МБОУ «Кадыровская СОШ»
Заинского муниципального района РТ
Научно-исследовательская работа
Изобразительно-выразительные средства в «зимней» поэзии А.С.Пушкина
Выполнила:
ученица 9 класса
Цыганова Альбина
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Цыганова Ольга Александровна
Оглавление
Введение………………………………………………………………….3
1.Основная часть…………………………………………………………5
1.1.Лексические средства выразительности речи……………………..5
2.Исследовательская часть……………………………………………...6
2.1. «Зимняя» поэзия А.С.Пушкина……………………………………6
2.2. Изобразително-выразительные средства в стихотворениях «Зимнее утро», «Зимний вечер» …………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………10
Список использованной литературы…………………………………...11
Введение
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.
Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!..
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживается и тесно переплетается красивое и некрасивое.
Я думаю, что средства выразительности, выполняющие стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, создают особую организацию речи.
Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной, нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, выразительной, богатой.
Зима всегда вызывала у меня чувство восторга, радости. Однажды у меня возник вопрос: Как воспринимали, описывали зиму поэты? Эти мысли послужили толчком к написанию данной работы. Я решила познакомиться со стихами А.С.Пушкина о зиме, узнать, как он относился к этому времени года, сравнить описание зимы в разных стихотворениях, а также посмотреть, с помощью каких средств изображения поэт достигал своей цели в описании зимы. А затем поделиться своими выводами с другими в заключительной части данной исследовательской работы.
Именно поэтому, в данной работе мы исследуем использование изобразительно – выразительных средств языка великим русским поэтом А.С.Пушкиным в «зимней» поэзии.
Объект исследования: изобразительно-выразительные средства в «зимней» поэзии А.С.Пушкина.
Предмет исследования: «зимняя» поэзия А.С.Пушкина.
Цель работы: определить роль изобразительно-выразительных средств в «зимней» поэзии А.С.Пушкина.
Гипотеза: предположим, что изобразительно – выразительных средств языка имеют свои изобразительно-выразительные функции в речи.
Задачи работы:
Сравнить несколько стихотворений А.С.Пушкина;
Сделать вывод по наблюдению над произведениями;
Выявить какие изобразительно-выразительные средства использовал А.С.Пушкин для изображения зимы;
Сделать вывод о значении изобразительно-выразительных средств в «зимней» лирике А.С.Пушкина.
Методы исследования: сбор материала, систематизация, выборка материала, анализ и сравнение.
1.Основная часть
Лексические средства выразительности речи
Лексика, несомненно, занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово – основная единица языка, самый заметный элемент его художественных средств. И выразительность речи связана, прежде всего, со словом. Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского языка позволяет не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи. Среди наиболее употребительных изобразительно-выразительных средств языка значительное место занимают метафора, олицетворение, сравнение и эпитет. Рассмотрим эти средства выразительности речи поподробнее.
Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве.
Человек переносил присущие ему свойства живого существа на неодушевлённые предметы. Это и есть то, что мы называем метафорой. Метафора – слово древнегреческое и означает «перенесение». Творческое воображение человека черпает материал для метафор из животного и растительного мира: зелёная молодёжь, лист бумаги, пустить корни, заметать следы, петушиться, дорога змеилась, пресмыкаться.
Метафорический образ мышления, развиваясь и совершенствуясь, прожил долгие века, дошёл до нашего времени, прочно проник в нашу обиходную речь. Мы даже не замечаем, как часто пользуемся приёмом метафоры в нашей повседневной жизни. Бесчисленное количество метафор, уже стёршихся от долгого употребления и поэтому потерявших свою первоначальную поэтическую свежесть, сопутствуют нам на каждом шагу.
Язык поэзии целиком построен на метафорах.
Олицетворение (прозопопея) - троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. Олицетворение – разновидность метафоры. В создании олицетворения используются переносные значения слов.
Сравнение – это изобразительный приём, сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. Чаще всего сравнение оформляется в речи в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что).
Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развёрнутым сравнениям.
Эпитет – это образное определение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении: весёлый ветер, мёртвая тишина, чёрная тоска, холодный взгляд, блестящий талант, яркий полководец. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом небо не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный. Не каждое определение можно назвать эпитетом ср.: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении «родник»). Только в словосочетаниях железный характер и серебряный ключ перед нами эпитеты, которые несут смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку в высказывании.
2.Исследовательская часть
2.1. «Зимняя» поэзия А.С.Пушкина
Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу. Но в разное время суток, при разных обстоятельствах зима видится по-разному. А.С.Пушкин также по-разному описывал зимнюю природу. Рассмотрим три стихотворения поэта, отражающих зиму: «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».
«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Стихотворение наполнено радостью, поэт восхищается прекрасным зимним морозным утром. Его восхищение зимним пейзажем передаётся читателю, ощущается морозный свежий воздух, хочется проехаться вместе с Пушкиным в санях, полюбоваться на зимний лес, поле, речку. Яркость и свежесть зимнего утра контрастирует с описанием вьюжного вечера, именно поэтому утро кажется ещё более прекрасным и светлым.
«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Стихотворение «Зимний вечер» очень ярко передаёт внутреннее состояние лирического героя. Поэт весьма красочно описал бурю, она вторит настроению героя. Присутствуют оптимистические нотки, поэт просит няню спеть песню. Но всё же стихотворение пронизано грустью и тоской.
2.2.Изобразително-выразительные средства в стихотворениях «Зимнее утро», «Зимний вечер»
Изучив эти стихотворения, мы выбрали из них изобразительно-выразительные средства: метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты. Для удобства дальнейшей работы материал поместили в таблицу.
Из таблицы видно, что несмотря на то что автор описывает разную зимнюю погоду в разное время суток, он использует одинаковые изобразительно-выразительные средства: метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты. При помощи этих изобразительно-выразительных средств поэт отображает внутреннее настроение героя, его отношение к различным погодным явлениям. В стихотворении «Зимний вечер» описывается буря, но поэт относится к ней с нежностью, это видно по сравнению, которое он использует. Он сравнивает бурю с дитём. Даже отношение к дому хорошее, потому что он ласково называет его «ветхой лачужкой». А стихотворение «Зимнее утро» - просто фонтан эмоций. Эмоции переполняют автора, он радуется новому дню, восхищается морозной солнечной погодой. Ему хочется жить полной жизнью. Таким образом, можно прийти к выводу, какое бы время суток или погоду не описывал поэт, всегда будут использоваться метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты, так как эти изобразительно-выразительные средства наиболее ярко и живо передают чувства героя и окружающий мир.
Заключение
В нашем исследовании рассмотрены средства художественной выразительности, использованные поэтом, определена их функциональная роль.
Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
Изобразительно-выразительные средства служат для того чтобы наша речь не была обыденной, они придают «цвет» изображаемым событиям, помогают задуматься над прочитанным, привлекают к себе внимание.
Изучая и сравнивая стихотворения о зимней природе в разное время суток можно сделать следующие выводы:
Зимняя природа в стихах русского поэта является повелительницей бурь и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.
Но зима не всегда радостная, она может быть холодной и суровой. Она таит в себе и таинственные, опасные стороны - лютые бури, беспощадный мороз. Вероятно, поэтому иногда зимние мотивы в русской поэзии звучат тоскливо и печально. Ведь в описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. А чувства человека изменчивы, непостоянны.
Уметь находить прекрасное в каждом времени года, также как хорошее в каждом человеке. Ведь у природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку.
Чтобы передать всю красоту зимней природы А.С.Пушкин использовал разнообразные средства речевой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.
Список использованной литературы
1. Белый А. Поэзия слова: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы. Семиотика. – М., 2007
2. Григорьев В. П. Поэтика слова. – М., 2002.
3. Пустовойт П. Г. От слова к образу. – Киев, 1974
4. Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М., 1991
5. Фридлендер Г.М. «Поэтический строй русской лирики», -М, 2003.
6. Шайн К.Э. «Язык, Поэзия. Гармония». Ставрополь, 1999.
7. Энштейн М.Н. Юнина Е. Поэтическая зима» // Вопросы литературы, 1999 № 9
8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений и писем. В 2т.Т.1. – М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2015
11