Конспект урока по литературе Серебряный век русской литературы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема. «Серебряный век» русской литературы.


Цели:

  • дать обзорное представление о «серебряном веке» русской литературы конца 19 начала 20 веков;

  • развитие интереса к искусству и поэзии «серебряного века»;

  • эстетическое воспитание учащихся.


Тип урока: интегрированный урок литературы, истории, живописи, музыки.


Оборудование:

  • интерактивная доска,


  • Схема «Литературные направления»;

репродукции картин художников;

К.С. Малевича «Красный квадрат», «На жатву», «Натюрморт», «Полет на аэроплане», «Самовар», «Спортсмены»; Петрова Водкина, Кустодиева

  • музыка: И.С. Бах « Токката ре-минор», А. Скрябин симфоническая поэма "Прометей".


Методические приемы: работа с текстом, «Особенности поэзии Серебряного века», лингвистический и литературный анализ стихотворного текста Бальмонта «Челн томленья», Гумилева «Шестое чувство», Маяковского «А вы могли бы?», работа в группах, тестирование

Словарная работа: реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.




Ход урока.


I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

Эмоциональный фон урока - музыка русского композитора А. Скрябина. Симфоническая поэма "Прометей" Атмосфера эпохи конца 19 века начала 20 веков.


Задание: поделитесь впечатлениями и чувствами, которые вызывает эта музыка.

Учитель: Выразительное чтение отрывка из поэмы А.Ахматовой «Поэма без героя». Задание: определите из текста название времени, вызывающего такую тревожность, о котором и пойдёт речь на нашем урок


Учитель: О каком времени идет речь?

Да, начало 20 столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век».

Впервые в литературном творчестве выражение «серебряный век» было употреблено именно А. Ахматовой в «Поэме без героя», поэтому строки из этой поэмы станут эпиграфом урока.


Слайд-тема, цели, эпиграф.


И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Алгоритм урока.

Что это за век?

Условные границы периода.

Значение названия эпохи.

Литературные направления и течения начала 20 века. Традиции и новаторство.

Синтез литературы, живописи и музыки.

Роль и значение поэзии серебряного века.


  1. «Серебряный век» русской литературы. Что это за век?

«Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?"

этот блоковский вопрос-ответ наводит к размышлениям о сложных противоречиях эпохи русской литературы конца 19 начала 20 века;

Итак, «Серебряный век». Что это за век?


Словами современников. \Н. Бердяев\: «Это была эпоха пробуждения философской мысли, расцвета поэзии и искание интереса к мистике. Были открыты новые источники творческой жизни;

II.Условные границы периода. Обратимся к границам периода Серебряного века.

Проблемный вопрос: Каким периодом и какими историческими событиями можно очертить границы Серебряного века?


XIX век XX век

1880 год? 1890 год? 1917год? 1921год?

___________________'_______•-----------1-----------------------------------►

Однако, границы обозначаемого периода условны и определяются исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-м годом, некоторые – 1880-м годом. Расхождения по поводу его конечной границы невелики (от 1917 до середины 1921года .).

Постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1917-го года, когда произошла Октябрьская революция, и литература должна была стать орудием борьбы и партии…..

..

Однако и после 1917 года еще живы многие поэты, музыканты и художники, создававшие культуру «серебряного века», но характерная атмосфера свободы творческой индивидуальности той эпохи закончилась


III.Значение названия эпохи.


Вопрос: Почему же этот период литературы рубежа веков называется Серебряным веком?


Вопрос: А какие ассоциации возникают у вас в связи со словом «Серебряный век»?


Луна символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен.

В этом есть сходство с атмосферой эпохи.


Раскроем значение термина «Серебряный век» согласно великорусскому словарю?

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 в. или начала 20 в.


Постепенно термин «Серебряный век» закрепился за русской поэзией модернизма.

Вывод.

"Солнце наивного реализма закатилось", — вынес свой приговор А. Блок.

Это катастрофическое время требует от поэта нового языка.

Так рождается новое литературное направление -модернизм , которое создает новые художественные миры бытия.


РАБОТА СО СХЕМОЙ.


IV.ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА.


МОДЕРНИЗМ

РЕАЛИЗМ

ТЕЧЕНИЯ



СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ


Словарная работа.

Реализм – ( от латинского «вещественный») – литературное направление, особенностями которого являются изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Модернизм – создание поэтической культуры ,содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира.


Работа групп с подготовленными текстами.

Познакомиться с основными течениями поэзии модернизма, раскрыть их поэтические особенности.

Задание: подготовиться к указанным вопросам, отражающим основную мысль текста.

Текст для I группы – символистов.

Вопросы:

Когда оформляется символизм как направление в русской литературе?

Что означает символ как главное средство тайных смыслов символизма?.


Текст для II группы.

Вопросы по акмеизму:

Кем и когда создано объединение акмеистов?

Чем акмеизм противопоставлен символизму?


Текст для III группы.

Вопросы по футуризму:

Когда появился футуризм и каковы его особенности?

В чем новаторство поэтики футуризма?


Слово учителя:

Серебряный век русской литературы поражает обилием талантов и стремительным многообразием.

Для этого времени особым явлением стали и литературные объединения, которые появились как свидетельство о всеобщем интересе к искусству и поэзии модернизма.

Особое место заняли: «Цех поэтов» акмеистов, группа «старших символистов», «Гилея» Кубофутуристов, а также «Башня», где бывала вся богема России. Здесь спорили представители разных течений, звучали стихи и музыка, обсуждались эстетические программы, а приглашенные и гости слушали.


Презентация работ. Выступление представителей групп.

  1. Сообщения «Особенности поэзии Бальмонта, Гумилева, Ахматовой Северянина, Маяковского. Выразительное чтение стихов этих поэтов. Анализ


Слово учителя :Мы убедились, что в поэзии Серебряного века есть и новаторство, и традиции, и бунтарство.

Словом, поэзия – это всплеск чувств, озарение, безумство, … и всегда потрясение. Сколько , катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, … а что ждало человечество впереди? Этого никто не знал. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален


Слово учителя:

Я думаю, нам удалось создать и поэтическую атмосферу литературных объединений ,и раскрыть особенности модернистских течений в, а также познакомиться с яркими представителями Серебряного века .

Повторим, что узнали на уроке в форме небольшого теста.

ТЕСТ

  1. Границы «серебряного века»

а) 1881 - 1916, б) 1880 -1917, в)1980 -1922

  1. Впервые название «серебряный век» было предложено:

а) Н. Коржавиным, б) С. Маковским, в) Н. Бердяевым

  1. «Серебряный век» закрепился за русской поэзией:

а) модернизма, б) реализма, в) романтизма

  1. Первое течение русского модернизма:

а) акмеизм, б) символизм, в) футуризм

  1. А. Блок, К. Бальмонт, Ф. Сологуб – представители:

а) символизма, б) акмеизма, в) футуризма

  1. Автор «Стихов о прекрасной даме»:

а) А. Белый, б) В. Брюсов, в) А. Блок

  1. Представители акмеизма:

а) В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, б) Н. Гумилёв, С. Городецкий, О. Мандельштам, в) В. Маяковский, А. Ахматова, К. Бальмонт

  1. Кому принадлежат эти строки? Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов Живёт в таинственном мерцанье Её расширенных зрачков

а) А. Блоку, б) О. Мандельштаму, в) Н. Гумилёву.

  1. V.Cледующий этап нашей работы: Серебряный век – это синтез литературы, живописи и музыки.

Никогда еще в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью.

Художники, тоже открывали новые формы и краски вечно живой изменчивой жизни. Особенно противоречиво было преображение жизни у футуристов. Обратимся к творчеству Каземира Малевича, К. Петрова – Водкина, Б. Кустодиева, Н. Рериха (демонстрация репродукций картин этих художников под музыкальное сопровождение композиторов этого периода С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева,)

Сдвинутые конструкции, поиски пространственных отношений приводят к созданию новых форм и красок, преобразующих мир.

Вывод: словом, изменились способы воспроизведения действительности и в произведениях живописи.

Убедиться в этом помогут и наши художники, отразившие особенности поэзии своих течений на макете обложки своего сборника.


Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим и философским началом. Похожее можно сказать и о музыке, где своеобразно проявляются веяния времени серебряного века. Особенно восхищает акмеизм Рахманинова, Прокофьева и др. представителей этого периода – это возвращение к реальному ощущению красоты мира очарования.

Слово учителя: Первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка, и с этим трудно не согласиться.

Словом, «Серебряный век» - это искусство во всех его видах, оно стало универсальным взглядом на мир в литературе, живописи и музыке.

Итог урока.

«Метод ассоциаций», серебряный век русской литературы.

В завершении подведем итог, ответив на вопрос:

Какие ассоциации вызывает у вас период Серебряного века в литературе?

Сделайте свой выбор из словесного ряда и аргументируйте.

Серебряный век – это металл, мгновенность, поиск, тайна, возрождение, индивидуальность…

Слайд « Созвездия поэзии Серебряного века»

Словом, стремление литературы Серебряного века выразить настроение эпохи, поиск новых путей объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии.


Заключительное слово учителя.

VI. Роль и значение поэзии серебряного века.

«Серебряный век» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Он учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии

Поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она возникла как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу. Поэзия обогатила русскую культуру и излучает свою