XII республиканские Кирилло-Мефодиевские научные чтения
Исследовательская работа
Особенности языка заключённых в рассказе
А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
ученика 7 Л класса
МБОУ «Лицей №9 имени А.С. Пушкина ЗМР РТ»
Галиева Рамиля
Научный руководитель:
учитель высш.кв.категории
Галякбарова В.Д.
Казань 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. .3
Глава I. Словари русского языка.
§1. Речь как способ создания характера литературного героя……………….4
§2. Приём стилизации…………………………………………………………...4
§3. Словарь арго……………………………………………………………….. .5
§4. Словарь диалектных слов…………………………………………………. .5
Глава II. Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
§1. Особенности речи заключённых………………………………………….. .7
§2. Особенности речи Шухова………………………………………………… .9
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………12
Приложения……………………………………………………………………...13
Введение
Русский писатель А.М. Горький считал, что «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Действительно, речь, язык, слово литературного персонажа является одним из основных способов создания характера в литературных произведениях.
Цель настоящего исследования – рассмотреть речь заключённых в рассказе А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” как средство выражения характера героев и их внутреннего мира с помощью обращения к словараям.
Данной целью определяются и основные задачи исследования:
изучить теорию вопроса “Приём стилизации”;
познакомиться с диалектологическим словарём и словарём арго;
найти в речи заключённых слова арго, а вречи Ивана Денисовича диалектизмы;
на основе прочитанного сделать выводы и выдвинуть гипотезу.
Автором данной работы была выдвинута гипотеза: речь героев рассказа выполняет одну из самых главных функций создания характера, который в свою очередь раскрывает определенный тип поведения, присущий определенному историческому времени.
Глава I
§1. Речь как способ создания характера литературного героя
Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок. Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир. Без речи создать определенный характер довольно тяжело[1] (См. Приложение 1).
§2. Приём стилизации.
Стилизация – яркое средство художественного изображения в литературе. Она помогает писателю создать живое представление о некоторых явлениях, изобразить людей в конкретно исторической обстановке, выразив особенности образа мыслей и психологии героев через особенности стиля речи.
Наиболее точное и исчерпывающее определение термина «стилизация» дается в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, где стилизация определяется как «подражание манере повествования, стилю речи и т.п., типичным для какого-либо жанра, социальной среды, эпохи и т.п., обычно стремящееся к тому, чтобы произвести впечатление подлинности». Это определение позволяет трактовать стилизацию в том числе и как стилистический прием создания речевой характеристики, типизации персонажей или создания сатирических эффектов.
Советский исследователь М. М. Бахтин писал, что «...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения». Содержательность Стилизации (в литературе и искусстве) зависит от функции, в которой чужой стиль используется в произведении [4]. Стилизация (в литературе и искусстве) может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии какой-либо эпохи прошлого (исторический роман), воспроизведения «местного колорита» или выражения народного сознания (фольклорная Стилизация (в литературе и искусстве) у романтиков, в сказках (стилизация Пушкина) и т.д.
В пользу того, что диалектная речь – это средство стилизации говорит тот факт, что чаще всего диалекты вводятся в ткань литературных произведений не полностью, а лишь в очень немногих элементах, являющихся как бы условными намеками на данные диалекты. Благодаря этим элементам читатель получает представление о географической, социальной или этнической принадлежности персонажа. И задачей исследователя является показать, какие из реально существующих особенностей речи отбираются писателями и используются в качестве «знаков», «маркеров» того или иного диалекта.
§3. Словарь арго
Арго́ — язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.
Существуют следующие словари арго. Это « [link] // www.nado5.ru Wiki-учебник › Литература › 7 класс.
Михаэль Дан «Язык раввинов и воров Хoхумлойшен» // Заметки по еврейской истории. — № 23. — 26 декабря 2002 г.
Яковиц Т. Н. «Социолектизмы в толковых словарях русского языка» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 4 (2). — С. 808.
Троицкий В. Ю., Стилизация, в сб.: Слово и образ, М., 1964.
Литература. – М.: АСТ; Слово, 2002 (Справочник абитуриента)./ Красовский В.Е., Леденёв А.В. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
«Один день Ивана Денисовича». Роман-Газета. № 1, 1963 г. Солженицын А. И.
Лексикология. М. 1974 г. Шанский Н. М.
13