Информационная карта проекта
1. Название проекта – «Технологии развивающего обучения на уроках внеклассного чтения в 5 – 6 классах»
2. Актуальность проекта
В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслообразования, и образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте личной инициативе и индивидуализации. По-видимому, условием реализации этих целей могут стать три взаимосвязанных момента:
сведение к минимуму учительского контроля за ходом учебной деятельности в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы;
организация развернутой практики квазиисследования (т.е. учебной деятельности) на новом материале и с высокой степенью творческой самостоятельности;
организация практики инициативного опробования освоенных способов действия в широких задачных контекстах (например, в рамках проектов).
Согласно нашим предположениям, соблюдение указанных условий должно иметь своим следствием три основных момента:
освоение программного материала на уровне, позволяющем свободно адаптировать освоенные средства/способы действия к различным контекстам;
завершение формирования «учебной деятельности» как обобщенного и внутренне мотивированного способа освоения понятийного содержания;
формирование начальных форм теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия) как обобщенной мыслительной способности, относительно независимой от исходного предметного материала.
3. Цели и задачи
Слабыми местами переходного периода от младшего звена к подростковому объективно считаются отсутствие:
а) преемственности между младшей и средней школой и
б) общих способов действия на уроках по разным учебным дисциплинам.
Материалы помогут школьникам уже в 5 – 6 классах получить инструменты для работы в среднем и старшем звене школы.
Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения.
Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.
Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему определили цели и методы работы над текстом как центральным компонентом обучения в подростковой школе.
Дети получают возможность поработать в разных позициях:
-читателя-критика,
-чтеца,
-автора-художника,
-публициста,
-исследователя,
-учёного-классификатора,
-учителя.
Исследовательская деятельность становится ведущим уровнем обучения, предоставляя ребёнку инструменты учебной деятельности (в данном случае – различного типа инструкции, планы, критерии оценки того или иного вида работ), которые станут необходимым условием успешного продвижения по биологии, химии, географии, литературе, русскому языку (уроки развития речи) в 6—7 классах.
Научно-популярная повесть "В поисках белого бизона" позволяет без натяжек и оговорок осуществлять интеграцию нескольких учебных предметов.
А так как повесть была написана в XIX веке и многие сведения по естествознанию перешли из области фактов в сферу художественного вымысла и мифа, дети получают прекрасную возможность побыть не только читателями и "пересказчиками", но и учёными, сравнивая старый и новый взгляд на одно и то же животное или растение и пытаясь выбрать верный вариант и объяснить причины заблуждений натуралистов XIX века.
Цель разработки – помогать детям в рамках относительно узкой темы (одно событие, один объект) осваивать разные виды работы с текстом и овладевать следующими умениями:
определяться в плане и материале исследований;
проводить целенаправленный поиск материала;
собирать как можно больше необходимой информации;
систематизировать отобранный материал;
аргументировать выбор и порядок расположения материала;
находить общие и различные взгляды на один предмет в разных источниках;
подводить итоги исследования;
составлять план будущей письменной работы;
оформлять отобранный материал как сочинение-рассказ, сочинение-рассуждение, визитку, план, инструкцию и т.д.;
преобразовывать стиль текста;
сотрудничать с одноклассниками, старшими учениками и учителями-предметниками;
публично представлять свою работу;
ставить вопросы и задачи на будущее.
-
Краткое описание проекта
Очень важно, что читают наши дети в свободное время и на примере каких произведений художественной литературы мы учим их на уроках. Предлагаю прочитать вместе с детьми замечательную повесть М. Рида "В поисках белого бизона". Форма приключенческой повести и содержание, богатое фактами из жизни дикой природы, безусловно, привлекут внимание пяти - шестиклассников. А материал повести о путешествиях очень удобен для проведения разного вида работ с текстом.
Подразумеваются разные формы работы (групповая, парная, индивидуальная), на уроках под руководством учителя и внеурочная (самостоятельная с исследуемым текстом и со справочной литературой, а также в форме консультаций с учителями-предметниками).
Желательно, чтобы дети записывали свои вопросы к главам (вопросы, на которые они хотят получить ответ). В результате поисковой деятельности некоторые вопросы могут остаться без ответа. В таком случае ребёнок должен стремиться понять, почему вопрос остался (недостаточно информации в тексте, неправильно был организован поиск информации, сложная проблема в современной науке, некорректно поставлен вопрос учеником или некорректно сформулирована ситуация автором повести, сведения о животном или растении устарели и т.д., и т.п.).
Обязательна презентация индивидуальных и коллективных наработок перед классом и коллективом учителей-предметников.
Проект направлен на формирование общеучебных умений анализа и синтеза, различных способов работы по "добыванию информации" учащимися, а также на формирование совместной учебной и научной деятельности ученика и учителя.
Вопрос-рефрен после ряда заданий (К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?) предполагает организацию совместной поисково-исследовательской деятельности ученика и учителя. Разумеется, учитель не должен выполнять задание за ученика, его задача -- организовать деятельность учащегося: подсказать методы и приёмы работы, порекомендовать необходимую литературу, осветить ребёнку новую научную точку зрения на предмет исследования, при необходимости помочь разобраться в содержании текста и т.д.
Разработка охватывает не все главы повести, оставляя часть работы для совместного чтения на уроке, а также предоставляя детям возможность самостоятельно разобраться в тексте произведения и выполнить задания IX -- XVI и составить задание для одноклассников (XVII). Интересное, захватывающее содержание повести и образный, понятный язык перевода делают эту задачу выполнимой для всех учащихся.
Между заданиями остаётся определённый промежуток времени, в течение которого дети читают повесть, ставят вопросы по тексту и отвечают на вопросы учителя, готовят выразительное чтение эпизодов, коллективно под руководством учителя разбираются в прочитанном.
Приложения к заданиям (планы визиток, план описания местности, план советов по выживанию и т.д.) можно предложить учащимся в готовом виде, а можно составить коллективно или в ходе групповой работы.
Кроме того, дети самостоятельно или в группе создают различного рода планы, инструкции и критерии оценки работ различного вида, которые обсуждаются и дорабатываются в процессе коллективного обсуждения.
Разработка эффективна на переходном этапе от младшей к подростковой школе как подготовка к самостоятельной исследовательской работе в русле индивидуальных траекторий в среднем и старшем звене.
ОБЩЕКЛАССНЫЙ ПРОЕКТ
УМЕЙ РАСКРЫТЬ СЕКРЕТЫ КНИГИ !
МАЙН РИД
"В поисках белого бизона"
(перевод Т. Балабан)
I. Прочитайте первые 4 главы повести.
1.Пользуясь словарём, выясните и запишите ЛЗ слов:
УСТЬЕ (реки) –
ПРЕРИЯ –
КОЛОНИСТЫ –
КОНУСООБРАЗНЫЕ –
ПЛАНТАТОР –
НАТУРАЛИСТ –
КАМЕРДИНЕР –
ГРУМ –
ПИРОГА –
ЛАССО –
ГАРПУН –
ТРАППЕР –
ЧЕСТОЛЮБИЕ –
ТРИУМФ –
2.Подчеркните тремя разными цветами характеристики братьев: Базиля, Люсьена и Франсуа (глава III). Четвёртым цветом подчеркните общие характеристики мальчиков в главах II и IV.
3.Найдите в композиции повести такие элементы как преддействие и завязка.
4.Укажите конфликт повести.
5.Сформулируйте 5 вопросов по содержанию повести для своих одноклассников (с помощью вопросительных слов "КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО узнали о героях? ЧТО произошло?" и подобных), запишите свои вопросы.
*6.Составьте таблицу критериев оценки вопросов по тексту литературного произведения.
При выполнении задания I советуйтесь с учителем литературы.
II. Прочитайте главу X "Пища шелковичных червей".
Конкурс устного рассказа
1.Расскажите о жизни вымершего племени индейцев-натчезов, предварительно составив план своего рассказа. Можете ли вы составить рассказ об этом племени, пользуясь только текстом повести? Почему?
2.Сравните свои рассказы. У кого получился лучший рассказ? Почему?
*3.Составьте список критериев оценки рассказа на основе текста.
При выполнении задания II советуйтесь с учителем истории.
III. Прочитайте главу XI повести М. Рида "В поисках белого бизона".
1.Пользуясь методом "ключевых слов", составьте план главы.
2.Глава называется "Цепь разрушений". Как вы понимаете это название? Согласны ли вы с ним?
3.Известен ли вам биологический термин "цепь питания"(или"пищевая цепь")? Если нет, выясните его значение.
4.Можно ли утверждать, что в главе рассказывается именно о такой цепи?
Ответ обоснуйте.
**5.Если бы вы излагали содержание главы в научном стиле (например, для учебника окружающего мира), какие части вы оставили бы и в каком виде, а какие бы исключили из вашего рассказа? Запишите текст в научном стиле.
При выполнении этого задания советуйтесь с учителем окружающего мира или биологии. Какой учитель-предметник может помочь вам при выполнении пункта 5 этого задания?
IV. Прочитайте главу ХII «Три "крылатых бизона"».
1.Выясните лексические значения слов:
ПЛАТО –
КАНЬОН –
БАРРАНКОС –
СИБОЛЕРОС –
АТМОСФЕРИЧЕСКИЙ (обман зрения) –
и других (по необходимости).
2. Вычитайте ту часть текста, в которой говорится о способах охоты на бизонов. Перечислите разные способы, укажите особенности каждого способа (можно – в табличной форме, или в виде записи в столбик, или в строчку, или схематически).
*3.Выясните, продолжается ли сейчас охота на бизонов. Почему?
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
V. Глава XXIII «"Город" луговых собачек»
1.Понравилась ли вам глава? Чем именно?
2.Кто такие луговые собачки?
3.Какие признаки свидетельствуют о том, что именно на этом участке
прерии обитают эти животные?
4.Можно ли сказать, что луговые собачки живут колонией? Чтобы ответить на этот вопрос, выясните ЛЗ слова "КОЛОНИЯ" с помощью толкового словаря.
Можете ли вы привести примеры других животных, живущих колониями?
5.Одни ли живут собачки на данном участке прерии? Кто ещё обитает в этом "городе"? Назовите соседей луговых собачек, можете приложить рисунки либо фотографии этих животных и птиц.
*6.Знаком ли вам термин "природное сообщество"? Если нет, выясните его значение. Запишите определение. Можно ли назвать "город" луговых собачек таким сообществом? Докажите!
**7.Составьте "план" города луговых собачек (можно – в виде рисунка или чертежа, схемы, можно – словесный), отобразив на нём все названные М. Ридом формы жизни.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
VI. Глава ХХV "Вилорогие антилопы"
В начале этой главы речь идёт о так называемых "мезас".
*1.Расскажите о "мезас" по плану:
-что это такое;
-как переводится на русский язык это название;
-как выглядят "мезас";
-из каких пород состоят;
-как предположительно образовались "мезас";
-в какой (предположительно) период истории образовались;
-предложите свою версию образования "мезас" либо согласитесь с авторской (любую версию аргументируйте).
**2. Узнайте у учителя-предметника (либо посмотрите в справочной литературе), нет ли подобных образований в других точках Земли.
Если да, то где, как называются, из каких пород состоят, как и когда образовались.
*3.Разработайте и запишите критерии оценки рассказа о видах ландшафта.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
VII. Прочитайте главу XXXIII "Бой быков".
Поработаем с началом главы:
Мальчики проезжали сейчас по так называемой "холмистой прерии", то есть местности без деревьев, но далеко не ровной. Прерия вовсе не всегда представляет собой гладкую равнину, как предполагают некоторые. Наоборот, её поверхность очень неровная, с высокими холмами и глубокими долинами. Слово "прерия" означает "открытая ровная местность", хотя вовсе не обязательно, что она должна быть абсолютно ровной. В прерии встречаются холмы, долины и горные кряжи. Также вовсе не обязательно, чтобы прерия была совершенно лишена деревьев, ибо существуют "лесистые прерии", где деревья растут купами; иногда эти купы называют "островками", так как они напоминают покрытые лесом острова в море. Слово "прерия" употребляется, чтобы отличить широкие, похожие на луг участки земли от леса, горы и океана. Сами прерии носят различные специфические названия, в зависимости от того, чем покрыта их поверхность. Мы уже видели, что существуют "лесистые прерии" и "цветущие прерии". Простые охотники обычно называют "цветущие прерии" "сорняковыми". Обширные зелёные луга, поросшие бизоновой или какой-нибудь другой кормовой травой, называются "травяными прериями". Участки с солончаками, которые часто тянутся на десятки миль в длину и ширину, называются "солёными прериями", а несколько похожие на них пространства, где поверхность земли покрыта содой, называются "содовыми прериями". Существуют и необъятные равнины без всякой растительности, если не считать кустов дикого шалфея. Это "шалфейные прерии"; в центральной части Северной Америки они простираются на сотни миль. Есть прерии "песчаные", есть "скалистые", где бесплодная земля покрыта обломками скал и галькой. Ещё есть разновидность, которую называют "прериями, изрытыми свиньями", где на мили кругом поверхность земли неровная, как будто в далёкие времена её действительно рыли свиньи.
Большинство этих названий было придумано трапперами -- истинными пионерами диких, неисследованных районов. Кто имеет равные с ними права! Я уважаю имена, которые дали трапперы флоре и фауне этой далёкой земли. Многие из этих имён, так же как и названия, данные индейцами, выражают самую природу, и немало рек, гор и равнин получило крещение кровью этих храбрых пионеров.
Мы сказали, что наши путешественники ехали теперь по "холмистой прерии". Поверхность прерии представляла собой широкие кряжи и низины. Вы видели когда-нибудь океан после шторма? Знаете ли вы, что такое "мёртвая зыбь"? Когда море вздымается огромными гладкими валами, без гребня или пены, а между ними разверзаются глубокие пропасти; когда буря перестала завывать и ветер больше не дует, но поверхность могучих глубин ещё так неровна, так опасны эти гладкие волны, что корабли качает и швыряет во все стороны, мачты ломаются и суда терпят бедствие, -- вот это матросы называют "мёртвой зыбью". А теперь, если вы вообразите себе, что такое бурное море вдруг остановилось в своём движении и вода превратилась в твёрдую землю, покрытую зелёной травой, вы получите нечто похожее на "холмистую прерию". Некоторые предполагают, что, когда эти прерии образовывались, действительно происходило подобное волнообразное движение вследствие землетрясения и что земля вдруг перестала сотрясаться, остановилась и застыла. Это интересная тема для размышлений учёного-геолога.
1.Выпишите из толкового словаря ЛЗ следующих слов:
ПРЕРИЯ –
СОЛОНЧАК –
ПРОСТИРАЮТСЯ –
ТРАППЕР –
ПИОНЕР –
ФЛОРА –
ФАУНА –
ТОПОГРАФ –
ГЕОЛОГ –
КРЯЖ –
ЗЫБЬ –
Понятно ли вам употребление этих слов в тексте?
Если вам встретились ещё какие-либо слова, ЛЗ которых вам неизвестно либо не совсем понятно в данном тексте, проведите такую же работу и с ними.
*Совпадает ли толкование слова "ПРЕРИЯ" в толковом словаре с толкованием М.Рида? Попробуйте выяснить этимологию (происхождение) этого слова. Спросите у старшеклассников, в каком словаре следует искать сведения об этимологии слов.
2.Нет ли необходимости разделить 1-ый абзац на несколько частей? Почему?
3.В каждом абзаце подчеркните главное.
**4.Какую классификацию прерий предлагает Майн Рид?
Совпадает ли она с классификацией в научной литературе?
**5.Какую гипотезу о возникновении "холмистых прерий" выдвигает Майн
Рид? Согласны ли вы с этой гипотезой? Почему?
***6.Предложите и обоснуйте гипотезу образования "прерий, изрытых свиньями".
**7.Каков, по вашему предположению, растительный и животный мир прерий, о которых пишет М. Рид? (на примере одного вида прерий)
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
VIII. Глава XXXIV "Таинственный мешочек".
По последней главе расскажите о своеобразном индейском обычае -- "трубке мира". О чём этот обычай свидетельствует?
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
РУССК. ЯЗ
ОСВОЕНИЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
***IX. "Визитки".
1.На материале повести М. Рида "В поисках белого бизона" составьте рассказ об одном наиболее заинтересовавшем вас растении и об одном животном. Рассказ следует составить для научного либо учебного издания.
Предварительно составьте и запишите план вашего рассказа! Подумайте, получилось ли ваше описание достаточно полным, не следует ли воспользоваться дополнительной литературой. И в случае надобности – какой именно?
2.Подобным образом и тоже по определённому плану составьте рассказ об одной из местностей, которые проезжали мальчики.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
****X. По следам мальчиков-охотников.
Попробуйте составить маршрут путешествия мальчиков в поисках редкого бизона.
Для этого:
1.Перечитайте повесть, обращая внимание на географические названия и направления маршрута мальчиков-охотников.
2.По мере продвижения по тексту делайте записи в черновике либо отмечайте маршрут на карте.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
РУССК. ЯЗ
ОСВОЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ РЕЧИ
XI. Человек и природа.
1.Проследите по тексту повести, как рассказчик относится к убийству диких животных. Приведите примеры из текста. Чем можно объяснить такое отношение? Согласны ли вы с рассказчиком? Почему?
***2.Напишите рассуждение на тему отношения человека к природе.
Не забудьте о структуре сочинения-рассуждения!
Обязательно определите задачу своего сочинения и то, перед какой аудиторией вы будете выступать (младшие школьники, или одноклассники, или взрослые). Подберите соответствующие обращения, выскажите своё отношение к предмету сообщения.
***3.Составьте список (или таблицу) критериев оценки сочинения.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
РУССК . ЯЗ
ОСВОЕНИЕ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ РЕЧИ
XII. Как выжить в необитаемых землях?
Вы прочитали повесть М. Рида о путешествии по диким местностям.
**1.Попробуйте теперь от лица героев повести дать советы начинающим
путешественникам о том, как выжить в походе, если рядом нет человеческих поселений. Составьте план "инструкции по выживанию", а затем – саму инструкцию. Работая над инструкцией, обратите внимание на то, что заботило мальчиков в дикой местности в первую очередь, что являлось важным, но не необходимым, а без чего можно было и вовсе обойтись, и соответственно определите порядок ваших советов.
Можете добавить свои советы.
!!!Не забудьте определиться в стиле и форме инструкции!!!
***2.Попробуйте составить "инструкцию по выживанию" в вашей загородной местности ( в роще, в поле, на реке, на водохранилище, в предгорьях, горах, пещерах и т.д.-- по выбору ).
**3.Можно составить инструкцию по выживанию в городе. Какие особенности будут у этой инструкции?
4.Может быть, следует сначала разработать "инструкцию по составлению инструкций"?
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
СОСОПСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
XIII. Понравилась ли вам повесть М. Рида "В поисках белого бизона"?
1.Много ли нового узнали вы из неё? Что именно узнали?
*2.Можно ли считать эту повесть произведением исключительно художественной литературы? Почему? Как бы вы сами определили жанр этого произведения?
Такой жанр существует в современной литературе. За разъяснениями можно обратиться к учителю-предметнику.
3.Можно ли назвать эту повесть "энциклопедией природы" Северной Америки XIX века? Почему?
А "энциклопедией природы" современной Северной Америки? Почему?
***4.Попробуйте составить сравнительные описания этих земель в XIX веке и сейчас (составив предварительно план своих описаний). Для второго описания воспользуйтесь географическими картами и географическими справочниками (растения и животные, плотность населения, промышленные объекты, народы и т.д.).
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
ЛИТЕРАТУРА
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Развиваем дар устной речи!
Конкурс пересказа
1. Выберите для пересказа перед одноклассниками эпизод повести на одну из тем:
– "Интересный случай в дикой природе"
– "Борьба в животном мире"
– "Дикие нравы"
– "Хитрое животное"
– "Человек и дикие звери"
и т.д., и т.п.
(предлагаемые эпизоды: "белка и коршуны", "крокодил и медведь", "мать-индианка и кайман", "рысь и опоссум", "коршун и змея", "коршун и орлан", "койоты и человек", "Жаннет и дикие свиньи-пекари", "кугуар и Жаннет", "кугуар и человек", "койоты и вилорогие антилопы", "мустанг и человек", "медведи и человек", "бизон и волки" и т.д. по желанию).
2. Составьте план своего пересказа, не забудьте определиться в типе текста (повествование или повествование с элементами описания).
*3. Проследите по тексту эпизода, как относится Р к описываемому им животному, какими чертами характера его наделяет. Введите оценку Р в свой пересказ..
*4. Подготовьте критерии оценки пересказа для проведения конкурса в классе.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
ЛИТЕРАТУРАРА
РАБОТА В ПОЗИЦИИ ЧИТАТЕЛЯ-КРИТИКА
XV. Работа в позиции читателя-критика
1. Определите род, жанр прочитанного произведения.
2. Определите тип рассказчика.
3. Проследите сюжет повести и его элементы (преддействие, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, последействие).
*4. Зарисуйте схему сюжета. Что у вас получилось? Сравните свою схему со схемами одноклассников. Чем можно объяснить различия?
К какому учителю-предметнику и к каким справочникам вы можете обратиться при выполнении этого задания?
ЛИТЕРАТУРАРА
СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
XVI.1.Понравились ли вам герои повести? Чем? Что можно сказать о характерах мальчиков-путешественников?
**2.На материале повести составьте план характеристики литературного героя. Постарайтесь, чтобы ваш план получился универсальным (то есть подходящим для характеристики любого героя любого эпического литературного произведения ).
3.Напишите сочинение-рассказ об одном из мальчиков по составленному вами плану.
ИЛИ
***4.Напишите сочинение "Отношение автора и рассказчика к героям повести М. Рида "В поисках белого бизона", составив предварительно план сочинения.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
ЛИТЕРАТУРА
УМЕНИЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ
****XVII. Задание для одноклассников. Сформулируйте и задайте свои вопросы (либо задания) к главе повести (главу выберите самостоятельно). Учитывайте, что вопросы и задания должны помочь вашим одноклассникам провести самостоятельное исследование на какую-то определённую тему по одному-двум учебным предметам.
ЛИТЕРАТУРА
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Ещё раз о жанре повести.
Вы, возможно, читали такие произведения, как «Приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна, «Васюткино озеро» В.П. Астафьева. В литературоведении эти произведения относят к жанру под названием «робинзонада».
1.Можете ли вы объяснить, как произошло название «робинзонада»? Письменно порассуждайте на эту тему.
2. О чём должно рассказывать произведение, чтобы его можно было отнести к жанру «робинзонада»? Запишите.
3.Можно ли отнести повесть «В поисках белого бизона» к жанру «робинзонада»? Почему? Ответ-рассуждение запишите.
К какому учителю-предметнику вы можете обратиться при выполнении этого задания?
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Вы разработали различные инструкции, планы, критерии оценки.
1. При изучении каких предметов вы сможете их использовать?
Составьте таблицу из 2-ух столбиков. В 1-ый столбик поместите названия тех инструкций, планов, критериев, которые у вас имеются, а во 2-ой – названия учебных предметов, при изучении которых они вам помогут.
2. Оформите общеклассный стенд «Как работать с текстом», поместив на него свою таблицу, а также уже готовые планы, инструкции, критерии оценки и ЛУЧШИЕ письменные работы класса.
3. Подготовьте общеклассное выступление на тему «Как раскрывать секреты жизни».
НАМЕТКА ПЕРСПЕКТИВ + САМООЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ
XX. Следующие повести, которые нам предстоит прочесть, – это "Приключения Тома Сойера", написанная американским писателем Марком Твеном, и "Пятнадцатилетний капитан" французского писателя-фантаста Жюля Верна.
1.Как вы думаете, сумеете ли вы извлечь из этих произведений интересную и нужную информацию о жизни американского народа, об особенностях природы, о приключениях, о характерах людей?
2.Какие способы работы с текстом, выработанные вами, помогут вам "постигать тайны" новых книг? Ответ на вопрос 2 запишите.
Описание результатов проекта с приложением: инновационных продуктов, созданных в рамках выполнения проекта
Результатом работы над проектом стали различные планы, памятки, критерии, инструкции, разработанные детьми. Читаю увлекательную приключенческую повесть, пятиклассники открывали тайны дикой природы, рефлексируя, ставили себя на место героев. В ходе работы над проектом учащиеся побывали в роли путешественника-натуралиста, классификатора, охотника, лингвиста, геолога, ботаника, биолога, антрополога. Сотрудничество с учителями химии, биологии, географии дало ребятам понять многообразие мира и взаимозависимость его отдельных частей.
Приложения (планы и критерии составлены детьми в результате групповой работы и консультаций учителей-предметников)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
"ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ"
РАСТЕНИЯ ИЛИ ЖИВОТНОГО
(к заданию IX)
1.Классификация (тип, класс, отряд, семейство, род, вид – по возможности).
2.Величина (длина, масса – для животного; высота, занимаемая площадь – для растения).
3.Внешний вид ( можно приложить фотографию или рисунок).
4.Среда обитания и образ жизни (привычки, пища, продолжительность жизни, жилище, забота о детёнышах, одиночное или общественное животное, жизнь в разные сезоны года – для животного; какие почвы предпочитает, любит ли солнце, как относится к влаге, жизнь в разные сезоны года, продолжительность жизни – для растения).
5.Как приспособилось животное или растение к условиям своей среды обитания?
6.Родственные виды.
7.Ареал (места обитания).
8.Охрана.
9.Интересные факты из жизни данного животного или растения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ОПИСАНИЯ МЕСТНОСТИ
(к заданию IX)
1.Расположение местности на территории Северной Америки (сторона света; если указаны автором – географические названия).
2.Рельеф местности.
3.Климат.
4.Растительный и животный мир.
5.Опасности, которые подстерегают человека на этом участке пути.
ЕСЛИ ВЫ ПУТЕШЕСТВУЕТЕ
ПО ДИКИМ ЗЕМЛЯМ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
(СОВЕТЫ ПО ВЫЖИВАНИЮ)
( к заданию XII)
1.Какие опасности подстерегают путника? (дикие животные, жажда, голод, особенности рельефа, климата, воздуха...). Как бороться с этими опасностями?
2.Как прокормиться в дикой местности? (как сделать воду пригодной для питья; как добыть и приготовить мясо диких животных; какие овощи и фрукты можно употреблять в пищу, в каком виде?).
3.Как ориентироваться в диких землях? Как действовать, если заблудился?
4.Какая опасность подстерегает от диких племён? Можно ли её избежать?
*5.Как путешествовать по Северной Америке в наше время? В чём преимущества и недостатки изменений, произошедших в природе за последние 200 лет?
Для ответа на 5-ый вопрос воспользуйтесь необходимой справочной литературой.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
1.Описание внешности ( портрет) .
2.Поведение , поступки героя .
3.Чувства , переживания , мысли .
4.Отношение героя к людям , окружающему , своему делу .
5.Речь – о чем и как говорит герой .
6.Отношение к герою других действующих лиц .
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНСТРУКЦИЙ
НУЖНО:
1.Перечислить все действия в определённом порядке.
2.Придерживаться делового стиля речи.
3.Использовать для обозначения основных действий неопределённые формы глаголов либо формы повелительного наклонения.
НЕЛЬЗЯ:
1.Смешивать разные формы глаголов!
2.Нарушать деловой стиль речи.
МОЖНО:
1.Использовать наречия "во-первых", "во-вторых", "в-третьих" и т.д. для перечисления действий.
2.Ввести вступительную часть "Об особенностях путешествия по …" (или «Об особенностях поведения в ...»)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОПРОСА ПО ТЕКСТУ ЛИТ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1.Правильность.
2.Понятность.
3.Важность для понимания основных событий, конфликта, характеров героев.
4.Сложность.
5.Интерес.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАССКАЗА НА ОСНОВЕ ТЕКСТА:
1.Полнота.
2.Последовательность.
3.Понятность.
4.Наличие дополнительных сведений.
5.Интерес.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ:
1.Соответствие содержания теме.
2.Полнота содержания.
3.Правильное деление на части.
4.Логическая связь между частями и предложениями.
5.Правильность речи (слова, предложения).
6.Богатство речи.
7.Использование средств худ. выразительности для реализации авторского замысла.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАССКАЗА О ВИДАХ ЛАНДШАФТА:
что это такое;
где располагается;
название, если иноязычное, то как переводится на русский язык;
как выглядит данный тип рельефа;
из каких пород состоит;
в какой период истории образовался такой рельеф;
как образовался (можно предложить и свою версию тоже
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕРЕСКАЗА:
1.Полнота содержания.
2.Правильное деление на части.
3.Логическая связь между частями и предложениями.
4.Правильность речи (слова, предложения).
5.Богатство речи.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Чтение с карандашом (активно-продуктивное чтение).
Метод «ключевых слов».
Составление плана прочитанного текста или эпизода.
Составление вопросов к прочитанному тексту или эпизоду.
Работа со словарём.
Выборочный пересказ.
Составление своего рассказа на основе прочитанного текста или эпизода с использованием дополнительной литературы.
Изменение стиля текста или эпизода.
Сокращение текста.
Написание рассуждения на основе прочитанного.
Составление плана рассказа по прочитанному тексту.
КРИТЕРИИ (примерные)
при работе с текстом
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОПРОСА ПО ТЕКСТУ ЛИТ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1.Правильность – 60 баллов.
2.Понятность – 10 баллов.
3.Важность для понимания основных событий, конфликта, характеров героев – 20 баллов.
4.Сложность – 5 баллов.
5.Интерес – 5 баллов.
II. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАССКАЗА НА ОСНОВЕ ТЕКСТА:
1.Полнота – 60 баллов.
2.Последовательность – 10 баллов.
3.Понятность – 10 баллов.
4.Наличие дополнительных сведений о предмете сообщения – 15 баллов.
5.Интерес – 5 баллов.
III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ:
1.Соответствие содержания теме–5б.
2.Полнота содержания – 35 б.
3.Правильное деление на части – 5.
4.Логическая связь между частями и предложениями – 10.
5.Правильность речи (слова, предложения) – 30.
6.Богатство речи – 10.
7.Использование средств худ. выразительности для реализации авторского замысла – 5.
V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕРЕСКАЗА:
1.Полнота содержания – 40.
2.Правильное деление на части – 10.
3.Логическая связь между частями и предложениями – 20.
4.Правильность речи (употребление слов, построение предложений) – 20.
5.Богатство речи – 10.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАССКАЗА О ВИДАХ ЛАНДШАФТА:
1)что это такое – 20 баллов;
2)где располагается – 20 баллов;
3)если название иноязычное, то как переводится на русский язык – 5 баллов (дополнительно);
4)как выглядит данный тип рельефа – 15 баллов;
5)из каких пород состоит – 15 баллов;
6)в какой период истории образовался такой рельеф – 10 баллов;
7)как образовался (можно предложить и свою версию тоже) – 20 баллов.
ПЛАН ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
I. Вычитывание своего текста (все).
II. Распределение ролей (организатор, секретарь, генераторы идей, критики, художники, актёры...)
Выполнение задания.
1.Поделиться с товарищами по группе своим пониманием задания, обсудить, прийти к общему пониманию.
2.Найти и выделить в тексте задания этапы его выполнения.
3.Предложить и обсудить в группе пути решения поставленной задачи.
4.Обсудить и выбрать способ фиксации выполненного задания.
5.Выполнить задание.
IV. Публичная презентация результатов работы группы.
Оценивание конечного продукта работ .