Рабочая программа 11 класс литература профильный уровень

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специализированная школа №1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского языка

г. Феодосии Республики Крым»


РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей

филологического цикла

Протокол № ___от «____»________2016 г.

Председатель МО__________А.П.Кызылова


СОГЛАСОВАНО


Зам.директора по УВР_____О.И.Низельская


« ____» _____________ 2016 года

УТВЕРЖДЕНО


И.О. директора______________Г.П. Скорик


«___»______________________2016 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному курсу «Литература» в 11 – ___ классе

Профильный уровень


на 2016 - 2017 учебный год





Составитель:

Кызылова Анна Павловна


Высшая квалификационная категория

Пояснительная записка


Настоящая программа рассчитана на изучение литературы на профильном уровне в 11 классе и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 10-11 классов «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. ( Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень). 10-11 классы. (Профильный уровень)/ В.Я Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин; под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.

Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Курс рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе для проведения уроков развития речи – 10 часов.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 11 классе

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.

  5. Основные понятия по теории литературы.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи.


Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.

  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.


Тематический план


Контрольные работы

1.

Введение

3

-

-

-

2.

Иван Андреевич Бунин

8

1

-

-

3

Александр Иванович Куприн

4

Контрольное сочинение

-

-

4

Максим Горький

8

-

-

1

5

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха

8

-

1

-

6

Александр Блок.

10

1

Контрольное сочинение

1

-

7

Сергей Александрович Есенин

5

-

-

-

8

Русская литература 20-х гг. ХХ века

12

1

Контрольное сочинение

-

-

9

Русская литература 30-х гг. ХХ века

7

-

-

1

10

Андрей Платонович Платонов

2

-

2

-

11

Анна Андреевна Ахматова

5

1

-

-

12

Осип Эмильевич Мандельштам

2

-

-

-

13

Марина Ивановна Цветаева

3

Контрольное сочинение

-

-

14

Михаил Александрович Шолохов

10

Контрольное сочинение

-

-

15

Русская литература 40-90-х гг. ХХ века.

4

-

-

-

16

Александр Трифонович Твардовский

2

-

-

-

17

Борис Леонидович Пастернак

4

1

2

-

18

Александр Исаевич Солженицын

5

-

1

-

19

«Деревенская проза» в современной литературе

8

-

-

-

20

Городская проза и драматургия в современной русской литературе

3

-

1

-

21

Поэзия второй половины ХХ века.

2

-

-

-

22

Из литературы народов России

8

Контрольное сочинение

1

-

23

Основные направления развития русской, мировой литературы конца ХХ – начала ХХI века.

10

-

3

1

24

Резервные уроки

4

-

-

-

Итого


136

11

12

3


Основное содержание

  1. Введение. 3 часа.

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них вечных проблем бытия.

  1. Иван Андреевич Бунин. 8 часов

Жизнь и творчество.

Три стихотворения по выбору.Философичность и тонкий лиризм Стихотворений Бунина.

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", а также два рассказа по выбору.

Рассказ "Чистый понедельник". Развитие русской классической литературы в прозе Бунина. Рассказ «Темные аллеи». Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Своеобразие художественной манеры Бунина.

  1. Александр Иванович Куприн. 4 часа.

Жизнь и творчество.

Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся». Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Споры героев об истиной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

  1. Максим Горький. 8 часов.

Жизнь и творчество.

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. « Три правды в пьесе. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Споры о человеке. Проблема счастья в пьесе. Новаторство Горького-драматурга.

  1. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. 8 часов.

Серебряный век как своеобразный «РУССКИЙ РЕНЕСАНС» . Литературные течения поэзии русского модернизма. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. «Старшие символисты», «младосимволисты».

В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в тот мир пришел чтоб видеть солнце»

А. Белый. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествие нового Мессии.

Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами

красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников), «Центрефуга» (Б.Л. Пастернак)

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» (Я, гений Игорь Северянин...), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность в поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

  1. Александр Блок. 10 часов.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…» , « В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» ( Из цикла «На поле Куликовом»), ( На железной дороге». Тема родины и основной пафос патриотических стихотворений. Лирические герои Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Строфика, интонации, ритмы поэмы. Сюжет, ее герои и т.д. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения.

  1. Сергей Александрович Есенин. 5 часов.

Жизнь и творчество. Стихотворения: « Гой ты, Русь, моя родная!...», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову не плачу…», « Русь советская», «Письмо к женщине и др.. Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике Есенина.

  1. Русская литература 20-х гг. ХХ века. 12 часов.

Особенности русской литературы 20-х гг. ХХ века.

А.А. Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х гг. ХХ века. И.Э. Бабель «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне. Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. ХХ века. Роман-антиутопия Е.И. Замятина «Мы»

Поэзия 20-х гг. ХХ века. Русская эмигрантская сатира.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «скрипка и немного нервно». , «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!» и др. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

  1. Русская литература 30-х гг. ХХ века. 7 часов.

Русская литература 30-х гг. ХХ века (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб.

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М.А. Булгакова. Мастерство Булгакова - сатирика, Булгакова -драматурга.

История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью.Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин).


  1. Андрей Платонович Платонов. 2 часа.

Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».

  1. Анна Андреевна Ахматова. 5 часов.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «сжала руки под темной вуалью..», «мне ни к чему одические рати…», «мне голос был. Он звал утешно…», «родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства, Патриотизм и гражданственность ее поэзии. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотив и образы в поэме.

  1. Осип Эмильевич Мандельштам. 2 часа.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Notr Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», « Невыразимая печаль» и др. Историзм мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

  1. Марина Ивановна Цветаева. 3 часа.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в лирике Цветаевой. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

  1. Михаил Александрович Шолохов. 10 часов.

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Вечные темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Функции пейзажа. Язык прозы Шолохова.

  1. Русская литература 40-90-х гг. ХХ века. 4 часа.

Великая Отечественная война, ее художественное осмысление в русской литературе и литературе народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе. Поэтические искания.

  1. Александр Трифонович Твардовский. 2 часа.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины…», «О сущем» и др. Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.

  1. Борис Леонидович Пастернак. 4 часа.

Жизнь и творчество. Стихотворения: « Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака. Тема поэта и поэзии. Философская глубина лирики Пастернака. Роман “Доктор Живаго”. История создания и публикации.

  1. Александр Исаевич Солженицын. 5 часов.

Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

  1. «Деревенская проза» в современной литературе. 8 часов.

«Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика, связь в национальными традициями русской литературы (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В.П. Астафьева. «Царь-рыба».

В.Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матерой», «Пожар».

И.А. Бродский. Судьба, Личность, Творчество. Основные темы и мотивы лирики.

Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса 1950-1990-х гг. Поэзия Б.Ш. Окуджавы, В.С Высоцкого.

  1. Городская проза и драматургия в современной русской литературе. 3 часа.

Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю.В. Трифонова «Обмен»)

Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»

Проблема ответственности человека за судьбы мира в произведении Ф.А. Абрамова «Дом»

  1. Поэзия второй половины ХХ века. 2 часа.

Поэзия второй половины ХХ века. (Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, А.А. Тарковский и др.)

  1. Из литературы народов России. 8 часов.

Из мировой литературы народов России. «Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима.

Р. Гамзатов. Лирика. «Мой Дагестан», «Год моего рождения».

М. Джалиль. Лирика «Моабитские тетради»

Д. Кугультинов. Лирика. «Я твой ровесник».

  1. Основные направления развития русской, мировой литературы конца ХХ – начала ХХI века. 10 часов.

Социально - философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе. (П. Зюскинд, П. Коэльо)

«Разгадать грядущее стремясь…»: русская литература на современном этапе. Соотношение реалистических и посмодернистских тенденций в современной русской литературе.

Дж. Б Шоу. Духовные и нравственные проблемы в пьесе «Дом, где разбиваются сердца».

Т.С. Элиот. Проблема маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»

Э. Ионеско. «Носорог» как «драма абсурда»

Э. Миллер Хемингуэй. «Старик и море»: символический смысл и глубокий философский подтекст.

Э.М. Ремарк. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


  1. Гусева О.Н. Литература в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. – СПб, ООО «Виктория плюс», 2015.

  2. Ерохина Е.Л. ЕГЭ 2016. Литература. Тематические тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2016

  3. Заярная И.Ю. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: литературные аргументы к сочинению.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.

  4. Зинин С.А., Чалмаева В.А. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

  5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие.- ростов н/Д: легион, 2015

  6. Педчак Е.П. Итоговое выпускное сочинение: 2015/16 г.- Москва: Эксмо, 2015.

  7. Фефилова Г.Е. Литература. 11 класс: 1 полугодие: планы – конспекты уроков. Ростов н/Д: Феникс, 2015.

  8. Фефилова Г.Е. Литература. 11 класс: 2 полугодие: планы – конспекты уроков. Ростов н/Д: Феникс, 2015.

  9. Цветкова Г.В. Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание, редактирование. Методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2015.


Критерии и нормы оценки знаний учащихся


I.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.        Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.         Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.         Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.


II. Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-  правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

- обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.





III. Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом

(11 класс)

Баллы

I

Содержание сочинения


К 1

Формулировка проблем исходного текста



Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста



Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,

но

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста





Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме



Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3


Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл

не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2


Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

1


Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:

«Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.

0







II

Речевое оформление сочинения


К5

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2


Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

1


Точность и выразительность речи



Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли.

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0






III

Грамотность


К 7

Соблюдение орфографических норм



орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено не более 2-х ошибок

2

допущены 3–4 ошибки

1

допущено более 4-х ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм



пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущены 1–3 ошибки

2

допущено 4–5 ошибок

1

допущено более 5-ти ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм



грамматических ошибок нет

2

допущены 1–2 ошибки

1

допущено более 2-х ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм



допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2–3 ошибки

1

допущено более 3-х ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм



этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале



фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

23



































При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.1 [link]

18