Урок литературы в 7 классе
Тема урока : «От сказки к сказанию. Из нартовского эпоса:
«Как появился фандыр».
Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).
Цели: ввести учащихся в мир нартовского эпоса;
Познакомить с народным сказанием о появлении фандыра;
Научить выразительному чтению наизусть и устному пересказу отрывков из художественного произведения;
Развивать умение сопоставлять, логически мыслить;
Воспитывать любовь к искусству : музыке, живописи, к художественному слову.
Оборудование урока:
Выставка изданий нартовского эпоса, рисунки детей.
Мультимедийная презентация, экран, компьютер.
Раздаточный материал.
Словарная работа к уроку. Запись на доске:
Хадзар – жилище, дом, домашний очаг.
Фандыр – струнный музыкальный инструмент.
Надочажная цепь (рахис) – главная домашняя святыня у древних осетин.
Ныхас нартов – место, где собирались мужчины после трудового дня.
(слайд 3)
Ход урока
«Пусть наследьем нашим фандыр останется…»
(из сказания).
Литературные термины.
Сказка – прозаический, занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях (волшебные, бытовые, о животных).
Сказание – поэтическое произведение с историческим или легендарным содержанием. (слайд 4)
Слово учителя.
Нарты – это чудо-богатыри, поэтический образ народа, творцы этих героических сказаний. Нарты больше всего ценили волю, честь и достоинство и легче расставались с жизнью, чем со свободой. Они не признавали над собой даже власти богов и вступали с ними в борьбу. Их девиз был краток: «Не нужна нам вечная жизнь, дай нам вечную славу».
Нарты воспевали любовь к родной земле, высоко ценили правду и мудрость, благородное отношение к женщине и верность в дружбе, глубокое почитание родителей и стариков, осуждали разгул и чревоугодие.
Суровые воины, они любили песни и танцы, и если чудесный меч был их спутником в походах, то в мирное время они не расставались с фандыром – двенадцатиструнной арфой. Фандыр они считали лучшим своим сокровищем, берегли его и завещали потомкам.
-- А известно ли вам, как у нартов появился фандыр? (Ответы учащихся)
-- Кто из героев нартовского эпоса является его создателем? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы и познакомимся с этим замечательным сказанием, дошедшим до нас из глубокой древности.
Задумали нарты построить большой хадзар для общих сборов и празднеств. Целый год его возводили, им хотелось такой дом построить, чтобы даже Сырдон похвалил его. Наконец хадзар нартов выстроен .(слайд 5)
I ученик.
Целый год строили нарты большой дом для общих сборов и празднеств. Хотелось им такой дом поставить, чтобы даже Сырдон похвалил его. И вот дом построен, и Сослан пошел за Сырдоном и сказал ему:
— Собрались нарты и просят, чтобы пришел ты и посмотрел новый наш дом.
— Что ж, я приду, посмотрю, — ответил Сырдон.
Вот пришли они вместе в большой дом нартов. Все нарты были в сборе, и спросили они Сырдона:
— Скажи, по сердцу ли тебе наш новый дом? Не находишь ли ты в нем какого изъяна?
Рассмотрел Сырдон весь дом, в каждый угол заглянул и после этого сказал:
— Хорош-то он, хорош. Но если бы… — И, не докончив своей речи, ушел из дома.
Догнал его Сослан и спрашивает:
— Куда ты торопишься, Сырдон? Ведь ты ничего нам не сказал!
— А что мне сказать вам?
— Почему ты сказал «если бы»? — спросил Сослан.
— Потому я сказал так, что дом хоть и хорош, но в середине пусто. — И, не добавив ничего больше, ушел Сырдон.
Вернулся Сослан обратно и сказал нартам:
— Похулил Сырдон наш дом, сказал — пусто у него в середине.
Стали раздумывать нарты, что могли значить эти слова Сырдона. И первым догадался Сослан.
— Ведь у нас в доме над очагом еще цепь не висит, значит, дом поистине пустой в середине, — сказал он.
Тогда сковали нарты тяжелую надочажную цепь . Когда она была готова, приладили ее, как полагается, в середине дома над очагом и опять послали Сослана за Сырдоном.
Когда пришел Сырдон, стали его опять спрашивать нарты:
— Посмотри-ка теперь: чего еще недостает в нашем доме?
Сырдон опять осмотрел весь дом и сказал:
— Хорош-то хорош, но если бы… — и снова ушел.
Теперь пошел за ним Хамыц и, догнав его, спросил:
— Сырдон, ведь ты хорошим назвал наш дом, и все-таки по словам твоим слышим мы, что ты недоволен чем-то.
— Дом, правда, хорош, — сказал Сырдон, — но восточная сторона его пустая.
Долго думали нарты над словами Сырдона и догадались, что в новом доме в восточном углу не хватает хозяйки, а угол восточный, понятно, пуст без хозяйки. И пригласили тогда нарты женщину, нарядили ее, как молодую невестку, поставили ее в восточном углу и решили:
— Сходим последний раз за Сырдоном.
Но не хочет никто из нартов идти за Сырдоном. И тогда сказал Хамыц:
— А ну-ка схожу я за ним. Если не захочет идти, я силой приведу его сюда.
Подошел Хамыц ко двору Сырдона и позвал:
— Сырдон, выйди-ка наружу.
Долго не откликался Сырдон на зов, но вот наконец вышел и спросил:
— Что тебе надо от меня, Хамыц?
— Собрались все нарты и приглашают тебя посмотреть их новый дом.
— Когда вы за едой и напитками восседаете, то почему-то не приглашаете меня! — сказал Сырдон. — Не пойду я больше к вам! — Отвернулся и хотел вернуться домой.
Тогда Хамыц пригрозил:
— Плохо будет тебе, если ты не пойдешь!
Подчинился Сырдон, пошел вслед за Хамыцем. Но злой переступил он порог большого дома нартов. И опять долго осматривал он дом и сказал потом:
— Раньше это строение нельзя было домом назвать, а теперь настоящий дом.
Очень обрадовались нарты, услыхав похвалу Сырдона.
Но сердит был Сырдон, запомнил он обиду, нанесенную ему Хамыцем, и затаил в своем сердце желание отомстить ему.
Работа в группах.
1 группа: Почему именно к Сырдону обратились нарты с просьбой осмотреть отстроенный хазар?
2 группа: Какие изъяны хадзара удалось обнаружить Сырдону?
3 группа: В отстроенном хадзаре не было надочажной цепи. Почему в осетинском доме так важна она была? (Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть. Характерно, что осетины, переселяясь на равнину, не расставались со своими очажными цепями и привозили их на новые места жительства.)
Учитель.
--Как Сырдон отомстил своему обидчику?
II ученик.
Пересказывает отрывок о том, как Сырдон украл корову Хамыцем.
III ученик.
Пересказывает отрывок о том, как Хамыц искал свою корову и что он сделал, когда нашел тайный дом Сырдона.
IV ученик.
Развел он сильный огонь в очаге, взвалил себе на плечи, что еще оставалось от его коровы и отнес в свой дом. Потом пошел он на нартский нихас. Сырдон тоже был там, но Хамыц промолчал и слова не промолвил. А когда Сырдон увидел Хамыца, сказал он, смеясь:
— Жалко Хамыца, ведь кто-то сейчас поедает мясо его коровы, а он сидит голодный!
— Быть может, у кого-то в котле варилось мясо моей коровы, но в этом же котле варится у него сейчас мясо его собственных детей, — ответил Хамыц.
Почуяло сердце Сырдона, что какое-то злое горе постигло его, ничего не ответил он Хамыцу и пошел торопливо домой. Заскочил он в свой дом, оглянулся и никого не увидел. «Самое время обедать, куда же они делись?» — в тревоге подумал Сырдон. Схватил он большую вилку, которая служит для того, чтобы вынимать мясо из котла, опустил ее в котел, поводил ею и вдруг видит: зубья вилки зацепили кости его детей — вот череп, а вот рука, нога… Сначала оцепенел Сырдон, выпала вилка из его рук, а потом зарыдал.
— Никто, кроме Хамыца, не мог совершить такого злодеяния! — сказал Сырдон, рыдая.
V ученик.
Потом достал из котла кости всех своих детей, сложил кости руки старшего своего сына и составил из них основу фандыра, жилы, ведущие к сердцам других сыновей, натянул он на фандыр, так что получилось двенадцать струн, опустился возле останков своих детей, ударил по струнам и запел-зарыдал: (слайд 7)
Не могу, о сыны,
Сделать вам поминки,
Погребальной жертвы
Не могу принести!
Так пускай вам будут
Такие поминки.
Пусть такие жертвы
Будут вам, о сыны:
Да будет жертвою
Тебе, о мой Конага,
О мой очаг домашний,
Все из приношений,
Что кладут на очаг!
Так первого сына помянул он песней.
VI ученик. (слайд 8)
А потом пропел и второму сыну.
Да будет жертвою
Тебе, о мой Уарага,
О мощь коленная,
То из приношений,
Что на колено кладут!
Так второго сына помянул он песней,
А потом пропел и третьему сыну:
Да будет жертвою
Тебе, о мой Фуага,
О мое Дуновенье,
Все из приношений,
На что случится подуть!
И собрал он кости сыновей погибших,
Закопал их в яму за дверью хадзара,
А потом взял фандыр и пошел на Ныхас.
На нартовском Ныхасе заиграл он песню,
Заиграл он песню, подпевал он струнам;
Вот дар, мой фандыр –
Примите, о нарты!
А за это нарты,
Пустите с вами жить!
VII ученик. (слайд 8)
Услышали нарты, говорят друг другу:
-- Что ж, пустим , пожалуй, - нам он не помеха!
А фандыр Сырдона – прямо сокровище!
И старый Урызмаг отвечает Сырдону:
-- Коли ты нам даришь это сокровище,
Так отныне, Сырдон, ты будешь нам братом.
И, как брат нам, входи в хадзары нартские,
Слушай на Ныхасе про нартские дела.
Получили нарты фандыр, сказали друг другу:
-- Коль погибнем даже все до последнего,
Пусть наследьем нашим фандыр останется,
И всякий, кто будет играть на фандыре,
Кто в песне своей вспоминать нас будет,
Кто нас не забудет, так тот и вправду наш!
Беседа по содержанию сказания.
Что примирило Сырдона с нартами?
Вспомните другие сказания о Сырдоне и ответе на вопрос: «Почему до изобретения фандыра он не имел права входить в нартские хадзары, обсуждать с ними на Ныхасе нартские дела?
Как вы думаете, почему именно Сырдон стал создателем фандыра? Обоснуйте свое мнение.
Какой смысл вложил автор сказания в слова, ставшие эпиграфом нашего урока : « Пока звучит фандыр, будут живы нарты, и кто будет слышать фандыр, тот будет наш».
Сообщение ученика о Сырдоне.
Сырдон – один из любимых героев нартовского эпоса. Имя его стало нарицательным для обозначения хитрого и ловкого пройдохи, способного на всякие проделки. Его еще называют « нарты фыдбылыз» - злой гений нартов. Главное его оружие – его язык, острый, ядовитый, беспощадный, вносящий повсюду раздор и вражду.
Скорбь возвышает и облагораживает. Мы видим, что в ужасную минуту Сырдон вырастает перед нами в яркую и трагическую фигуру, внушающую невольное уважение. Он делает арфу, натягивает на нее двенадцать струн и начинает в звуках изливать свое горе. Так впервые появляется у нартов фандыр.
Музыка рождается из страдания, трагедии. Такова основная мысль, вложенная в это замечательное сказание. Плач Сырдона и его игра на фандыре потрясли даже суровых нартов. Они простили все его прежние деяния и приняли в свою среду как равноправного.
Слово учителя:
Сказания о нартах не могли оставить равнодушными выдающихся художников Осетии.
Перед вами картина М.Туганова «Пир нартов» (1870-1952) известный осетинский художник, иллюстратор нартовского эпоса. Картина написана в 1950-1952 гг.(слайд 10)
--Какой момент жизни нартов запечатлел художник на картине?
--Кого из любимых героев нартовского эпоса вы на ней узнали7
--Перечислите музыкальные инструменты, изображенные на картине? Кто из героев эпоса их изобрел?
--Подберите в тексте сказания отрывок, которым можно было бы проиллюстрировать картину художника?
Рядом с картиной М.Туганова иллюстрация художника У.Канукова к сказанию.
--Какой эпизод сказания нашел отражение в иллюстрации художника У. Канукова? Подберите к ней отрывок из сказания.
--Кто из художников точнее и глубже раскрыл характер Сырдона? Так ли вы представляли Сырдона? Обоснуйте свой ответ.
-- Любите ли вы музыку? Какую?
--Что значит музыка в жизни Ваших родителей и в вашей собственной?
--Зачем нужна в нашей жизни музыка вообще?
«В песне, в музыке – самая народная жизнь во всех ее проявлениях. Песни сопровождали осетин всю его жизнь, выражая его думы и заветные мечты» - писал известный ученый В.Абаев. Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свое суждение, используя картину М.С. Туганова «Пир наров».
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня услышали?
- Каков образ нартского героя - Сырдона?
- Действительно ли музыка может озвучить природу?
Да, музыка всегда помогает в работе.
Домашнее задание: сочинение- миниатюра «Мой любимый герой нартовского эпоса».
7