Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени А.В.Филипченко
Реферат
«Образ Мцыри в иллюстрациях художников XX века»
Разработала:
ученица VIII «В» класса
Моргунова Анна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Ряузова И. Н.
Острогожск
2014
Содержание стр.:
Вступление.
Основная часть.
Герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Иллюстрации художников поэмы «Мцыри».
Заключение.
Использованная литература.
Приложение.
I. Вступление.
Целью исследования является изучение изобразительного образа Мцыри, созданного художниками XX века. Для того, чтобы достичь цели, мы попытались решить ряд задач: изучить иллюстрации с изображением героя, определить его литературные особенности, провести параллели между литературным и изобразительными образами Мцыри.
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы. Это: Л. О. Пастернак (1891 год), Н. Н. Дубовской (1891 год), И. М. Тоидзе (1941 год), Г. С. Ханджян (1959 год), Ф. Д. Константинов (1961 год), И. С. Глазунов (1965 год), Г. А. Мамян (1986 год), Н. Н. Опиок (2005 год) и т.д.
Мы выбрали и попытались изучить работы некоторых иллюстраторов, создавших портрет героя и показавших его в разных состояниях и событиях. Содержание иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» трудно представить без главного героя, так как произведение является его монологом, исповедью. М. Ю. Лермонтов наделил его множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб, робок и решителен, романтик и реалист и т.д.
Изучив иллюстративное наследие поэмы «Мцыри», мы обнаружили некоторые отличия в изобразительных образах героя.
«У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя». [link] Лермонтов, М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад / М. Ю. Лермонтов. – М. : Дрофа, 2007. – стр. 221