Содержание
Введение…………………………………………………………...с.2
Глава I. История славянского слова «Коло»………………..с.3
Глава II. Тайный смысл сказки «Колобок»………………….с.4-5
Заключение………………………………………………………..с.6
Ссылки…………………………………………………………….с.7
Литература………………………………………………………..с.7
Приложение……………………………………………………….с.8
[pic]
Введение
Нам очень хорошо с самого детства знакома русская народная сказка «Колобок». Сюжет её прост. Но за явно простым сюжетом скрывается тайный смысл, который нам сегодня и предстоит раскрыть. Цель моей исследовательской работы заключается в восстановлении первоначального смысла русской народной сказки «Колобок».
Задачи:
изучить толковые словари, литературные, научные источники по данной теме;
изучить Интернет источники;
собрать, обобщить и оформить собранный материал;
представить исследовательскую работу сверстникам.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня нас часто называют «Иванами, не помнящими своего родства». Происходит это потому, что мы плохо знаем свою историю и культуру, мало читаем, и начинаем верить в то, что русские – это народ всего лишь с тысячелетней историей. Я думаю, что история русского народа значительно глубже, и через понимание смыслов, заложенных в русских народных сказках, мы сможем восстановить потерянные годы.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что астрономический смысл сказки «Колобок» нигде не рассматривается, а это не даёт полного понимания сказки.
Гипотеза. Мы предполагаем, что смысл русской народной сказки «Колобок» глубже, что образы людей и животных носят иной смысл, чем кажется на первый взгляд.
Объект исследования: культура и история русского народа.
Предмет исследования: русская народная сказка «Колобок».
Методы исследования: изучение литературы, поисковый, аналитический.
Глава I История славянского слова «Коло»
Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок.
Чтобы понять древние сказки и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказки. Сказка – это не только придуманная для детской забавы история. Сказка – это сокровищница культуры и истории целого народа. Именно из сказки можно узнать быт, традиции и обычаи, которые выражают понимание мира русским человеком. Итак, вернемся в детство наших предков!
«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок».
Для того, чтобы понять смысл сказки «Колобок», нам нужно знать происхождение слова коло.
Коло – одно из древних имён божества Солнца, т.е. наши предки называли солнце – коло. «КОЛО» — это древнее обозначение круга. В давние времена славян называли сколотами. Я попробовала перевести это слово, у меня получилось – «с солнцем живущие». А это значит, что мы с вами потомки людей, поклонявшихся солнцу. Рассуждая так, я перевела и название Кольского полуострова - солнечный.
В русском языке со словом коло связано очень много слов. Коло — забытое слово, но от него родилась и коляска, и колесница, и колея, и кольцо, и колесо, и даже кольчуга — от колечек, ее составляющих.
В словаре Даля указано:
«Коло — окружность, круг, обод, обруч, колесо».
Коло — повозка на колесах, телега. В первой русской летописи «Повесть временных лет» кола — это телега.
Интересны стали такие слова как коловращение, коловратность. Коловратный — значит «вращающийся». В старину слово обозначало также «непостоянный», «изменчивый». Говорили коловратность судьбы.
Сказочный колобок и колобродить, то есть ходить вокруг да около без толку, суетиться зря, да и само слово около, и калач, или колач, и выражение нести околесицу, то есть говорить глупости, чепуху,— все они происходят от коло.
От коло еще происходят:
Околица — выезд из деревни, а раньше — изгородь вокруг рее.
Окольная, кружная дорога.
Отсюда происходит и имя славянского бога Солнца Коляды, а также таких слов, как «колдун», «колдовство».
Глава II. Тайный смысл сказки «Колобок»
А теперь? Когда мы разобрались с происхождением слова «Коло», можно перейти и к поиску смысла сказки «Колобок».
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения наших предков за движением солнца по небосклону.
Я попробовала выделить корневые основы в слове колобок (с точки зрения наших предков). У меня получилось Коло и Бок. Замена [Г] на [К] на конце слова – это процесс оглушение согласного, которое мы часто допускаем (например, [друк], [марос] . Получилось Коло – солнце, бок – бог, то есть Бог Солнце. Значит главный герой сказки – Бог Солнце.
Подтверждение такой интерпретации слова Колобок можно найти в русских народных загадках из собрания В.Даля: голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается (движение солнца по небосводу).
Что же с ним происходит? Во многих мифологиях прослеживается мотив супружества неба и земли – этаких древних прародителей, порождающих все сущее. Женское начало – земля. Это начало «темное», даже «черное», из ее чернозема или глины рождается все, вплоть до самого человека. Почти везде она является «богиней-матерью». Повсюду у славянских народов было распространенным словосочетание «мать-земля» во всей полноте этого очень емкого понятия [1].
Земля и Небо соединяются на линии горизонта, именно оттуда и появляется – рождается Солнце. Вспомним - мы видим появление солнца между Землёй и Небом точно так же, как видели это наши предки, только объясняли они это по-своему, так как понимали.
Для славян лес был символом тьмы (тёмный лес) – противоположность света, т.к. там жили дикие звери, которые вызывали страх, опасность. В первоначальном тексте сказки Колобку встречаются птицы и звери - лебедь, ворон, медведь, волк и лиса.
После того, как Колобок отделился (родился) от Неба и Земли (он ушёл и от дедушки, и от бабушки), попадает в темный лес. Первый кого он встречает – лебедь:
«Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка».[2]
Отщипнуть от солнца – значит сделать невидимой её маленькую часть, а когда мы можем наблюдать это, конечно, во время затмения. Солнечное затмение — астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает (затмевает) полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле.
Звери – жители тёмного леса, они несут отрицательный смысл. Колобок должен спастись от них. Не хитро уйти - вполне разумная логика - если уж смог от Неба и Земли отделиться (родиться), то и Тьме не поглотить – не съесть.
Звери всё же понемногу откусывают от Колобка, поэтому один бок Колобка становится меньше и меньше. Солнце постепенно закрывается луной, а потом полностью пропадает – происходит солнечное затмение.
Наконец, Колобок встречает лису, которая усаживает его себе на нос - морду.
Морда и смерть - однокоренные слова (морт = мерт), поэтому Тьма, в конце-концов, и съедает Колобка в образе хитрой лисы-смерти.
Тьма поглощает солнце, оно становится невидимым. Над головой замерцали звезды, и засияла 'дневная хозяйка' - вторая луна, невидимая прежде.
Как пишет Александр Абрашкин Коло-Бог представляет поэтический образ луны, которая из круглой может превратиться в тощий месяц (откушенный колобок), а то и вовсе пропасть во время затмения (быть съеденной).[3]
Заключение
Я думаю, что становится вполне понятно, что в данной сказке древними славянами объяснялось такое явление, как солнечное затмение. В своей работе мы провели исследование для восстановления первоначального смысла русской народной сказки «Колобок». После того как работа была завершена у нас возникло предположение, что данная сказка была составлена специально для детей, для того, чтобы объяснить им на доступном языке такое явление как солнечное затмение. Из этого следует, что славяне занимались обучением своих детей, а значит, были образованным народом. Мы подтвердили выдвинутую гипотезу – смысл сказки не лежит на поверхности, он скрыт за образами и явлениями. Остаётся только восхищаться поэтикой языка наших предков.
Данная работа может быть использована на уроках литературного чтения в 4-5 классах, а также на внеурочных занятиях по литературе и русскому языку. Она может быть интересна тем, кто увлекается изучением истории и культуры русского народа.
Ссылки:
1. Юрий Петухов. Тайны древних руссов. М.: Рус. яз., 2007г- 70 с.
2. Первоначальный текст сказки «Колобок» см. приложение 1.
3. Александр Абрашкин, Тайны троянской войны. М.: Рус. яз., 2004 г. - 101с.
Литература
Александр Абрашкин. Тайны троянской войны. М.: Рус. яз., 2004 г -432с.
Владимир Даль. Словарь живого великорусского языка
В. Даль. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2007 г. – 152 с.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986 г. – 244 с.
Русская народная сказка «Колобок».
Юрий Петухов. Тайны древних руссов. М.: Рус. яз., 2007 г. -387 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первый текст сказки «Колобок»
Попросил Дед Бабку: «Испеки мне Колобок!» Бабка по Сварожьим амбарам помела, по сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по дорожке. Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “Ам”, и съела целиком.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алтайская основная общеобразовательная школа №3
Исследовательская работа
«Русская народная сказка «Колобок» - астрономический трактат»
Автор: Балахнина Алёна, ученица 4 класса
Руководитель: Попова Елена Борисовна,
учитель русского языка и литературы
[pic]
с. Алтайское
2016 г.
9