Методическое пособие Игровые артикуляционно-дикционные тренинги как способ здоровьесбережения и развития речи в урочной и внеурочной деятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЮЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ









Игровые артикуляционно - дикционные тренинги

как способ здоровьесбережения и развития речи в урочной и внеурочной деятельности





Автор: Тузова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2 ОЦ им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка









Большая Черниговка 2016


УДК 372.881.161.1

ББК 74.261.3Р



Тузова Е.Н.

Игровые артикуляционно - дикционные тренинги как способ здоровьесбережения и развития речи в урочной и внеурочной деятельности. - Большая Черниговка, 2016.

Рецензент:

А.В. Синицкая, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО



Отличительной особенностью данного пособия является то, что оно содержит систему простых, но эффективных упражнений для речевого аппарата школьников, входящих в артикулляционно-дикционные тренинги, которые согласно новым ФГОС рекомендуется включать в структуру урока. Пособие предназначено для учителей всех категорий.



УДК 372.881.161.1

ББК 74.261.3Р











Содержание

Введение…………………………………………………………………4-7

1.Практическое применение артикуляционно-дикционных тренингов

1.1 «Сказка про язычок»………………………………………………..7-9

1.2 «Звуковая гимнастика»……………………………………………9-10

1.3 Стихи и скороговорки……………………………………………10-18

1.4 «Звуковые картинки»…………………………………………….19-20

Заключение……………………………………………………….............20

Список литературы………………………………………………………21
























Введение


Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть педагогического процесса. Большие нагрузки, отсутствие подвижности, быстрая утомляемость. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса, частью которого являются артикуляционно-дикционные тренинги.

Артикуляционно-дикционные тренинги - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Эта работа может быть также рассмотрена как часть целостной программы по развитию речи школьников и воспитанию дикционной культуры произношения. Четкость и внятность звукопроизношения-хорошая основа для формирования навыков выразительного чтения, литературного произношения, для развития речевого слуха. Работа над дикцией должна стать начальной ступенью на пути воспитания речевой культуры, сознательного отношения и любви к слову во внеурочной деятельности и частью здоровьесберегающей среды во время урока. Знание того, как организуется тот или иной звук, как он «набухает или излучается во рту», по авторитетному мнению В. Набокова, играет не последнюю роль в любви к литературе. «Сначала выучите азбуку губных, заднеязычных, зубных, буквы, которые жужжат, как шмель и муха це-це. После какой-нибудь гласной станете отплевываться…но я не вижу другого подхода к Гоголю (да, впрочем, и к любому другому русскому писателю). Его произведение, как всяка великая литература,- это феномен языка, а не идеи»- отмечал писатель.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Недостаточность артикуляционной моторики – одна из многих причин речевых недостатков.. Учителям следует обратить особое внимание на формирование артикуляционной моторики, поскольку её недостаточность тормозит формирование технической стороны чтения и его выразительности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционно-дикционных тренингов.

Артикуляционную гимнастику согласно новым ФГОС рекомендуется включать в структуру урока.

Артикуляционно-дикционные тренинги способствуют:

  • чёткому произношению звуков речи, что увеличивают скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)

  • снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале как оргмомент)

  • формированию навыков самоконтроля

Организация проведения артикуляционно-дикционных тренингов

  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  • При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  • Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  • На одном уроке выполняем 3-4 упражнения, включая упражнения разных типов

  • Ученик должен хорошо видеть лицо учителя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Использование двигательных упражнений позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;

  • Развивает речевые умения и навыки;

  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

  • Активизирует познавательный интерес;

  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.


Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.

Предлагаемый практический материал содержит упражнения, собранные из разных источников, а также придуманные автором.

Предлагаемый артикуляционно-дикционный тренинг состоит из трех типов упражнений

















«Сказка про язычок»- упражнения для развития мышечной базы речевого аппарата, тренировка внешней и внутриглоточной артикуляции. «Звуковая гимнастика»-упражнения для тренировку правильного произношения гласных и согласных звуков. Стихи и скороговороки положительно влияет на качество, темп и выразительность чтения, развивает память и воображение. «Звуковые картинки» упражнения для тренировки звукосочетаний и координации движения со словом.

Игровое начало тренинга позволяет удерживать внимание, провоцирует детей на активное соучастие, создает атмосферу свободы и непринужденности, что способствует здоровьесбережению.

СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК

История №1 “Домик для Язычка”.

Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.

Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

История №2 “Язычок делает ремонт”.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку ( широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).

После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).

*Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.

- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).

- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).

- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.

Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).








«ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Тренинг гласных звуков

С помощью ряда гласных попытайся задать вопрос, делая ударение поочередно на каждом звуке

Тренинг согласных звуков

[л]- руки подняты вверх, как бы завинчивают лампочку

[р]-руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран

[б]-[п] хлопки в ладоши

[д]-[т]- попеременное постукивание кулаками по ладоням

[г]-[к]-Щелчки

[з]- [с] Попеременное соединение всех пальцев с большим

[в]-[ф] отталкивающее движение руками

[ж]-[ш] – забирается по воображаемому канату.

Движения придумываются самими детьми.

- Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

- Шарик (т-ссс).

- Пароход (ч-ч-ч).

- Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

- Чайник (пых-пых).

- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

- Машина (пи-пи-пи).

- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

- Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

- Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

- Стук часов (тик-так, тик-так).-

- Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

- Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

- Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

- Песенка ветра (ш-ш-ш).

- Песенка жука (ж-ж-ж).

- Дрожим от холода (в-в-в).

- У врача (а-а-а).

- Девочка кормит цыплят (цып-цып).

- Птенчики (ти-ти-тисс).

- Гусь злится (ш-ш-ш).

- Змея (щ-щ-щ).

- Курочка (ко-ко-ко).

- Мурка (кис-кис).

- Лошадка скачет (цоканье).

- Цыплёнок (пи-пи-пи).

- Гусь (га-га-га).

- Кукушка (ку-ку, ку-ку).

- Кошка (мяу-мяу-мяу),

- Лошадка (и-го-го).

- Лягушка квакает (ква-ква-ква)

- Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).

- Мычит телёнок (му-у-у – тихо).

- Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).

- Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).

- Волк воет (у-у-у).

- Собака лает (аф-аф-аф).

СХИХИ И СКОРОГОВОРКИ

Этапы работы над скороговоркой.

1. Медленно читаем скороговорку. Обращаем внимание на ударения. Выделяем «рабочие» звуки, несколько раз произносим их.

2. Читаем по строчке. Если надо, плавно проговариваем каждую строчку, словно пропеваем. Выявляем сложные места, проговариваем их несколько раз.

3. Читаем скороговорку коллективно: голос учителя — ведущий.

4. Несколько детей по очереди ритмично, но не спеша читают скороговорку целиком.

5. Вместе проговариваем скороговорку, не глядя на записанный текст.

6. Дети проговаривают скороговорку наизусть без учителя несколько раз, постепенно увеличивая темп.

7. Несколько детей проговаривают скороговорку по одной строчке.

8. Добившись чистого произношения, увеличиваем темп или варьируем интонации, передавая, например, радость, удивление, обиду; читаем скороговорку на крещендо или на деминуэндо.

9. Разучивание новых скороговорок предваряем коллективным, затем индивидуальным повторением уже известных скороговорок.

Большой интерес у детей вызывают докучные сказки, небылицы и перевертыши. Читая и разучивая их, как скороговорки, в классе и дома, мы стимулируем детское творчество и внимание к языку.

СКОРОГОВОРКИ

[б] — [п]

[б’] — [п’]

*

Добры бобры

Идут в боры.

*

Бык тупогуб.

Тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

*

[в] — [ф]

[в’] — [ф’]

*

Круг прорублю,

Мать проведу,

Сестру выведу.

*

По двору-подворью

В добром здоровье.

*

Два дровосека,

Два дроворуба,

Два дровокола.

*


[д] — [т]

[д’] — [т’]

*

На дворе трава,

На траве дрова.

*

У нас на дворе-подворье

Погода размокропогодилась.

*

От топота копыт

Пыль по полю летит.

*

Съел молодец

Тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.

*

[г] — [к]

[г’] — [к’]

*

На горе, на пригорке

Стояли два Егорки.

Раз — Егорка,

Два — Егорка.

*

Купи кипу пик,

Кипу пик купи.

*

Шит колпак,

Да не по-колпаковски.

Кто бы тот колпак

Переколпаковал?



[х]-[х’]

*

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! ха! ха! ха! ха!

*

Не по тропе, а около

Катилось О и охало,

О охало,

О охало

Не на тропе, а около.

[з] — [с]

[з’] — [с’]

*

Сыворотка из-под простокваши.

*

У сыра дуба,

У суха сука

Белошерстый пес.

*

На семеры сани,

По семеры — в сани.


[ж] — [ш]

*

Журила журавля журавлиха.

*

Летят три пичужки

Через три пусты избушки.

*

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

*

Шел Сашко по суше

И сосал сушку.

*

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

В капюшоне он смешон.


[м]-[м’]

*

Молодой мороз морозит,

Примораживает.

*

Старого пономаря

Не перепономарить

И не перевыпономарить.

*

Медведь летит,

Молоко бежит,

Мужик пашет,

Мельница руками машет.

[н]-[н’]

*

В один, Клим, клин колоти.

*

Шел я из-за синя моря,

Нес конопотник да полконопотника.

*

Нашего пономаря

Никто не перепономарит,

А наш пономарь

Всех перепономарит.


[л]-[л’]

*

Шит колпак,

Да не по-колпаковски.

В том колпаке —

Полколпака гороху.

*

Враль клал в ларь ,

А вралья брала из ларя.


[р]-[р’]

*

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

*

Ехал грека через реку,

Видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

*

На дворе трава,

На траве дрова.

Раз — дрова,

Два — дрова,

Три — дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

[ц]

*

Цапля чахла,

Цапля мокла,

Цапля сохла,

Цапля сдохла.

[ч’]

*

Четыре черненьких

Чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.



[щ’]

*

Кубра на кубру

Щи варила.

Пришедши букара

Да выхлебала.

*

Из-под Костромщины

Шли четверы мужчины.

*


КОМПЛЕКС ЗВУКОВ

*

Не диковина полубрату

Сказать про Поликарпа.

*

Шел Прокоп, кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

*

Шли четверо мужиков.

Говорили они про торги

Да про покупки,

Про крупы да про подкрупки.

*

Сшит колпак,

Да не по-колпаковски.

Вылит колокол,

Да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать и выколпаковать,

Надо колокол переколоколовать и выколоколовать.

*

На горе, на пригорке

Стояли двадцать два Егорки.

Раз — Егорка,

Два — Егорка,

Три — Егорка,

Четыре — Егорка,

Пять — Егорка...

(и так далее до стиха: «Двадцать два — Егорка».)

*

Всех скороговорок

Не перескороговорить

И не выскороговорить.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало.

Не начать ли сказку с начала?

*

Накосил мужик сенца,

Поставил середи польца.

Не сказать ли опять с конца?


НЕБЫЛИЦЫ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

Вы послушайте, ребята,

Нескладушечку спою.

Замест кренделя-баранки

Проглотил мужик дугу .

*

У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

*

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, —

Говорят собаки.


Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Сено косят на печи

Молотками раки.

*

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.


На заборе чепуха

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Черт намазал себе нос,

Напомадил руки

И из погреба принес

Жареные брюки.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

*

Сам на кобыле,

Жена на корове,

Ребята на телятах,

Слуги на собаках,

Кошки на лукошках.

*

Тимошка в лукошке

Поехал по дорожке.

Собачка на лычке погумкивает,

Медведь на цепи порывается.

Агафон на печи обувается.

Агафонова жена при дороге жила,

Калачи пекла.

Уж как эти калачи

Во весь день горячи.


«ЗВУКОВЫЕ КАРТИНКИ»

В этом упражнении использование звуковых сочетаний позволяет включить в тренинг самые разнообразные микроперестройки языка.

ЗИМНИЙ ЛЕС


Представьте себе зимний лес. В холодном прозрачном воздухе раздается звук пилы:

ДЗАНЬ-ДЗЫНЬ

Руки имитируют движение пилы

И далеко разносится стук топора

ТУДУКАТА-ТУДАКАТА

Имитация ударов топора; удар приходится на ударный слог.

По лесу идет лось-хозяин леса, ветвистые тяжелые рога, важная поступь:

ХАЩ-ХЫЩ

Руки имитируют тяжелую поступь лося: ладонь «круглая», выгнута вверх, пальцы раздвинуты, смотрят вверх.

По лесу в поисках лося бежит браконьер

АХ-ТЫ-УХ-ТЫ

Взяв в руки воображаемые лыжные палки, отталкиваемся ими поочередно на каждый слог.

А в кустах сидит лесник и караулит браконьера, он жует жевательную резинку:

ВАЧ-ВУЧ

Руками как бы растягиваем жевательную резинку и на звук «Ч» резко соединяет их вместе.

ЧАФК-ЧУФК

На обеих руках сжимает и разжимает кулаки.

Вот браконьер увидел следы лося и побежал быстрее.

АХ-ТЫ-УХ-ТЫ

Движение повторяется в более быстром темпе.

Лось почувствовал погоню и тоже побежал быстрее

ХАЩ-ХЫЩ

Движение повторяется в более быстром темпе.

Лесник услышал их приближение, заволновался, стал быстрее жевать жевательную резинку

ВАЧ-ВУЧ

ЧАФК-ЧУФК


Движение повторяется в более быстром темпе.

Браконьер настигает лося

ААХТЫ-УУХТЫ

Отталкиваемся сильно обеими руками вместе, имитируя скольжение с горы.

Лось старается убежать от браконьера

ХАЩ-ХЫЩ

Движение повторяется в более быстром темпе.

Но тут лесник увидел их и выстрелил в воздух, чтобы испугать браконьера:

ПБДАХ-ПБДЫХ(но не ПаБаДАХ-ПаБаДЫХ!!!)

В руках держим воображаемое ружье, на гласных звуках руки имитируют выстрел(как дети, когда играют в войну)

Трусливый браконьер испугался и убежал из леса

АХ-ТЫ-УХ-ТЫ

Поочередное движение воображаемыми лыжными палками на каждый ударный слог.

А лось опять важно зашагал по лесу

ХАЩ-ХЫЩ

Повторяется движение в медленном темпе

Все успокоилось .Опять слышится звук пилы.

ДЗАНЬ-ДЗЫНЬ

Руки имитируют движение пилы


В медленном темпе движения и звукосочетания повторяются 3-4 раза, быстром 4-6 раз.

Заключение.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации.

Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, можно использовать как в урочной деятельности , так и на дополнительных занятиях по сценической речи и театру. Все эти упражнения способствуют здоровьесбережению и развитию речи.






















Список литературы

1.Еремина О.А Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. URL:

http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/index.html (дата обращения 10. 03. 2015)

2.Набоков В. Гоголь Николай Васильевич. URL:http://gogol.gatchina3000.ru/nabokov_1.htm (дата обращения 10. 03. 2015)

3.Рехалова Т. А. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ. URL: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/02/16/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh(дата обращения 10. 03. 2015)

4. Суркова М. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. - Самара,1997. - 24с.

5.Сценическая речь: учебник для студентов театральных учебных заведений под редакцией И.П. Козляниновой, И.Ю. Промтовой. - М.:ГИТИС, 2009.- 557с.







21