Доклад Игровые технологии на уроках русского языка при изучении темы Лексика в 5-ом классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...














Доклад


"Игровые технологии на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" в 5-ом классе"





























Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время в связи с переходом на ФГОС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

       В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, учитель использует игровую деятельность в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Используя развивающие игры, педагог объединяет один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Возникают противоречия:

  • между условиями, при которых интерес обучающихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключился на учебное занятие и отсутствием современной инфраструктуры, способствующей эффективному использованию игровых технологий;

  • между имеющимися у учителя возможностями использования традиционных технологий в решении познавательных задач и новыми требованиями к этим возможностям, предъявляемыми учебной задачей;

  • между необходимостью развитияу обучающихся интереса к русскому языку через использование игровых технологий и отсутствием устойчивой мотивации к его изучению.

На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую профессиональную проблему - отсутствие системы работы по использованию игровых технологий и низкий уровень мотивации обучающихся к изучению русского языка.


Основная часть

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. В своей книге он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей. Автором прежде всего взята на вооружение концепция развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Классификация дидактических игр

  • Фонетические игры.

  • Лексико-фразеологические игры.

  • Игры по морфемике и словообразованию.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И, как следствие этой работы, успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 5-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.

Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный» и др.

Игра «Найди правильное значение»

Почему в данных ниже предложениях мысль выражена неясно? Выразите ее точнее.

Образец.

На столе лежит наряд. (Документ или одежда)

На столе лежит наряд на уголь.

На столе лежит праздничный наряд.

1.  Принесите лук (растение или оружие).

2.  Кран не работает (водопроводный или строительный).


Игра «Третий лишний»

В этой игре надо догадаться, какой признак имеется в двух высказываниях и отсутствует в третьем. Например, приводятся три слова: водитель, водяной, водичка. Здесь общий признак – корень, водичка и водяной – однокоренные слова, а водитель – лишнее слово.

Эта игра может использоваться при изучении многих языковых явлений.

Шарады – это особые загадки. Они немного похожи на ребусы, только в них даются не рисунки, а синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Для составления шарады надо найти слово, части которого представляют собой другие самостоятельные слова, например: чело – век. В отличие от ребусов, в этих словах не должно быть лишних букв. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений, а затем значение целого:

Первое – лоб.

Второе – сто лет.

Целое – разумное существо.

Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке:

1.  Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.

2.  Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.

3.  Начало в церкви раздается,

Кусает больно нас второе,

А вместе это обернется

Народной русскою игрою.

Ответы: фасоль, удочка, хоровод.

Самое интересное не фронтальное загадывание готовых шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на значимые части.

Конечно, надо показать, как составляются шарады.

Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, больница, бормотать, борода, булавка, виноград, домино, иволга, колбаса, повесть, семья.

Слова из слова

Эта игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например:перегородка – город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, корка, кора, опораЕгор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор - раз» и делает паузу. Аукцион заканчивается, когда произносится последнее слово.

Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжималка, контрабас,проигрыватель. Игру можно усложнить заданием сочинить из новых слов связный текст.

Анаграммы

Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству.

Метаграммы

Метаграммы – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он – тон, галка – галька, заменяться другой: зайка – майка – галка – райка – чайка.

Примеры:

Со мною связаны навеки

Моря, пруды, озера, реки.

А если Г на Т заменишь,

Меня на голову оденешь.

(Берег-берет)

Меня обычно составляют,

Готовясь к будущим делам.

Но если Н на Щ сменяют,

То осенью я нужен вам.

(План-плащ)

Данные игры можно использовать на уроках различных типов: как на уроках сообщения новых знаний, так и на уроках закрепления, обобщения, а также на уроках, цель которых осуществление контроля знаний учащихся.

Уроки с применением игровых технологий нравятся ребятам, способствуют повышению их познавательной активности. Наибольший интерес вызывают у них задания творческого характера (придумать, составить, сделать). Такие выводы позволяют сделать результаты анкетирования, которое я проводила в 5 классе по вопросу: «Эмоциональное самочувствие на уроке». Сравнительный анализ показывает: уровень эмоционального самочувствия на уроках с использованием игр выше (6 баллов), чем на обычных уроках (3 балла).



        Элементы игровой деятельности на каждом уроке.

    Проверка домашнего задания.

Чтобы преодолеть скучную традицию (фронтальный опрос, индивидуальная работа 2-3 учеников у доски и т. д.), можно ввести элемент игры. Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. Игры должны носить контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания – это этап контроля, поэтому он должен сопровождаться оценкой. Все дети хотели бы за свою активную работу на уроке получить оценку. Критерии оценок нужно разработать до игры. Если учитель обещал поставить пятёрки всем членам команды - победительнице, то слово нужно сдержать, даже при условии, что кто-то не был активен. В дальнейшем можно предложить детям самим оценивать степень активности членов команды. При единоличном первенстве ставим пять тому, кто первым верно выполнил задание. Троек за участие в игре лучше не ставить, чтобы не убить желание играть дальше. Можно подготовить призы, грамоты, дипломы и вручить победителям.

    Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры.

Закрепление, повторение, обобщение.

Во время этих этапов урока исчезает элемент новизны, учащиеся теряют интерес. Введение   технологий обучения, поддерживающих его, очень полезно.

 

   Особое место занимают на уроках русского языка при изучении темы «Лексика и фразеология» игры со словами Учащиеся очень любят составлять анаграммы.

Например: осколок- колосок, мошкара- ромашка, пара-арап и т. д.

Ещё одно задание, вызывающее интерес у детей и требующее мыслительной  деятельности: нужно подобрать слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует  количеству букв):

У (…) ОВА                        Нужные слова: гол, тол, рог, клад.

С ( …) ОКНО

Г (…) ОЖА

У (…) Ь

    Игры со словами обогащают словарный запас. В последнее время широкое распространение получила игра, в которой из букв одного слова    надо составить как можно больше других. Но необходимо помнить, что слова должны быть существительными нарицательными и стоять в начальной форме, ни  одна буква не должна повторяться чаще, чем есть в исходном слове. Например: ГАСТРОНОМ - ГНОМ, ТРОН, АСТРОНОМ, МОНСТР, РОМ, МАТРОС, ТРОС, ТОН, НОТА, РОСТ И Т. Д.

Интересная ига была в своё время изобретена знаменитым писателем Льюисом Кэрроллом, автором книги «Алиса в  Стране Чудес» На листе бумаги или на доске записывается слово.  Ниже пишется  другое слово с таким же количеством букв. Шаг за шагом нужно попытаться превратить верхнее слово в нижнее, изменяя в каждом слове всего одну букву.

Например:  поэт

Порт

Пора

Поза

Лоза

Луза

луна         

Следующая игра позволяет подобрать как можно больше однокоренных слов (при изучении темы «Состав слова и словообразование»).

«Знакомьтесь: родственники». К предлагаемому корню подобрать производные слова и чем больше, тем лучше.

Например: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСИЩЕ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОВОД, ЛЕСОРУБ, ПЕРЕЛЕСОК, ПОДЛЕСОК И Т. Д.

         

Во всех предложенных игровых моментах ребята тут же видят результат своей деятельности понимают, над чем им предстоит ещё работать.

Часто занимательные задания позволяют         повторить и закрепить знания по трудным темам орфографии и пунктуации.

При отработке какой-либо орфограммы или пунктограммы игра пробуждает интерес, активизирует работоспособность учащихся.

Часто используется игра «Третий лишний». Нужно найти слово, не соответствующее определённому правилу, смыслу, части речи, составу слова и т. д. Можно организовать данную работу с использованием средств ИКТ. Примером может служить материал к темам «Деепричастие» и «Наречие» в 7 классе (приложение 22)

Например: ЛИМОННЫЙ, РЕШЁННЫЙ, НАПИСАННЫЙ;

ЖГУЧ, МОГУЧ, МЯЧ;

ШОРОХ, ШЁПОТ, ШЁЛК;

ПРИБИТЬ, ПРИОБРЕСТИ, ПРИСЕСТЬ.

Чтобы развить навыки работы учащихся со словарями всех видов, включаем в урок игру под названием «Справочное бюро».  Дети отыскивают в словарях правильное написание слова, его толкование, этимологию, сферу употребления, наличие синонимов, антонимов, использование во фразеологических оборотах. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием. Такая игра способствует воспитанию навыков работы со словарями:  нахождению слов в алфавитном порядке, умению читать и понимать словарную статью, обогащает словарный запас учеников, вырабатывает  внимательность, интерес к слову.

        Занимательные диктанты.

Не секрет, что дети боятся одного только слова «диктант». Для них оно часто связано с проверкой, контролем. А можно сделать занимательным и нестрашным и этот вид работы. Например, использовать диктант-шутку.  

В небольшом тексте нужно использовать трудные для запоминания слова, особенно исключения. (По улицам небольшой деревеньки шёл цыган со своими детьми. Вдруг на дорогу выбежал испуганный цыплёнок. Он от страха громко запищал. Грозный цыган сказал ему: «Цыц». И цыганята тоже зацыкали на него. Цыплёнок встал на цыпочки и быстро побежал прочь.)  

Возможно, теперь эти слова запомнятся ученикам. Такие диктанты-шутки ребята с охотой составляют сами, развивая при этом и навыки связной речи.

Разновидностью игровых диктантов являются цифровые диктанты или блицопросы, используемые для получения быстрой обратной связи (приложение 23) .

Вопросов должно быть немного. Они должны быть кратки и ясны каждому ученику.

Например, в 8-ом классе в конце урока на тему «Определённо-личные предложения» даётся задание: ответить да-1, не- 0 на следующие вопросы:

1) Определённо-личные – это двусоставные предложения?

2) Это односоставные предложения?

3) Можно ли в них восстановить подлежащее?

4) нужно ли им подлежащее?

В тетрадях детей появится запись:0110.

Можно проверить, как ребята усвоили новый материал, например, по теме «Простое и составное сказуемое, с помощью буквенного диктанта. Задание. Определить на слух сказуемое в каждом из предложений. Записать в тетради только начальные буквы слов-сказуемых.

  1. Мне хочется отдохнуть.

  2. Он решил, наконец, отправиться в путешествие.

  3. Мама шьёт на машинке, а Настя отгадывает кроссворд.

Какое слово получилось? ( Хорошо)

      Урок ошибок.

    Одним из самых трудных и неинтересных для детей видом деятельности на уроках русского языка является работа над ошибками. А если попробовать и эту работу сделать необычной, интересной. Предложим ребятам прочитать  рассказ о том, как один мальчик провёл лето, и в письме рассказал об этом своей сестре.  

«Здравствуй, Оля! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Вася меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. И ещё я здесь обижал лиса. Сейчас я спишу за грибами».

Сестра послала брату письмо обратно и попросила ответить на несколько вопросов.

«Как же ты, Ваня, будешь развеваться? Ведь ты не флаг?    Конечно, ты пошутил, когда написал, что заколешься. А почему ты поворачиваешься с бачка на бачок? Ведь очень неудобно лежать на бачке. И почему Вася будет ловить рыбу, а ты не разве не будешь? Я совсем расстроилась, когда прочитал, что ты поседел во время рыбалки. Да, зачем ты обидел лису?  Ты же всегда выступал в защиту животных.

Вот сколько у меня возникло вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма. Я буду учиться в 10 классе и хорошо знаю правила русского языка. А вот знаешь ли их ты?»

  Ваня взял письмо и решил разобраться в том, почему его не поняла сестра.  Просим ребят помочь ему. В чём же ошибки Вани?

 Следует также предложить учащимся вспомнить слова одинакового звучания, но различного написания и значения.

  На ошибках можно учиться фантазировать. Орфографические ошибки могут стать поводом для создания многих забавных историй, которые придумают сами дети. Можно даже отмечать рекордсменов по ошибкам: награждать грамотами, вручать смешные медали… Едва ли им это понравится. Надо заставить детей задуматься над истоками безграмотности,  заняться исследованием ошибок, описок, ляпсусов. Нужно показать им, что в русском языке перемена одной только буквы ведёт к изменению значения всего слова: зайка - майка – гайка… А кто не помнит поучительную историю с запятой из сказки «В стране невыученных уроков». От места запятой в предложении зависела судьба героя.  «Казнить нельзя помиловать». Пусть дети сами придумывают запутанные истории, развивая воображение и закрепляя навыки грамотного письма.

( Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм, а также способствующие изучению тем в разделе «Морфология» даны в приложении 24).

Микроисследования.

    С   учащимися, имеющими высокий уровень развития и подготовки,   можно проводить микроисследования как одну из форм реализации игровых технологий. Пусть дети исследуют какую-либо лингвистическую проблему. Такие задания формируют у них навыки работы с научно-популярной литературой, справочниками, умения анализировать языковые единицы, делать выводы, составлять сообщения (рефераты, доклады). И всё это имеет характер занимательности, нестандартности.

Наиболее типичные задания следующие:

1. Развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (часто сопоставляются  несопоставимые факты);

- Что общего между медведем и пчелой?

- Только ли порядком слов отличаются парные предложения?

Мать пришла расстроенная.

Расстроенная мать пришла.

Он понял, что ночью был бой.

Он понял, что бой был ночью.

-Шутка. Почему не было выполнено завещание короля? Вскрыв пакет с завещанием после смерти короля, прочли: «Поставить на моей могиле статую золотую пику держащую» Долго думали приближённые короля, как выполнить его завещание, но так и не придумали.

Почему завещание осталось невыполненным?

- Являются ли однокоренными слова: год, негодный, годовалый, пригодность, годиться, ежегодно, выгода, угодливый, полгода, погода?

2. Изучение вопроса во время деловой или ролевой игры (сказка, путешествие, экскурсия, театрализованная инсценировка).

3. Написание сочинения на лингвистическую тему (в серьёзной или занимательной форме). Примерные темы: а) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах); б) Пропавшие буквы (детективное  расследование об ушедших из употребления буквах); в) Топонимы в истории села, района.

г)  Из истории буквы.  д) Почему мы так говорим?

    Задания на « засыпку».

   Этот вид заданий  предусматривает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку. Степень усложнения материала зависит от уровня подготовки детей и этапа работы над ним.

Нестандартные задания имеют большую насыщенность однородными орфограммами, пунктограммами, грамматическими и лексическими явлениями. К заданиям этого типа можно отнести:

1.Редактирование предложений и текстов, насыщенных речевыми ошибками, неуместно употребляемыми словами и конструкциями.

- Как исправить нелепость следующей фразы: «Я положил Робинзона (книгу) на горячий боров печи, чтобы он просох и спрыгнул на пол».

- Как правильно записать следующие предложения?

Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.

Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях.

-Какую ошибку, искажающую смысл фразы, допустил корректор?

«Старший сын долго отлёживался раненый в австрийском госпитале, а, вернувшись, попал опять в сражение».

- Исправьте предложения, заменив некоторые слова и выражения:

Лодочник быстро работал вёслами и быстро достиг противоположного берега.

Скорый поезд с невероятной скоростью промчался мимо станции.  

- Почему неудачны эти выражения?

Возвратился назад, отдал обратно, молодой юноша, рваные лохмотья, праздная лень, характерные черты характера, сосновые и еловые боры, трудовая работа, некрасивая дурнушка.

Такие задания  мы встречаем в текстах олимпиад и ЕГЭ по русскому языку. Выполняя их, учащиеся отрабатывают навыки самоконтроля.

2.Подбор однотипных или противоположных языковых единиц к предложенной учителем (синонимы, антонимы, однокоренные слова, фразеологизмы и т. д.).  Вводится условие: «Кто больше, кто быстрее».

-Даётся ряд слов, к которым играющие должны подобрать и записать синонимы и антонимы:

Сильный – мощный – слабый; мрак – темнота – свет.  

- Подобрать эпитеты к слову ТРАВА, обозначающие цвет(1 группа), запах(2 гр.), звук(3 гр.), форму(4гр.).

- Подобрать синонимы к слову «бесконечный».

- Назвать 10 фразеологизмов со словом «рука».  

- Прочитать данный текст и написать антонимичный ему по содержанию.                                                

Жаркое лето.

Лето выдалось жаркое и без дождей. Солнце ослепительно сияло на безоблачном небе. Цветы и травы задыхались от зноя и низко склонялись к земле. Пыль от проезжей телеги клубами вздымалась по дороге. Поля сохли, а яблоки не давали налива. Ждали неурожая.

3.Упражнения с выборочным ответом. Задания типа «третий лишний» или выбор правильного варианта из нескольких предложенных.

4.        Диктанты « предметные» (терминологические). Условие:  заменить  словом  диктуемые словосочетания.

        Лингвистический диктант.                

    Раздел науки о языке, изучающий состав слова - морфемика; второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – дополнение и т. д.

Математический диктант.

1000 метров - километр, равносторонний прямоугольник- квадрат, непересекающиеся прямые – параллельные и т. д.

Литературоведческий диктант.        

Образное определение – эпитет, краткое изречение – афоризм, иносказание – аллегория, художественное преуменьшение – литота и т. д.

5.        К истории слова.

    Предметом небольшого исследования, которое мы предлагаем провести ученикам, может стать какая-то злободневная тема. Например, ребят интересует, чем школа отличается от гимназии, лицея, колледжа. Пусть дети полистают книги, словари и ответят на интересующий их вопрос.

        

Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки пользования богатством русского языка, привить любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению.


Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы ?

   Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение- «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование  «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.

    В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она – хлеб насущный .  Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал , что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом».  (О.Газман)

    Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

        Каждый учитель  знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?  Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции -ошибка исключена , в слабой – внимание! –можно допустить ошибку. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.  В своей работе я стала чаще использовать орфографически насыщенные  рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые задания .  Элементы занимательности   применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока ( опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и ,конечно же ,  игры : «кто больше», «слово рассыпалось»,  «подберите пару», «аукцион»,  «слоговое лото», «слова-невидимки» и т.д. .

       Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

      На мой взгляд, повысить грамотность учащихся  можно, используя  этимологический анализ слова.

     Этимологический анализ оказывает на школьников сильное  эмоциональное воздействие, т.е. создает условие для осмысленного запоминания слова, помогая  сосредоточить внимание учащихся  на том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, поражает школьников ясностью своего значения  и правописания (противник - против,  ухищрения - хитрый, унижаться – низко), другое удивляет необычной историей ( копейка от копье), третье – неожиданными родственными связями ( акварель – акваланг –аквариум), четвертое – своими образными свойствами ( астра в переводе с греческого означает «звезда»).

      Работу по формированию интереса школьников к русскому языку с помощью этимологического анализа слова провожу в три этапа.

  1. Возбуждение интереса к слову.

  2.  Развитие познавательных возможностей учащихся.

  3. Развитие у учащихся  познавательной самостоятельности и вовлечение их во внеклассную работу.

   Не все учащиеся  одинаково способны к исследовательской деятельности. Поэтому использую дифференцированные классные и домашние задания.

     Умения, полученные учащимися  в результате поэтапного применения этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.

     Следующей творческой работой  учащихся является школьное сочинение.

      Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

        Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

     Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. Здесь особенно важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера , что следует подчеркнуть  в анализе специально.

      В своей практике использую также  сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.

     В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки,   юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи. 

     В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма.

Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы . на литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

                                                                                                                             

                   

     Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

        - игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества;
        - игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;
        - обязателен элемент соревнования между участниками игры.

         Требования к подбору игр следующие:

        - игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
        - игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся .

 Выделяют следующие виды дидактических игр:

        1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
        2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий,

высказывания гипотез.
        3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

        Следует отметить, что дидактические игры  заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока;  контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать  уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).

К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»; чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»; игры со словами на досуге: «Пары

слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.  

  При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

 2) доступность для учащихся данного возраста;

 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Урок, заявленный как урок – игра, презентация, урок - фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы.  

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием: « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов:

- «Составь текст и озвучь его». Детям предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащегося – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

 - «Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.

Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»:

 «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»,  «Гонка за лидером», «Переводчик»,  «Кто быстрее?»,  «Найди пару»  «Объясни значение»;  «Прямое и переносное»; «Аукцион»;  «Замени фразеологизмом»;  «Подбери синонимы»;  «Географические названия»; «Имена собственные»;  «Кто

больше»;  «Закончи фразеологизм»;  «Угадай профессию»;  «Догадайся»; «Переводчики»;  «Любопытный» и др.

Часто на уроках использую лингвистические «Угадайки». Они во многом напоминают хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд». При выполнении работы обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки) и кроссворды.

Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Они пробуждают интерес, активизируют весь класс учащихся. Очень часто я использую игру «Помоги Пете Ошибкину».Начинаю с таких шуточных  слов: «Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки .Быстро Пете помогайте да ошибки исправляйте». Она не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

  1. В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

  2. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

 Игра «По щучьему велению» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования.

 Вот некоторые из игр, которые я использую на уроках : «Третий лишний»; «Я работаю волшебником»;  «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»;  «Лингвистический футбол»;«Найди пару»; «Умный

редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»;  «Подбери синонимы»; «Перепутаница» - (повторение спряжения); «Ремонт»; «Лови ошибку» - (повторение вида) «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».


Заключение. 

  Таким образом, игровые технологии занимают важное место в учебно – воспитательном  процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;  

 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Требования к подбору игр:

 1.Игры должны соответствовать определенным учебно- воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

 2.Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

 3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.   Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман)

 Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.