Анималистический код в лирике С. Есенина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»



КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ






Анималистический код в лирике С. Есенина



КУРСОВАЯ РАБОТА

по русской литературе ХХ века



Выполнила студентка IV курса

1 группы очного отделения

гуманитарного факультета

Сябрюк Татьяна Алексеевна


Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского

языка, современной и зарубежной литературы

Слинько М.А.





Воронеж 2014


Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Анималистика: к теории и истории вопроса.....…………………...….9

1.1. Анималистика в русском искусстве XVIIIXXI веков…......................9

1.2.Анималистический код в русской литературе………..………….…..…13

Глава 2. Анималистическая символика в творчестве Сергея Есенина………18

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32

Введение

В 1914 году в журнале «Мирок» за подписью «Аристон» было впервые напечатано стихотворение Есенина «Берёза». Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы [15].

Поэзия Есенина, «земная», близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем «вселенская», общечеловеческая, «озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире» [16].

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами отобразилась в стихах, полных любви к русской земле [16]:

О Русь – малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску [5].

Творчество С. А. Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так «звонко» передать [33]. В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях – отчаяние, тлен, безысходная грусть. С. Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины [24].

Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий» [19].

Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным «мужицким раем». Как считает исследователь русской литературы В. Лазарев, такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени [10]:

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней [5].

В своей работе мы хотели бы обратиться к одному из аспектов «природного» мира – анималистическому, так как образы живых существ, помимо человека, в лирике поэта весьма многочисленны и многообразны.

[link] . – [Дата обращения: 14.01.2015].