Формирование познавательных универсальных учебных действий
на уроках литературного чтения в начальной школе.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников является одной из актуальных проблем современного образования. Заданные «Федеральным образовательным стандартом начального общего образования» [1] УУД определяют акценты не только в отборе содержания уроков чтения и программных произведений, но и в планировании, организации самого образовательного процесса.
Познавательная деятельность – это избирательная направленность личности на познание предметов и явлений окружающей действительности. Укрепляясь и развиваясь в процессе обучения, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Изучаемый материал, а на уроках литературного чтения это, прежде всего, тексты художественных произведений, вызывает множество вопросов, ответы на которые обучающийся ищет сам. При этом познавательная деятельность должна совершаться с увлечением, на эмоциональном подъёме. Познавательная активность положительно влияет на формирование психических процессов: мышление, воображение, память, внимание, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и творческую направленность.
В образовательной системе «Школа России» уроки литературного чтения предоставляют прекрасные возможности для формирования познавательных УУД. Если выстроить изучение художественного произведения в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (стадии вызова, осмысления и рефлексии), то на этапе прогнозирования содержания произведения и урока, будут сформированы такие познавательные УУД, как умение поставить учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. В процессе анализа литературного произведения значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при составлении плана произведения и пересказе. Используются также такие приёмы, как выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; распределение информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и языкового оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного); обобщение; классификация.
На этапе рефлексии творческие задания формируют умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря таким вопросам, как: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. Можно предложить составить модели, схемы, таблицы, помогающие выявить характер героев, авторское отношение. Для формирования познавательных УУД в учебниках и тетрадях содержатся задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Особое значение в настоящее время приобретает мотивация чтения, именно на это и направлена работа на стадии вызова. Обучающимся задаются вопросы: Кто автор произведения? Знакомо ли вам это имя? Можно ли по названию предположить, о чем этот рассказ, кто главный герой?
Введение игрового момента оживляет урок. Например, на этапе прогнозирования урока по русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» можно предложить детям загадки, которые не только подскажут персонажей сказки, о которой пойдёт далее речь, но и заставят вспомнить пословицы:
– Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Это волк)
– Следующая загадка:
У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его… (Иван)
– Посмотрите на слова отгадки, эти слова связаны с темой нашего урока. Кто догадался, какую сказку мы будем читать? («Иван-царевич и серый волк»)
При изучении сказки Гаршина «Лягушка-путешественница» это может загадка о главной героине сказки:
Выпуча глаза сидит,
по-турецки говорит,
по-блошьи прыгает,
по-человечьи плавает.
В воде купалась, а суха осталась (лягушка).
Очень важно в конце работы над текстом произведения вернуться к первоначальному разговору о названии. Так, например, после изучения сказки Аксакова «Аленький цветочек» мы задали детям вопрос:
– Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
В ходе обсуждения этих названий пришли к убеждению, что название Аксакова – самое лучшее, ведь главная мысль сказки состоит не в том, что сёстры были завистливыми и жадными, а чудище страшным, а в том, что доброта младшей дочери и сила её любви оказались сильнее, чем колдовство.
Формирование такого познавательного универсального действия, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели на уроках литературного чтения происходит легко, если учитель систематически напоминает о том, что на уроках чтения важно понять смысл прочитанного, выявить главную мысль, осознать авторскую позицию и составить своё мнение о художественном произведении. Например, после изучения сказки Бажова «Серебряное копытце» в учебнике предлагается задание:
– Как автор относится к героям? А что ты думаешь о них? [2, с. 192]
Формирование познавательного универсального действия поиска и выделения необходимой информации происходит в процессе работы над текстом литературного произведения. Можно использовать приёмы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) [3]: составление паспорта героя и приём «Литературная загадалка», с помощью которого дети учатся кодировать содержание литературных произведений. Покажем на примере работы со сказкой Бажова «Серебряное копытце». Мы предложили создать паспорт литературному герою. Чтобы создать паспорт, нужно заполнить таблицу, пользуясь текстом:
«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце». Ростом не выше стола, ножки тоненькие, голова лёгонькая.
Рожки отменные на пять веточек.
Личные качества
Волшебный, красивый, щедрый
Такие же паспорта можно создать и для Мурёнки, и для Коковани, и для Дарёнки, они помогут узнать и лучше запомнить героев произведения.
На основе подобных мини-исследований составляется копилка черт героев, затем можно составить паспорт самого произведения. В основе любого паспорта лежит модель «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» – основного инструмента для обучения построению информационных моделей. Итогом изучения темы может быть паспорт жанра. К четвёртому классу дети уже ориентируются в жанровом многообразии произведений, представленных в учебниках по «Литературному чтению».
Проанализировав произведение, можно составить «загадалки» (закодированный или таинственный текст) про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то».
Что делал? Что делает?
Что будет делать?
Какой он по характеру?
Для одного объекта или группы объектов
Мы предложили детям «загадалку» по финальному эпизоду «Серебряного копытца»:
– Теперь проверим вашу внимательность на уроке при чтении рассказа. В загадалке закодирован финал произведения. Что же произошло?
Кто-то отправился куда-то, а кто-то остался дома, поэтому случилось что-то.
Кто-то сделал что-то и поэтому что-то появилось.
Дети без труда определили, что в финале произведения Кокованя отправился «в завод за лошадью», а Дарёнка осталась в балагане одна, вот ей-то Серебряное копытце и показался.
Можно предложить детям придумать и составить еще загадалки к другим эпизодам сказки.
Использование приёмов ТРИЗ-технологий в процессе формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения способствует решению главной задачи обучения – познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром, научить понимать жизнь.
Формирование познавательного универсального действия извлечения необходимой информации из текстов различных жанров, разграничение основной и второстепенной информации продуктивно на материале летописей, былин, сказаний, житийной литературы. Обратимся в качестве примера к первым урокам программы 4 класса. Урок №1 по теме: «Береги книгу! Знакомство с учебником. Летописи (вводный урок)» начинает раздел «Летописи, былины, жития» [2, с. 4-6].
Вступительное слово учителя содержит не только необходимую информацию о летописце, но и проблемный вопрос:
– Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов» писал о летописце:
...Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно.
Не ведая ни жалости, ни гнева...
Каждую запись Нестор начинает словами: «В лето...» Как вы думаете, это потому, что все события происходили летом? А как же быть, если события относятся к зиме? (Год назывался летом – осталось выражение «сколько тебе лет?», когда говорят о возрасте, говорят не 10 годов, а 10 лет...)
Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется летопись. Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет? Да и не всем событиям своего времени он был свидетель и очевидец.
– Откуда же? (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий. Из Библии. Из книг иноземных авторов – Геродота, Прокопия Кесарийского, Ахмеда ибн Фадлана. От людей, посещавших монастырь, которые были очевидцами событий.)
– Как вы думаете, зачем Нестор писал такой труд? (Он хотел, чтобы осталась память о событиях.)
– А зачем нам его читать? (Чтобы знать историю своей страны.)
– Давайте прочитаем вступительную статью к разделу на стр. 6 и сравним наше мнение с мнением авторов учебника. Совпадают ли наши мнения? Какое новое словосочетание мы теперь знаем? (Историческая память.)
– С какими науками, с какими школьными предметами вы видите связь летописей? (Литература, история, география.)
Так в ходе беседы происходит анализ информации, акцентируется внимание учащихся на фактах, представляющих интерес для дальнейшего изучения отрывков из летописей. Учитель объясняет, как велось летоисчисление ранее:
– Знаете ли вы, чем отличается счет лет (как вели счет годам) в древней Руси от принятого сейчас? (На Руси счет лет вели «от сотворения мира», а с 10 века – «от Рождества Христова». Чтобы получить дату по современному календарю, надо от года, обозначенного в летописи, отнять 5507 или 5508. Зависит это от того, в какое время года начинался год (он мог начинаться весной или осенью) и когда происходило событие.)
Попробуйте определить, о каком веке и каком годе пойдет речь, если запись в летописи такая: «В лето 6415» (907, X век), «В лето 6420» (912, X век).
Важное значение при отборе информации имеет понимание смысла слова, а в летописных отрывках много слов устаревших, непонятных детям, поэтому словарно-лексическая работа, например, с использованием толкового словаря, также направлена на формирование познавательных УУД. На этом уроке дети знакомятся с такими новыми словами:
Варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты – древние славянские племена.
Ибо – потому что.
Дань – плата, то что отдают завоевателям.
Гривна – денежная единица в Древней Руси – около 400 г золота.
Присяга – клятва.
Перун – языческое божество грома и молнии, покровитель дождя.
Велес – языческое божество восточных славян – покровитель скота, богатства и торговли.
Паволоки, узорочье – объяснение дано в учебнике на стр.220.
Яства – угощения.
В качестве домашнего задания детям предлагается найти и выписать в тетрадь толкование следующих слов: береста, берестяные грамоты, свиток, тетрадь, пергамент.
На уроке по теме: «И вспомнил Олег коня своего» мы формировали навык смыслового чтения через осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от этой цели.
Так, в ходе первичного чтения с комментированием дети объясняли значение устаревших слов. Мы вспомнили, что такое ознакомительное чтение на примере поиска значения слова в толковом словаре. В беседе по содержанию нам необходимо было обратиться к выборочному чтению, чтобы найти необходимые цитаты, а в подготовке к выразительному чтению мы обратили внимание детей на синтаксис произведения:
– Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза И? Это придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое. Каким еще жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам.)
– Как же надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно.) Прочитайте выразительно.
Таким образом мы подвели детей к пониманию того, что чтение может быть разным в зависимости от его цели.
На этом же уроке мы провели сравнительный анализ стихотворения А.С. Пушкина и летописного рассказа о смерти князя Олега. Сначала мы отметили сходство сюжетов произведений, а затем выявили различия, формируя тем самым такое универсальное учебное действие, как адекватное восприятие текстов разных стилей и жанров. Все дети почувствовали главное различие: летопись повествует о событиях беспристрастно, а стихотворение выражает в первую очередь чувства автора.
На этом уроке мы использовали ещё и приём словесного рисования:
– Подумайте, какую иллюстрацию можно нарисовать к этому отрывку из летописи? (В помощь учащимся можно предложить иллюстрацию к предыдущему отрывку, или в конце работы предложить рассмотреть иллюстрацию В. М. Васнецова к «Песни о Вещем Олеге»).
– Какой эпизод мы проиллюстрируем?
– Что вы нарисуете на переднем плане?
– В центре или нет? Как разместить персонажей?
– Что на заднем плане?
– Будет ли изображено небо? Какое оно будет? Почему?
– Как выглядит князь Олег? Как он одет? Какая у него поза? Что должно выражать лицо?
– Какие краски вы возьмете для одежды князя? А для пейзажа? Почему?
– Какие чувства и мысли должна вызвать картина?
Такое моделирование, преобразование словесного текста в зрительную картину также развивает познавательную активность, учит быть внимательным к деталям художественного текста. Аналогичную работу можно провести по нескольким эпизодам, для наглядности можно использовать иллюстрации В. М. Васнецова.
На уроке изучения былинных текстов важное значение имеет словарная работа. При прогнозировании содержания урока мы использовали игровой момент и картину В.М. Васнецова:
– Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Бодныяр Киничти, Шалеа Почивоп, Ияль Румоцем. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – богатыри.)
– Посмотрите на картину. Вспомните, как она называется? Кто на ней изображен? Кто ее автор? (В.М. Васнецов)
– Какое у вас впечатление от картины?
– Знаете ли вы, как зовут богатырей, которых изобразил художник?
– Как они выглядят? Что на них надето? Какое у них оружие?
– А какие у них кони? Спокойно ли они стоят?
– Как вы думаете, что делают богатыри? (Всматриваются вдаль – нет ли врагов, охраняют родную землю.)
– О силе богатырей, об их подвигах мы узнаем из былин. Что же означает это слово? Подберите несколько однокоренных слов и объясните их общее значение.
«Бывалка, бывальщина, былица, былина, быль – что было, случилось, рассказ невымышленный, а правдивый, старина; иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.
Бывальщину слушаешь лучше сказки. Былина старину любит...» (В.И. Даль)
Итак, былины – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси. Подумайте, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро-монголов.)
– Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырем? (Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым...)
Значение непонятных слов в былине «Ильины три поездочки» (стихотворный текст) объясняли по ходу чтения.
Сравнительный анализ былины и сказки, былины и стихотворения помогает формировать такое универсальное учебное действие, как поиск и выделение необходимой информации:
– Чем похожа былина на сказку? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) С чего начинается? (С зачина, есть преувеличения, повторы.)
– Чем от нее отличается? (Содержанием – это рассказ о подвигах богатырей.)
– Похожа ли былина на стихотворение? (Ритм, напевность.)
– Чем от него отличается? (Нет рифмы, есть повторы.)
Итак, отличительные черты былин – это отсутствие рифмы, напевность, ритмичность, повествование о подвигах, гиперболы-преувеличения, повторы.
– Знаете ли вы, что в старину былины исполняли певцы на пирах. Свой напевный рассказ они сопровождали игрой на гуслях? Давайте и мы попробуем читать ее выразительно, как это делали древние певцы.
Проверку выразительного чтения былин мы провели на следующем уроке:
На экране – гусляр. Слышны гусли.
–Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Проверка домашнего задания.
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». – Что записано на доске? (поговорка)
– Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете? (Загадка.)
– Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь)
– Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово. (богатыри) Так, значит, о ком у нас пойдёт речь?
– Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
– Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
– Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
– Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете? (Богатыри всегда защищают правое дело, любят Родину)
Мы обсудили характер Ильи Муромца. В результате у нас получился такой портрет богатыря:
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
Урок-обобщение по разделу мы провели в форме игры «Летописи, былины, сказания, жития»:
– Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организовано, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивает ответ.
Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.
На мониторе табло
110 220
230
440
550
2. Богатыри
110
220
330
440
550
3. Живая картинка
110
220
☺
440
550
4. Колесо истории
110
220
330
440
550
5. Памятники
культуры
110
220
330
440
550
Проведение игры.
Вопросы:
1. Машина времени.
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? ( В 11 веке.)
20 Одним из первых летописцев был … (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)
40 Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
2. Богатыри.
10 Прямо ехать убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)
20 «Богатыри» Кто автор этой картины и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)
40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем отличаются?
3.Живая картинка.
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь? (Сергий Радонежский.)
40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)
50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)
4. Колесо истории.
10 Объясните, что такое былина?
(Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30 Ту дороженьку расчистил я
Богатырь …… .
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня – за коня!»
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)
40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50 Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
А князя Дмитрия ….
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живёт.
Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)
5. Памятники культуры.
10 Первая отпечатанная книга. (Букварь.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Ими покрывались стены храма. Так назывались изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40 Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Её создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв.
Подведение итогов.
Игра вызвала интерес у школьников, они основательно к ней подготовились, так как от правильных ответов зависела судьба команды.
Таким образом очевидно, что повышение интереса к чтению является приоритетной задачей уроков литературного чтения.
Для формирования познавательных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения необходимо учитывать их возрастные особенности. Прежде всего, уровень развития мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации). Мышление младших школьников репродуктивно, подвержено инертности. В этот период интенсивно развивается монологическая речь, расширяется словарный запас; воображение, формируется воссоздающее воображение, свободное фантазирование, обнаруживается подверженность внушению; повышена роль логической памяти. Можно отметить, что художественное произведение в этот период оказывает наилучшее влияние на формирование подрастающего поколения. Именно в период младшего школьного возраста литература оказывает на детей сильное нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие, проявляется ее воспитательный потенциал.
Формирование познавательных учебных действий на уроках литературного чтения происходит не только в процессе знакомства с художественными произведениями, но и обеспечивается приёмами, направленными на организацию самого процесса обучения.
Уроки с использованием приёмов инновационных технологий, межпредметных связей позволяют научить детей любить литературу, извлекать из нее нравственный опыт, эмоционально откликаться на прочитанное. Это развивает познавательных интерес, а, следовательно, способствует формированию познавательных УУД.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1. / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.– М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Школа России)
3. См. о технологии ТРИЗ: Технология ТРИЗ [link]