16 Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Исследовательская работа
Духовный потенциал русской классической литературы
(на примере творчества А.С.Пушкина)
Автор: Иванова Наталья Вячеславовна,
ученицы 5 класса
ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина
п.Краснооктябрьский
м.р Большечерниговский
Самарской области
Научный руководитель:
Ажаева Айгуль Иргалеевна ,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина
п.Краснооктябрьский
м.р Большечерниговский
Самарской области
п.Краснооктябрьский
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………….…..3
Глава. Духовные ценности русской классической литературы…………….5
1.1. Православие и Пушкин…………………….……………... …...………...6
Глава 2. Христианские мотивы литературных сказок А.С.Пушкин.…........9
2.1. Характер и поступки героев Сказки о рыбаке и рыбке……...……..….10
2.2. Пороки и добродетели в православном учении……………………......11
Глава 3. Исследовательская часть. Опрос учащихся ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский по выявлению отношения одноклассников к добродетелям и порокам…………………………….………………………….12
Заключение ………………………………………………………………….....13
Список литературы…………………………………………….………………14
Введение
Актуальность исследования. Сегодня одной из важных проблем нашего общества является утрата нравственных ориентиров. Если даже наше общество сумеет стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. И решить её помогают произведения литературы. Русская литература является православной. Религиозность нашей литературы проявляется не только в обращенности писателей к евангельским сюжетам, но и взглядом на события, характеры, стремления людей с точки зрения евангельской истины. Но самое главное она помогает решить проблему души и духа отдельного человека и целого народа. Поэтому обращение к текстам классической литературы дает возможность задуматься о вечности и времени, нравственных законах и идеалах, найти ответы на значимые вопросы.
Выбор темы моей научно – исследовательской работы обусловлен, с одной стороны, интересом к русской классической литературе и любовью к героям, смелым, решительным, способными на подвиги, с другой стороны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Цель работы: исследовать духовные ценности в русской классической литературы и выявить их влияние на формирование у современной молодежи нравственных позиций.
Задачи:
- изучить текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и найти в ней мотивы библейских заповедей;
- выяснить, какие христианские ценности нашли отражение в характерах и поступках героев;
- провести мини – исследование среди обучающихся 5 класса ГБОУ СОШ им.А. А.Каргина п.Краснооктябрьский по выявлению отношения их к порокам и добродетелям.
Гипотеза исследования:
русская классическая литература помогает постигать христианские заповеди, учит понимать жизнь во всем ее многообразии.
Методы исследования: изучение и анализ русской классической литературы, анкетирование.
Объект исследования: произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Предмет исследования: христианские ценности в характерах и поступках героев.
Научная новизна: русская классическая литература воздействует на душу человека, так как несет в себе «искру Божью.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что данный материал может использоваться в процессе преподавания русской литературы в образовательных учреждениях, а также в воспитательной работе классных руководителей по формированию у обучающихся духовно – нравственных ценностей.
Духовные ценности русской классической литературы
Вся наша классическая литература пронизана духовностью. Духовность породила ее главные ценности - «это полнота отношения к Истине, Добру и Красоте». Русская литература «стала русской Библией. Она дает с одной стороны пережить множество других жизней, попробовать себя в разных обстоятельствах, испытать неиспытанные еще состояния любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения и тем самым получить жизненный опыт. Классическая литература «воспитывает терпимость не только потому, что, как и религия, наполнена нравственными истинами. Не прямая проповедь этики или религиозный запрет сегодня способны остановить агрессию, а восхищение красотой мира и возможным совершенством человека, отзывчивостью души, способной чужое горе или чужую радость ощутить как собственное, личное потрясение». Она не только показывает жизнь, какая она есть, но и пробуждает «в человеке устремленность к жизни, какой она должна быть». Именно литература может помочь человеку определить свои жизненные позиции, свои представления о нравственном и безнравственном, предупредить читателя о последствиях выбора того или иного способа жизни, тех или иных ценностных установок, поступков и их мотивов. Слово является ценностью. Слово Божественное и Человеческое, слово Пушкина и Достоевского, Гоголя и Лермонтова, Тургенева и Толстого, Чехова и Тютчева и т.д. Если Вселенная - это большой мир, а человек - малый, то книга, слово, литературное творчество является посредующим началом между мирами. Русская классическая литература дает каждому человеку возможность осознания смысла человеческого бытия, его многомерности, сделать опыт.
Православие и Пушкин
Пушкин родился в день праздника Вознесения Господня, всем творчеством и всею жизнью являя пример восхождения к высотам духа, к идеалу Совершенства. В день рождения Пушкина по всем храмам шли молебны, раздавался церковный благовест. Праздновалось рождение внучки Императора Павла. Зная, что в Божием мире случайностей не существует, подивимся Промыслу Всевышнего, устроившему торжества в день рождения величайшего гения России. По милости Божией даны были ему добрые влияния на жизненном пути. Посланы ему были благие дары свыше, при наличии которых невозможно было не стать Пушкину религиозным, невозможно было не откликнуться на зов к свету Божественной Истины, Добра и Красоты.
Добрые впечатления «первоначальных чистых дней» связаны у поэта с прославленной им, любимой няней, которая посеяла в сердце отрока нетленные семена веры, научила креститься и молиться.
Благоприятную почву для восприятия религиозных идей создавало врожденное ощущение потустороннего мира, выразившееся в суеверии Пушкина.
Пушкин не отрывался от общего уклада жизни того времени: он аккуратно посещал богослужения, исполнял долг говения. Особенно он любил посещать Пасхальную заутреню и звал с собой товарищей услышать голос русского народа в дружном воодушевленном ответе молящихся на христосование священника: «Воистину воскресе!» Но сформировалось окончательно религиозное сознание поэта в пору ссылки в Михайловское. Именно здесь Пушкин впервые вошел в живое общение с Церковью через братию Святогорского монастыря и окрестное духовенство. Посещая монастырь, поэт научился уважать его настоятеля-подвижника. Во время праздников Пушкин проводил здесь целые дни, сливаясь с богомольцами и распевая народные стихи в честь Николая Угодника, Георгия Победоносца.
В 1835 года принимал участие в составлении «Словаря исторического о святых, прославленных в Российской Церкви».
Библия покорила сердце Пушкина. Он прочитал ее, по собственному признанию, «от доски до доски», все глубже постигая премудрость Божию, проникаясь истинной поэзией небесного слога, пленяясь величием чистых и прекрасных библейских образов.
Поэт не только имел Библию настольною книгою сам, но и приучал читать ее своих детей. Однако ничто не услаждало души поэта так, как Евангелие. По словам князя Вяземского, Пушкин многие священные тексты заучивал наизусть; «имел сильное религиозное чувство, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их, особенно любил покаянную великопостную молитву Ефрема Сирина, которую переложил стихами».
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. «Клянусь вам моей честью, что я ни за что не согласился бы – ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Бог». Вот его национальный символ веры, вот его приятие и исповедание России, взращенное любовью и верой в ее духовные силы.
Изведав на собственном опыте трудность борьбы с греховным соблазном, Пушкин умел снисходить к немощам ближних. Он предпочитал «милость к падшим призывать», вместо того, чтобы бросать в них камнем осуждения. Пушкин напомнил и современникам, и потомкам, что определяющей мерой человечности является «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Он часто бродил по кладбищу, размышляя «о тайнах вечности и гроба». Пушкин не забывает дорогих его сердцу усопших и, поминает их церковной молитвой, заказывая панихиды.
Но особенно его сердцу были близки наши вдохновенные, проникновенные православные молитвы, умилявшие душу поэта. Величайшая из всех других молитв «Молитва Господня», данная самим Господом нашим Иисусом Христом как образец молитвенного обращения к Небесному Отцу, имеет поэтическое переложение. Сохранив почти неприкосновенным весь канонический текст евангельской молитвы, Пушкин сумел передать и самый ее дух, как мольбы детей, с доверием и любовью обращающих свой взор к Небу.
Часто повторял Пушкин и великопостную молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» Именно в этой православной молитве и спрашивается полнота христианских добродетелей. В стихотворении «Отцы пустынники и девы непорочны…» молитва Ефрема Сирина приобрела стройность и законченность. Строки стихотворения свидетельствуют о том, что А.С. Пушкин прекрасно владел церковнославянским языком, хорошо знал православное учение о молитве и посте, знал также и богослужебные тексты Великого поста. Поэт утверждает, что эта молитва «падшего крепит неведомою силой».
Подробности дуэли и кончины Пушкина широко известны. Как последний удар резца является его смерть, которая завершила и дала нам Пушкина-христианина. Умирал поэт так же мужественно, как и жил. Он умирал в муках наложенного им на себя креста, как и евангельский разбойник умирал на заслуженном им кресте, с воплем покаяния и веры и надежды в нити в рай вслед за Самим распятым Спасителем. Доктор Арендт тихо шепнул Пушкину: «Я еду к Государю. Не прикажете ли ему что сказать?» Поразительно, что в последние часы жизни он помнил о том, кто наиболее нуждался в ходатайстве и защите: «Скажите, что я умираю и прошу прощения за себя и за Данзаса. Он ни в чем не виноват». Затем на вопрос доктора Спасского «кого он хочет?» Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за о. Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен глубоким благоговением, с каким поэт исповедовался и причастился Святых Тайн. Страдания умирающего по временам переходили меру человеческого терпения, но он переносил их, по свидетельству Вяземского, с «Духом бодрости», укрепленный Таинством Причастия Тела и Крови Христовых. Жуковский, находившийся у одра Пушкина до последней минуты, вспоминал, что «он как будто сделался иной: буря, которая за несколько часов волновала его яростною страстию, исчезла, не оставив на нем никакого следа». Это было начало его духовного обновления и достойного приготовления к вечности, для чего и оставлено было ему Богом еще два дня. «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть, – обратился обновленный Пушкин к Данзасу, – прощаю ему и хочу умереть христианином».
Утром поэт приказал позвать жену и детей (их было четверо). Он каждого крестил и благословлял. Пришедшую попрощаться Е.А.Карамзину Пушкин попросил: «Перекрестите меня». А когда душа его уже готова была оставить телесный сосуд, он, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи Иисусе Христе».
Милосердия надеюсь,
Успокой меня, Творец!
Эти слова, написанные Пушкиным в предвидении смерти были его последнею молитвою в то время, когда душа отделялась от тела. Смерть запечатлела таинство духовного рождения в новую жизнь. Всепрощающая любовь и искренняя вера озарили ему путь в вечность. Пушкин выше своих произведений, потому что данный им нравственный урок превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его бессмертных творениях. То, что сеял он в дух,– мудрое, духовное, вечное дает ему вечную память.
Христианские мотивы литературных сказок А.С.Пушкина
Сказки Пушкина учат понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают становиться мудрее, если, конечно, будешь стремиться вникнуть и постичь всем сердцем и умом каждое слово. Читая сказки А.С.Пушкина, мы начинаем постигать христианские заповеди, учимся понимать жизнь во всем её многообразии. Как уже было сказано выше, учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Поэт приоткрывает истину жизни: она в любви, искренней силой которой можно воскресить: Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет. Истинная любовь спасительна она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…»
Характер и поступки героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
Старик из сказки А.С.Пушкина по своему характеру добрый и бескорыстный. Сам он отказывается от откупа и для себя ничего не просит. В отличие от старика, его жена – алчная и ненасытная старуха, которая без устали требует исполнения всех своих желаний. Сначала старуха просит немного - нового корыта. Однако, сколько не дай старухе – ей все мало. Получив избу «со светелкой, с кирпичною беленою трубою, с дубовыми тесовыми вороты», она захотела быть столбовою дворянкою. Но и этим она недовольна, старуха хочет стать вольной царицей, а потом и владычицей морскою, чтобы сама рыбка была у нее в услужении. Автор хочет показать, что жадность это отрицательное качество. Даже море менялось по мере того как старик приходил с различными просьбами. Оно как будто возмущалось жадностью и ненасытностью старухи: в первый раз «море слегка разыгралось», потом «помутилось синее море», затем оно стало неспокойным, «почернело синее море», и наконец «на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют». Рядом с жадностью прослеживается мотив неблагодарности: ни разу старуха не поблагодарила рыбку за исполнение своих желаний, а старика за его терпение. Следующие качества, которые я увидела в старухе, это ее гордость и жестокость. Проявляются они в ее грубом обращении с мужем, часто она обзывает, даже бьет его. Она жестока не только со своим стариком, но и со слугами, когда становится столбовою дворянкою. Характер старика, напротив, настолько смиренный и покорный, что он не спорит и не противоречит старухе, когда та отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями. Также кротко он ведет себя и с рыбкой. Речь его ласкова, вежлива, почтенна. Среди пословиц русского народа есть и такая: «кто малым недоволен, тот большего недостоин». Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина иллюстрирует правоту этой пословицы. К чему приводит жадность и неблагодарность старухи, мы видим в финале сказки – она остается вновь со своим разбитым корытом. Жадность старухи от её горделивого характера. Гордыня – это грех, он порождает все остальные.
Пороки и добродетели в православном учении
Обратимся теперь к заповедям Божиим. Они охраняют человека от греха и отвечают на вопрос, каким человеком нужно быть, чтобы войти в Царство Божие. Заповеди учат нас главным христианским добродетелям – смирению, терпению, благодарности. Добродетелями называются добрые качества, которые помогают человеку побеждать различные невзгоды и беды на земле и стать достойным вечной жизни в Царстве Божием.
Из Евангелия я знаю, что смирение – одна из главных добродетелей. Она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Слово смирение означает быть в мире со всеми. Действительно, смиренный человек мирно и дружелюбно относится к другим людям, безропотно терпит все огорчения. Он всегда скромного о себе мнения, так как видит в себе много недостатков. Церковь учит нас, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,- учит нас Библия. А в Евангелии Христос говорит: «научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». В награду за смирение Господь обещает Царствие Божие.
От смирения рождается благодарность, еще одно важное доброе качество. Ему учит нас сам Господь. В Евангелии рассказывается о том, что однажды Христос исцелил десять человек, которые болели тяжелой неизлечимой болезнью – проказой. И только один из них возвратился, чтобы поблагодарить Спасителя.
Исследовательская часть.
Опрос учащихся 5класса ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский по выявлению их отношения к добродетелям и порокам
Чтобы убедиться в актуальности данного исследования было проведено анкетирование среди одноклассников. В анкетировании участвовали 10 человек. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1). Укажи, какие из названых качеств можно назвать положительными (добродетели), а какие отрицательными (пороки).
Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь, доверчивость, благодарность.
2). Укажи качества, которые ты хотел бы воспитать в себе.
3). Какие качества привлекают в герое?
4). Чем могут помочь литературные герои?
5). Почему писатели и поэты обращается к православной вере, христианским народным традициям?
6). Согласишься ли с мнением, что 10 заповедей составляют «костяк» нравственности?
Была получена следующая информация.
На 1 вопрос все учащиеся дали правильный ответ, указав положительные и отрицательные качества человека.
«Какие качества ты хотел бы воспитать в себе»? Были следующие ответы: скромность – 1чел (10%), любознательности – 3чел (30%), дисциплинированности – 2чел (20%), внимательности – 4чел (40%).
На вопрос «Какие качества привлекают в герое»? были получены такие ответы: доброта-4чел (40%), честность – 5чел (50%), дружелюбие – 6чел (60%), смелость – 4чел (40%), любовь – 7чел (70%), патриотизм – 2 чел (20%), отзывчивость – 2чел (20%).
На 4 вопрос анкеты «Чем могут помочь литературные герои»?
3человека (30%) ответили: поднять настроение, хорошим поведением –так ответил 1человек (10%), умением трудиться сказали 2человека (20%) и быть верным другом – 4чел, что составляет 40%.
На вопрос «Почему писатели и поэты обращается к православной вере, христианским народным традициям»? 7 чел(70%) склоняются к ответу: Чтобы стать хорошими людьми. Для успокоения души – ответили 2 чел (20%).
На вопрос «Согласишься ли с мнением, что 10 заповедей составляют «костяк» нравственности?» был получен 100-ый ответ.
Заключение
Проведенная мною исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
1. русская классическая литература - это не только хранилище культуры минувшей эпохи, но еще и большой арсенал духовно-нравственного совершенствования современного общества;
2. проведенное мини – исследование доказывает выдвинутую гипотезу, что русская классическая литература помогает постигать христианские заповеди, учит понимать жизнь во всем ее многообразии;
3. анкетирование подтверждает, что жизнетворчество писателей и поэтов будет вечным примером, вызывающим гордость и восхищение нынешних и грядущих поколений.
Литература
1. Андреев И. М. А. С. Пушкин: (Основные особенности личности и творчества гениального поэта) // А. С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996г.
2. Анастасий (Грибановский; 1873-1965). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви / Митр. Анастасий (Грибановский).
3. Антоний (Храповицкий; 1863-1936). Пушкин как нравственная личность и православный христианин / Епископ Антоний (Храповицкий).
4. Василий (Зеньковский; 1881-1962). Памяти А. С. Пушкина / Протоиер. Василий (Зеньковский) // Москва. - М, 1991г.
5. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина // А. С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996г.
6. Константин (Зайцев; 1887-1975). Жив ли Пушкин? / Архим. Константин // Москва. - М., 1992г.
7. Протоирей Виктор Дорофеев, Янушкявичине О. Л. Основы православной культуры: Учебное пособие. М., 2009г.
8. Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке». М., 1982г.