«Я ЖИВУ, ЧТОБ ВЕЧНО СЛАВИТЬ РУСЬ»
«Я живу, чтоб вечно славить Русь»… Эти слова принадлежат поэту России Людмиле Туровской, которая своей поэзией внесла яркую страницу в историю русской литературы, именно русской, так как ее стихи наполнены верой в великое будущее Руси – России и ее многострадального народа.
Нельзя не заметить, что эти слова перекликаются со словами великих поэтов России. Русь, Россия, Родина, Отчизна, страна воспета в сборнике «Руслава»:
Лес да степь, да вспаханное поле.
Синь озер. Разливы плавных рек.
То земля святой славянской дали!
С ней, родной, мы связаны навек.
Тихий луг. Священная дубрава.
К роднику живому наклонюсь.
Я пришла. Меня зовут Руслава.
Я живу, чтоб вечно славить Русь.
Поэтесса воспевает неброскую красоту Родины и утверждает, что это земля святой славянской дали, которую она пришла воспеть.
А в названии сборника слышится что-то величественное и чувствуется истинная, неподкупная любовь к лугам, полям, озерам, рекам.
Л. Туровская – женщина с колоссальным внутренним стержнем, наделенная редким даром любви к своей родной земле. Ей непросто живется. Ведь она – всего-навсего женщина – хрупкая, маленькая с нежной душой и добрым сердцем. Слыша стоны родной земли, видя царящие повсюду цинизм, произвол, разврат, поругание родных святынь, вопиющие знаки бездуховности, она скорбит, и душа ее скорбит и тихо плачет, болит и страдает. Именно об этом и ведет речь в стихотворении «Горечь»:
Горькой горечью вытоптан день.
Вихрем кружатся думы о прошлом.
Средь никчемных, тщедушных идей
Грустно мне, одиноко и томно.
И сразу же вспоминается традиция всей русской литературы: писатель, поэт – печальник земли Русской, страдающий болью своей Родины, своего народа.
Слова горькой горечью, грустно, одиноко, томно передают внутреннее состояние лирического героя – боль. И это состояние не только лирического героя, но и автора.
Дар поэта – облекать в стройные мысли то, о чем только люди догадываются, что смутно витает в головах и душах их, поэтому особое внимание приковывает социальная поэзия Туровской. Жесткая позиция справедливости, осуждение подлости, лжи, предательства, хлесткое бичевание политиков, бюрократов – вот тематика многих стихотворений.
Не может Л. Туровская спокойно смотреть на то, что творится вокруг, потому что она «в сердце носит боевую тревогу, колючую правду и солнечный ветер».
В ее сборнике «Признание славянки» есть стихотворение «На третьей мировой»:
Мы с тобой на войне.
Наше время тревогою дышит.
Так учись воевать
У живых и погибших отцов
С новым наглым ворьем,
Нашу славу и гордость забывшим,
И бери на прицел
Беспардонных деляг – подлецов.
Круто нам повезло –
В это дикое жить лихолетье.
Счастье выпало нам –
Битвы праведной чашу испить.
Мы с тобой на войне –
На великой, на страшной, на Третьей.
И завещано нам, как отцам победить!
Победить!!!
Трагедию нашей жизни особенно остро чувствует и переживает поэт. Поэтому и обращается к читателю, думающему, способному понять ее мысли и чувства, способному сопереживать, быть активным участником жизни, имеющему гражданскую позицию.
«Мы с тобой на войне»… Эти слова вводят читателя в нашу жизнь. «Война» для Туровской – это жестокость, это наглое ворье, это деляги - подлецы, слезы детей, бездомная жизнь стариков, трагедия молодых инвалидов. В этом страшном мире суждено «битвы праведной чашу испить» и победить – таково желание Туровской в этом нелегком и трудном мире.
Тягостно и тревожно постоянно поэту. Боль за Родину и не знающее меры страдание русской души, когда видит, как «глупый Иван безродный пьет из заморской лужи». Ее лирическая героиня кричит, ужасаясь забвению русской старины, уничтожению родных корней, безжалостному попранию отечественных традиций. И вот уже настоящий плач слышится в ее стихах, в которых пишет о «мертвой железной дороге, о голых колхозных полях, о нивах умерщвленных».
Свою гражданскую позицию она не прикрывает красивыми словами, не боится ранить чей-то изнеженный слух крепкой фразой. Все ее негодование пропитано серьезными переживаниями, глубоким пониманием ситуации. Но стихи не вызывают тяжелого чувства уныния, а наоборот, заставляют бороться за свое человеческое достоинство.
Творчество Туровской – это явление русского духа. Читая ее стихи , утверждаешься в мысли о подлинном духовном подвиге русской женщины, бросившей вызов захлестывающему нас злу:
Вчерась мы истину узнали
И в первый раз читали сводки:
Страна погрязла в криминале,
Вранье, предательстве и водке.
Поэтесса пытается этот мир понять, пытается видеть суть событий горестных и грозных, но не может все как есть принять, не желает жить впотьмах, жить в болоте тухлого разврата. В трудные минуты жизни она не хнычет. Не проклинает жизнь, а мужественно, смело говорит о наболевшем, высекает из сердца стихи, пронизанные высоким чувством веры в справедливость, Родину, народ:
Нет, не погибла Родина моя!
Она лишь спит глубоким, странным сном,
Поруганная, нищая. Больная.
В стихах Туровской мы видим противостояние света и тьмы, добра и зла, правды и лжи. Особенно эти контрасты видны в цикле стихов о Москве:
С ума сошла от денег и от секса
Купчиха наша – жирная Москва.
Для нее Москва – город, оставленный Богом, потому что жизнь в нем похожа на публичный дом, на вокзал, на большой базар, заплеванный и осатаневший. Здесь нет чистого самозабвенного. Бескорыстного, искреннего, живого, нет того, что называется простыми вечно юным словом любовь. Поэт заканчивает стихотворение вопросом: «Вам не страшно?» Должно быть страшно, так как город умирает, умирает его душа, становится он пустым и бездыханным. Стихи Л. Туровской – сплав веры и мужества, любви и честности. Самое черствое сердце дрогнет от этой искренней выстраданности. Позиция истинного гражданина своего отечества – главное в ее творчестве:
На небо русское взгляну –
Увижу свет… И выйду к людям.
И правды хлеб им протяну.
Свое поэтическое кредо Туровская «раскрывает» в стихотворении «Исповедь поэта». Само название говорит о душевной и духовной сути самого автора:
Я там, где тревоги, ветра и дожди,
Где бьются за волю славяне…
Навек оставаясь с народом своим,
Я жизнь посвящаю народу.
Так раскрывается красота внутреннего мира человека, поэта глубоко любящего свою Родину, свой народ, искренний призыв жить на «полный взлет». Поэтому стихи приобретают мощное патриотическое звучание, а сама поэтесса, «продолжая свой путь по отцовской земле», утверждает:
Нет, не кончится Русь. Не падет, не растает.
Откуда же такое всеобъемлющее чувство любви к тому, что мы называем Родиной, страной, Отечеством. Чтобы писать стихи, необходимо вдохновение, а его поэтесса черпает в Майне, ведь здесь прошло ее детство, здесь она пошла в первый класс:
Но иногда я слышу голос тайный –
Он манит вдаль, он радостно зовет.
Туда. Где лес, прохладный воздух Майны!
Степной простор! Тагайский поворот!
«Почти в каждом стихотворении я воспеваю волжские просторы и старенький дом на улице Школьной», - пишет поэтесса в книге об Ульяновской области «Дорога к дому», в основу которой вошла биография рода писательницы. После смерти бабушки, Ульяны Павловны Яшновой, Людмила Тадеушевна решила написать очерк, но работа захватила ее, и очерк перерос себя. Ведь бабушка много рассказывала о своей жизни: о И.С. Полбине, которого называла Ванюшкой, в юности они вместе организовали избу-читальню, о своих замечательных учителях, Константине Алексеевиче Селиванове и Александре Щербо, подруги Ольги Ильиничны.
Много интересных сведений можно почерпнуть из этой книги. Л. Туровская пишет о Тагае, там был дом для арестантов, в котором содержался Тарас Шевченко, там побывал ее прадед, когда его раскулачивали.
Любовь к малой родине, к родным и близким людям рождает любовь к Родине большой и ко всему своему народу.
В стихотворении «Маленькая бабушка моя» Туровская пишет о простом уголке знакомом до слез, в котором перед иконой молилась бабушка, «худенькая, кроткая, простая». Скромен быт: «за русской печкой койка да кривой, щербатый батожок, выцветшее фото на стене». Все думы бабушки о детях, внуках о себе. Беспокоилась не только о родных, но и чужих:
Милые, по – доброму живите.
Помогайте людям как – нибудь.
Добро, Доброта – главные, определяющие слова характера бабушки.
Потому – то поэтесса постоянно возвращается в мыслях в детство, вспоминает деревянный дом, веселый и счастливый, в котором хорошо:
Но где теперь тот ненаглядный рай?
Грусти о нем и плачь, пока не поздно.
Крыльцо, колодец, серенький сарай…
А над крыльцом стремительные звезды.
А ранним утром крики петуха
И стук колес вагонных еле слышен.
Над тихой Майной встали облака.
Прозрачный воздух светится над крышей.
Без громких фраз, простыми, до боли трогающими сердце словами говорит поэт о детстве, родном доме, Майне в стихотворении «Тоска по Родине».
У нашей землячки русская душа, потому- то рождаются ее стихи из глубины души, из глубины сердца, в них – любовь и нежность к малой родине, России, к самым близким людям.
О своем прадедушке, «крестьянине русском Петре Яшнове», поэтесса пишет и в книге «Дорога к дому», и в стихотворении «Прадед». Он «взирает с ветхого портрета», напоминает русского богатыря силой, орлиным взглядом. Это труженик:
Пахал и сеял. Скот кормил.
Избу изладил возле леса.
Ему на все хватило сил,
Трудяге крепкого замеса.
И знает о нем Людмила Туровская только по рассказам своего деда, но эта память должна быть вечной: «Мне забывать нельзя об этом».
Истинная. Неподкупная, неподдельная любовь звучит в стихах поэта России. В одном из стихотворений Л. Туровской есть строки:
Душа пронизана любовью.
Насквозь. Навылет. Наповал.
Любовь безмерная и всеобъемлющая, любовь к родному краю, к России.