Е.Ш.Левочская, учитель Правдинской средней школы №1
Приложение к уроку по рассказу И.А.Бунина «Кавказ»
О некоторых технологических моментах анализа эпического произведения
небольшого формата
Остановимся на задаче определения проблемы текста и способах ее реализации в произведении. Проследим за развитием, нарастанием конфликта (конфликтным крещендо)
Первый этап работы. Делим рассказ на части, сообразуя их с сюжетом. В рассказе «Кавказ» - 9 маленьких частей.
Второй этап работы. Определяем конфликт каждой части. Конфликт –«разница потенциалов», движущая сила текста, ее нерв. Приведем примеры
Первая часть. Конфликт между притяжением людей друг к другу и страхом, захлебывающейся суетой страха («Я только на минутку»)
Вторая часть: осторожность робкой женщины и готовность ее мужа идти до конца, защищая свою честь («Я должна быть страшно осторожна»; «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая честь офицера»)
Третья часть: стремление убежать (план побега) и отсутствие веры в успех, веры в действие.
Четвертая часть построена на антитезе личностей, характеров. Действия героя рассказа, его пластика противопоставлены поведению и внешности мужа героини. «По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто,.. на замок запер дверь». «Я... был поражен его высокой фигурой.., он, широко шагая, держал ее под руку». Здесь скрытый конфликт между человеком, прячущимся от жизни и мужеством идущего навстречу судьбе.
Пятая часть. Внутренний психологический конфликт. Она все время говорит о муже, внутренне понимая, что он способен на поступок с трагической развязкой. Она его не любит, но чувствует силу личности и пасует перед ней.
Шестая часть. Внутренний конфликт идет по нарастающей, но передается через описание природы. Запоминается «нестерпимое сухое солнце»
Седьмая часть – самая маленькая в рассказе. «Она послала по открытке из еленджика и Гагр». Конфликтная нить натягивается.
Восьмая часть. Это ключевая, самая важная и значимая часть. Здесь аккумулируется вся энергия рассказа. Все «конфликтные атомы» собраны в антитезу Потерянного Рая. Несколько дней жизни героев описаны на фоне такой дивной, щедрой, роскошной, Библейской природы! Но мира в душе нет, хотя в этой части есть обжигающий прорыв в общечеловеческое. Беглецы из окон своего временного пристанища смотрят на мокрых, продрогших зверьков, которые по-детски просятся в дом, в тепло. Слезы героини в этот момент – это и покаяние, и очищение, и тихая радость.Это единственное «святое» место в рассказе.
Девятая часть – разрешение. Удар кинжалом. «И здесь кончается искусство и дышит почва и судьба»
Таким образом, следуя этой технологии, суммируя все варианты конфликтов в частях, мы выходим на осознание главной проблемы произведения: проблемы сохранения сокровенного, божьего дара – любви. Это возможно только в том случае, если человек понимает: любовь всегда требует самоотверженности, мужества и жертвы.