Программа факультативного курса Древнерусская литература

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Агранович С.З., Конюшихина М.В.

Программа факультативного курса

«Древнерусская литература и мировой литературный процесс»

(7-11 классы – 160 часов)

Пояснительная записка

Цель факультативного курса - формирование у школьников целостного представления о древнерусской литературе как единой развивающейся системе с ее ярко выраженными тенденциями (стили, жанры, образ человека).

Одной из важных задач авторы считают формирование у учащихся представлений о русской литературе, которая с древнейшего периода отличалась «высоким патриотизмом, интересам к темам общественного и государственного строительства, неизменно развивающейся связью с народным творчеством» (Д.С. Лихачев), гуманизмом.

Авторы программы пытались указать на типологическую связь древнерусской литературы с западным средневековьем и наметили генетическую связь с русской литературой XIX-XX веков.

Литературные тексты, отобранные для программы курса, соответствуют особенностям возрастной психологии, интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся.

Программа содержит элемент вариативности. Учитель в зависимости от подготовленности класса или личного желания может изменить набор текстов, но структура курса должна быть сохранена.

Поскольку наша цель – формирование творческой личности, то учитель сам должен быть творцом. Задача же авторов данной программы – изложить свою оригинальную концепцию изучения древнерусской литературы в школе, помочь учителю найти правильный подход к преподаванию литературы.



Содержание программы



7 класс (32 часа)

Древнерусская литература как литература средневековая. Понятие Средневековья. Теоцентризм. Проблема автора и текста. Средневековое восприятие времени и пространства. Средневековый символ. Характерные черты мировоззрения средневекового человека.

Летопись и хроника западноевропейского Средневековья. Жанр летописи. Линейное время летописи. Эпический и монументально-исторический (по Д.С. Лихачеву) стили в «Повести временных лет». Средневековое изобразительное искусство и древнерусская литература.

Поучения как жанр. «Поучение Владимира Мономаха» - этическое и юридическое исследование феодального общества. Традиции и новаторство в «Поучении Владимира Мономаха». Образ автора.

Жанр хождения. «Хождение игумена Даниила в Святую Землю». Афанасий Никитин «Хождение за три моря». Переводное апокрифическое произведение «Хождение Богородицы по мукам». От жанра хождения к жанру путешествия (путевых заметок, путевых очерков). Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум».

8 класс (32 часа)

Повторение: средневековое восприятие времени и пространства.

Жанр учительной проповеди в древнерусской литературе. «Слово» как литературный жанр. «Слово о законе и благодати». Решение в «Слове…» важнейших идеологических проблем русским писателем XI века. Сочетание патриотизма и общечеловеческих ценностей в произведении.

Жанр жития. Происхождение житийного жанра в византийской литературе (фольклор, эллинистический роман, античный миф). Первые русские жития. Жития княжеские и монашеские. Идея национального единства в «Житии Бориса и Глеба». «Киево-Печерский патерик». Особенности композиции и система образов. «Прелесть простоты и вымысла» (А.С. Пушкин). Особенности житий, написанных Епифанием премудрым: «Житие Стефания Пермского», «Житие Сергия Радонежского». «Житие Сергия Радонежского» и рассказ А.П. Чехова «Архиерей». «Психологическая умиротворенность» (по Д.С. Лихачеву). «Житие Петра и Февронии Муромских» и «Тристан и Изольда»: проблема типологического сходства.

9 класс (32 часа)

Повторение: целостность изображения в древнерусской литературе.

«Слово о полку Игореве». История открытия, опубликования и изучения. «Слово о полку Игореве» и фольклор. Особенности поэтики «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» и летописная повесть о походе Игоря на половцев. Различие задач, поставленных авторами этих произведений. Композиция «Слова о полку Игореве» и художественная задача, стоящая перед автором. Место и роль «Плача Ярославны» в художественном пространстве «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» - гениальное произведение, переведенное почти на все языки мира.

«Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песня о Нибелунгах», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставелли.

10 класс (32 часа)

Повторение: житийный жанр в древнерусской литературе.

Проблема автора. Авторское сознание. Проблема зарождения в древнерусской литературе индивидуального авторского стиля в разных жанрах.

«Моление Даниила Заточника». Особенности идеи и поэтики. Идейное и композиционное решение. Уникальность произведения. Использование автором библейских цитат и необычное их обыгрывание. Широта средневековой образованности («Псалмы Давида», «Исход», «Песня песней», «Экклезиаст»). Образ автора – интеллектуала и интеллигента русского Средневековья. Проблема взаимоотношений интеллигента и власти. Своеобразие патриотизма автора. Смех и самоирония как составные стилистические единицы «Моления Даниила Заточника».

«Житие Юлиании Лазаревской». Особенности авторского сознания. Рождение повести о судьбе русской женщины-дворянки из жития. Традиции «Жития Юлиании Лазаревской» в творчестве А.С. Пушкина (Татьяна Ларина) и И.С. Тургенева (Лиза Калитина).

Переписка Ивана Грозного с Курбским. Иван Грозный – первый русский писатель, создавший свой индивидуальный стиль. Поэтика произведений Ивана Грозного. Связь личного бытового поведения Ивана Грозного с художественными особенностями его произведений. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Отражение в поэме элементов сознания Ивана Грозного и достоверной картины эпохи.

Раскол русской церкви. Жизнь и деятельность протопопа Аввакума. Творчество Аввакума. Особенности индивидуального стиля писателя. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное».

Возникновение биографического романа на основе жанра жития.

11 класс (32 часа)

Повторение: образ героя древнерусской литературы.

XVII век как переходная стадия от древнерусской литературы к литературе нового времени. Изменение личностного мировоззрения. Формирование нового отношения к человеку и миру.

Бытовые повести XVII века как произведения о герое времени. Традиции и новаторство. Истоки эсхатологизма повестей: «Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин», «Повесть о Савве Грудцыне». Появление вымышленного героя. «Повесть о Фроле Скобееве» и западный плутовской роман. Проблема типологического сходства. Использование А.С. Пушкиным бытовых повестей XVII века для создания образа Григория Отрепьева в трагедии «Борис Годунов».

Демократическая сатира XVII века. Социальная база, идейная направленность. Автоирония. Эсхатологизм. Сатира и пародия в «Повести о Ерше Ершовиче», «Калязинской челобитной», «Службе кабаку». Использование художественных структур, идеологических комплексов демократической литературы XVII века русскими писателями XIX века (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Ф.М. Достоевский «Идиот»).

Древнерусская литература и мировой литературный процесс.