Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


XX VI I Cтавропольская краевая открытая научная конференция школьников.















Секция: филология


Название работы: «Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина»











Автор работы: Малевина Софья

Место выполнения работы:

г.Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1,6 класс

Научный руководитель:

Синицина Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1
















г. Ставрополь 2016

Оглавление:


Введение


Глава 1. Цвет как составляющая поэтического наследия поэзии


Глава 2. Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина:

2.1. в сказках,

2.2. в стихотворениях разных периодов


Заключение


Библиографический список




































Введение

Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и воплощается в языке посредством целой системы цветообозначений. Немаловажную роль цвет играет в живописи и литературе. Читая поэтические произведения, невольно обращаешь внимание, как мастерски поэт вносит цветовую палитру, какую она несет эмоциональную нагрузку. И я решила рассмотреть роль цвета в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина.

Актуальность исследования. В настоящее время творчество А.С. Пушкина изучено достаточно широко. Различные исследователи изучили его творчеству с разных аспектов. Я же рассмотрю творчество А.С. Пушкина на предмет выявления цвета, которое до нас еще не было никем изучено. Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией.

Цель исследования: анализ произведений А.С. Пушкина на предмет выявления цветовой палитры и ее роли в произведениях поэта.

Объект исследования: произведения А.С. Пушкина разных периодов

Предмет исследования: роль цвета в творчестве Пушкина

Задачи исследования:

- рассмотреть произведения поэта с точки зрения цветовой палитры;

- определить частотность использования цветов;

- выявить преобладающие цвета в творчестве А.С. Пушкина

- определить роль цвета в анализируемых произведениях поэта.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении русской литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, где анализируются поэтические произведения А.С. Пушкина, заключения, библиографического списка.



Глава 1. Цвет как составляющая поэтического наследия поэзии

Цвет интересен не только психологам, но и литературоведам, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Мы постараемся рассмотреть роль цвета в творчестве А.С. Пушкина, выявить соотнесение цветов по разным этапам творчества поэта, определим набор цветовой палитры наиболее часто встречающихся в творчестве поэта.

Одним из первых, кого заинтересовала эта область изучения творчества поэта, был С.М. Соловьев, он отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматические произведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются не только второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительным является спектр драматических произведений. Здесь только две краски: всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%. Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания других цветов совершенно единичны».

В отличии от обильной колористики сказок, Пушкин в лирике зрелых лет смягчает краски. Более того, при чтении лирики и поэм Пушкина с первого взгляда поражает одна особенность: они кажутся почти лишенными цвета. При огромном количестве портретов, пейзажей, описаний Пушкин необычайно скуп на краски, с неохотой оперирует ими, и везде, где это оказывается возможным, красочный эпитет заменяет эпитетом иного плана. А так ли это проанализирую произведения поэта.

Глава 2. Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина:

2.1. в сказках,

С самого раннего детства нас увлекаю сказки Пушкина. Как интересно и увлекательно поэт рассказывает о мертвой царевне, о царе Салтане. Все мы выросли на сказках А.С. Пушкина. Но никто не посмотрел на насыщенность цветовой палитры, которую использует поэт. Читая, мы как будто перелистываем красочные картинки и познаем уроки жизни. Видим Добро и печалимся вместе с героями, которые повстречали Зло.

Попробуем рассмотреть цветовую насыщенность семи сказок А.С.Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о медведице», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане», «Жених». Нас будет интересовать цвет, количество упоминаний данного цвета, контекст, в котором упоминается данный цвет. Получается интересное сочетание (Приложение 1)

Проведя анализ, мы увидели, что цвет употребляется 104 раза в 7 сказках А.С.Пушкина. Таким образом, мы пришли к выводу, что в сказках употребляется 8 цветов в таком количестве: (Приложение 2)

Золотой – 28 раз;

Белый - 27 раз;

Синий – 19 раз;

Красный – 13 раз;

Черный - 6 раз;

Зеленый – 3 раза;

Серый – 3 раза;

Бурый-чернобурый – 3 раза.

Постарались посчитать количество употреблений цветовых символов сказки располагаются в следующем порядке: (Приложение 3)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – 32 раза;

«Сказка о рыбаке и рыбке» – 29;

«Сказка о царе Салтане» – 26;

«Сказка о медведице» – 8;

«Сказка о золотом петушке» – 4;

«Жених» - 2;

«Сказка о попе и работнике его балде» – 1;

Анализируя, мы увидели и еще одну закономерность. Цветовые колориты можно распределить по функциональным сферам: (Приложение 4)

Так в описании человеческой внешности преобладает золотой цвет, как символ благополучия, бытовые понятия и домашний уклад также представлены бело-золотым цветом – символом сказочной безотказности и изобилия, природа представлена, в основном, синим цветом, который меняет свои оттенки в зависимости от изменения характера повествования, отношений между действующими лицами, психологического состояния персонажей, животный мир также представлен золотым – символом безотказности, человеческие взаимоотношения описываются символичной парой красный-черный, в описании функциональной сферы прочих объектов преобладает золотой – символ благополучия.

Таким образом, в сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями. Таким образом, можно отметить, что цветовую символику А.С.Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Это дает возможность слушателям, а как ясно, сказки нацелены для детей, это помогает юным слушателем, оценить мастерство поэта и взять уроки добра и справедливости.

2.2. в стихотворениях разных периодов

В поэтических произведениях А.С. Пушкина разной тематике: о природе, дружбе, любви, философских размышлениях, поэт также использует цветовую палитру. Проследим на примере выбранных поэтических произведения. (Приложение 5).

На анализе стихотворений разной тематике, мы смогли сделать вывод. Цвета способны выступать в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С.Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. А исходя из анализа цветовой палитры, душевного покоя у поэта нет, он в поисках, в смятении, поэтому и преобладают в его философской лирике, о назначении поэта мрачные краски, лишь цвет окрашивается и появляется блеск там, где поэт находит покой – в друзьях, любви, на лоне природы. Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Он прожил мало, но жизнь его была насыщена событиями и огромным количеством душевных переживаний, смятений. Также и цветовая палитра резко контрастирует: светлые тона резко сменяются мрачными, и наоборот.

Заключение.

Проанализировав цветовую палитру в поэтических произведениях А.С. Пушкина, можно сделать вывод, что поэт цвету уделял огромное значение. Так в сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями. Таким образом, можно отметить, что цветовую символику А.С.Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Это дает возможность слушателям, а как ясно, сказки нацелены для детей, это помогает юным слушателем, оценить мастерство поэта и взять уроки добра и справедливости.

А в стихотворениях цвета выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С.Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. А исходя из анализа цветовой палитры, душевного покоя у поэта нет, он в поисках, в смятении, поэтому и преобладают в его философской лирике, о назначении поэта мрачные краски, лишь цвет окрашивается и появляется блеск там, где поэт находит покой – в друзьях, любви, на лоне природы. Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Он прожил мало, но жизнь его была насыщена событиями и огромным количеством душевных переживаний, смятений.

Действительно, как река жизни течет, меняя свои оттенки от природы, так и в творчестве А.С. Пушкина цвета подвластны только его душевному состоянию.


















Библиографический список


1.Пушкин А. Сочинения. В 3-х т. – М.: Худож. лит., 1987.

2. Пушкин А.С. Избранные произведения– Лениздат, 1968.

3. Изучение лирических произведений в школе (IV – VII классы). – Л.: Изд. «Просвещение», ленинградское отделение, 1968.

4. Рождественский В. Читая Пушкина. – Л., 1966.

5. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.

6.И.Л. Финкель «Синтез формы и цвета в творчестве А.С.Пушкина, интернет ресурс





















Приложение 1


Цвет

Кол-во

упоминаний

Название произведения

Контекст, в котором употребляется

Красный


Золотой





Золотой


Белый


1


1





2


2


Жених







Сказка о золотом петушке

Наташа стала, как была,

Опять румяна, весела,

И перстни золотые,





Золотого петушка.

Петушок мой золотой

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.


Серый




Белый






Бурый-чернобурый




Серый



Белый-светлый











Черный - темный




Красный









Зеленый





Серый



Золотой



Синий

















Золотой

















Черный





Красный



Синий








Зеленый


Золото







Белый


1




4







3





1



14












4





11









2





1



2



11

















13

















2





1



8








1


10







7

Сказка о попе и его работнике его балде



Сказка о медведице














Сказка о метрвой царевне и о семи богатырях

















































Сказка о рыбаке и рыбке

































Сказка о царе Салтане
















сивая кобыла?





Из-под утренней белой зорюшки…

Села медведиха под белой березою;

Распорол ей брюхо белое

Зайка беленький


Выходила бурая медведиха

Дошли вести до медведя чернобурого,

Чернобурую медведиху.


зайка серенький.



С белой зори до ночи;

Вся белешенька земля.

Высока, стройна, бела

Всех румяней и белее?» раз

Белолица…

И не диво, что бела

В светлой горнице;

Вверх во светлую светлицу…

Белы руки опустила,


Темной ночки Елисей…

Под горою темный вход.

черноброва,

Черной зависти полна…

Закрасневшись, извинилась…

Всех румяней и белее?»

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Плод румяный уронила…

К красну солнцу наконец…

Красно солнце отвечало…


От зеленого вина

Отрекалася она;

Средь зеленыя дубравы…



Серых уток пострелять.



Так румяно-золотисто

Позолоченный рожок!


Ты волнуешь сине море…

У самого синего моря;

Ступай себе в синее море,

Домой в море синее просилась,

Так пустил ее в синее море».

Вот пошел он к синему морю

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Пошел старик к синему морю;




С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Отпустил он рыбку золотую…

-Бог с тобою, золотая рыбка!

Золотую рыбку, не простую;

Стал он кликать золотую

Отвечает золотая рыбка:


На руках золотые перстни,

Чтобы служила мне рыбка золотая


Не хочу быть черной крестьянкой,

Видит, на море черная буря


На ногах красные сапожки.


В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;
Море синее кругом,

С синя моря глаз не сводит

Князь у синя моря ходит –


Дуб зеленый над холмом.


Город новый златоглавый,

Видит: весь сияя в злате

Царь Салтан сидит в палате

С златоглавыми церквами

Всё скорлупки золотые

Золотой грызет орех,

В чешуе златой горя


Лебедь белая плывет

Лебедь белая молчит

С белой ручки не стряхнешь

К белой груди прижимает…




Приложение 2












Приложение 3











Приложение 4












Приложение 5

Название стихотворения, год издания

Строки

из произведения

Цвет

«Воспоминание в Царском Селе». 1814

В седом тумане дальний лес;

Промчались навсегда те времена златые;

Кругом подножия шумя, валы седые;

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани;

В могилу мрачную нисходят непрестанно;

И брызжет кровь на грудь;

О бородинские кровавые поля;

Часы беспечности я тратил золотые;

Грядет с оливою златой;


Греми на арфе золотой;


Седой, серый


Золотой


Седой


Красный


Черный


Красный


Красный


Золотой


Оливковый,

Золотой

Золотой

«Казак», 1814

Черна шапка набекрени;

В облаках луна сребрила;

Храбрый видит красну деву;

Ах! Небось, девица красна;

Тратишь время золотое;

Черный

Серебряный

Красный

Красный

Золотой

«К живописцу», 1815

В порыве пламенной души;

Улыбку радости небесной;

Прозрачны волны покрывала;

Красный


Белый

Голубой

Белый

Прозрачный

«Черная шаль»

1817-1820

Гляжу как безумный на черную шаль;

Но скоро я должен до черного дня;

Я дал ему злата и проклял его;

И молча на деву, бледнее взирал;

Я помню моленья…текущую кровь;

С главы ее мертвой сняв черную шаль

Обтер я безмолвно кровавую сталь;

Мой раб, как настала вечерняя мгла;

Гляжу как безумный на черную шаль;


Черный


Черный

Золотой


Прозрачный


Красный



Черный


Красный

Стальной

Серый

Черный

«Узник», 1822

Сижу за решеткой в темнице сырой;

Кровавую пищу клюет под окном;

Туда, де за тучей белеет гора;


Туда, где синеют морские края;

Серый

Черный

Красный


Белый

Серый

Синий

Синий

Голубой

«Унылая пора», 1823- 1836

И багрец и золото одетые леса;

Свежее дыхание;

Отдаленные седой зимы угрозы;

Багровый

Золото

Прозрачный

Серый

Белый

«Буря», 1825

В одежде белой над волнами;


Когда, бушуя в бурной мгле;

Её всечасно блеском алым;

И небо в блестках без лазури;

Белый

Синий

Голубой

Серый

Белый

Золотой

Красный

Голубой

Золотой

Лазурный

«Под небом голубым…», 1826

Под небом голубым страны своей родной;

Так вот кого любил я пламенной душой;

Голубой


Красный

«Анчар», 1828

И зелень мертвую ветвей;

Густой прозрачною смолою;

И тигр нейдет: лишь вихорь черный;

И пот по бледному челу;

Зеленый

Прозрачный

Черный


Прозрачный

«Зимнее утро», 1829

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела;

Под голубыми небесами;


Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет;


Вся комната янтарным блеском озарена;

Кобылку бурую запрячь;

Серый

Белый

Желтый

Голубой

Белый

Прозрачный

Черный

Зеленый

Белый

Янтарный

Желтый

Серый

«Конь», 1834

Али сбруя не красна?

Не серебряны подковы;

Не злачены стремена;

Светлой сбруей щеголять;

И серебряны подковы;

Красный

Серебряный

Золотой

Белый

Серебряный



Приложение 6