толстой выступает как писатель-гуманист: он обличает антигуманную сущность войны. «Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».
Итак, «12 июня силы Западной Европы перешли границы России…»
2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей.
Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин», т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а народ. «Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, ... - которые руководят массами» (т.III, ч.I, гл.1) - Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпадении интересов народных масс.
Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
Чтобы свершилось историческое событие, должны ее пасть «миллиарды причин», то есть интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение.
4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос: «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».
5. Каково отношение Толстого к фатализму?
Толстой - сторонник фаталистических взглядов: «…событие должно свершиться только потому, что оно должно свершится», «фатализм в истории» неизбежен. Фатализм Толстого связан с его пониманием стихийности. История, пишет он, есть «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества». (А это и есть фатализм, т.е. вера в предначертанность судьбы, которую преодолеть невозможно). Но любой совершенный бессознательный поступок «делается достоянием истории». И чем более бессознательно будет жить человек, тем более, по Толстому, он будет участвовать в совершении исторических событий. Но проповедь стихийности и отказ от сознательного, разумного участия в событиях следует характеризовать, определить как слабость во взглядах Толстого на историю.
Какую роль играет личность в истории?
Правильно считая, что личность, и даже историческая, т.е. такая, которая стоит высоко «на общественной лестнице», не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех, кто стоит ниже ее и рядом с ней, Толстой неправильно утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории: «царь есть раб истории». По Толстому, стихийность движений массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.
Такова философия истории, по Толстому.
Но, отражая исторические события, Толстому не всегда удается следовать своим умозрительным выводам, так как правда истории говорит несколько иное. И мы видим, изучая содержание тома I, общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.
Если при анализе II т. в центре внимания стоял отдельный человек с его индивидуальной, подчас отъединенной от других судьбой, то при анализе т.III-IV видим человека как частицу массы. Основная мысль Толстого при этом - только тогда отдельный человек находит свое окончательное, настоящее место в жизни, всегда становится частицей народа.
Война для Л.Н.Толстого – это событие, совершаемое народом, а не личностями, полководцами. И побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству.
Не может победить французская армия, так как она подчиняется обожанию гения Бонапарта. Поэтому роман открывается в третьем томе описанием бессмысленной гибели на переправе через Неман: глава II, часть I, стр.15. Итог переправы.
Но война в пределах отечества изображается иначе – как величайшая трагедия для всего русского народа.
Задание на дом:
1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»:
Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл. 2)
Что предпринимает Кутузов (гл. 14)
Как представлял войну и свою роль в ней князь Андрей? (гл. 3, 12)
Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся»? (гл. 12, 15,20-21)
Какую роль в изменении взглядов князя Андрея играет Шенграбенское сражение?
2. Сделать закладки:
а) по образу Кутузова;
б) Шенграбенское сражение (гл. 20-21);
в) поведение князя Андрея, его мечты о «Тулоне» (ч.2,гл.3,12,20-21)
г) Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 12-13);
д) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч. 3, гл. 16, 19).
3. Индивидуальные задания:
а) характеристика Тимохина;
б) характеристика Тушина;
в) характеристика Долохова.
4. Анализ сцен
«Смотр войск в Браунау» (гл.2).
«Смотр войск Кутузовым»
«Первый бой Николая Ростова»