10 класс
ВВЕДЕНИЕ Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовнонравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социальноисторическая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов).
01.09
2
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественнополитическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман.
06.09
3
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 - 1883)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Ощущение неустойчивости времени и обозначение главных его проблем: крепостное право, новый тип героя (дворянин и разночинец-демократ). Социальное, нравственное и общечеловеческое в творчестве писателя.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социальнобытовые и общечеловеческие стороны в романе).
07.09
4
"Записки охотника", повести и романы писателя. Эволюция жанра ("Рудин" – "Дворянское гнездо" – "Накануне" – "Отцы и дети" – "Дым", "Новь"). "Проверка любовью" как испытание положительного героя Тургенева.
08.09
5
Особенности реалистического творчества. Идеологический, социально-психологический роман Тургенева.
13.09
6
Монографичность и психологическая "тайнопись" его произведений, особенности пейзажного мышления.
14.09
7
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа
15.09
8
Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева.
20.09
9
Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
21.09
10
Контрольное сочинение
22.09
11
Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
(1828 — 1889) Очерк жизни и творчества писателя.
Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социальнобытовые и общечеловеческие стороны в романе).
27.09
12
Значение романа в истории литературы и революционного движения
28.09
13
Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа.
29.09
14
Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек»
04.10
15
Контрольная работа № 1. Творчество И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского
05.10
16
Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812 — 1891)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова
06.10
17
Романы И.А.Гончарова, отражение в них взглядов и симпатий писателя. Характеры и судьбы героев.
11.10
18
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
12.10
19
Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти
12.10
20
«Обломовщина» как общественное явление.
18.10
21
Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе
19.10
22
Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева)
20.10.
23
Для внеклассного чтения И.А.Гончаров «Обыкновенная история
25.10
24
Контрольная тестовая работа № 2. Творчество И.А.Гончарова
26.10
25
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823 - 1886)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. . Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.
27.10
26
«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. Система персонажей. "Денежные идолы". Кнуров – новый тип крупного купца-предпринимателя. Подчеркнутая несокрушимость общественного положения, четкое осознание своего значения, абсолютная уверенность в праве повелевать обыкновенными "людишками". Вожеватов как образец быстрого становления дельца новой формации. Жажда обогащения, умение приспособиться к любым обстоятельствам, четкое понимание превосходства богатства над бедностью, способность на предательство. Паратов – "блестящий барин" в новый для России период товарно-денежных отношений. Широта натуры, четкое осознание власти золотого тельца. Незаурядность ума и стремление сохранить имидж "крепкого хозяина". Авантюрность характера и умение подчинить себя законам делового мира.
08.11
27
Жертвы современного "передела мира": Карандышев, Робинзон и др. Варианты их характеров и судеб, особенности отношения к жизни. Драматизм положения тех, кто вынужден утратить достоинство, сострадание, честь. Лариса Огудалова как главный драматический персонаж произведения. Судьба "бесприданницы" и внутренний талант героини. Ее "горячее сердце" в столкновении с безжалостным миром дельцов. Её нежелание стать "забавой" для богатых и трагизм несостоявшегося чувства.
09.11
Монолог на выбор наизусть
28
Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы. Ум, красота, гордость, внутренний талант, чувство собственного достоинства как черты, помешавшие героине стать частью современного ей общества. Глубина внутреннего мира Ларисы. Красота и расчет в ее жизни. Природная гармония и система ценностей купеческого Бряхимова. Мечты о счастье и расчетливое счастье ее окружения. Гибель как последняя возможность освобождения: "Я любви искала и не нашла..."
10.11
29
"Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, "Бесприданница" как "предчеховская" пьеса Островского.
15.11
30
Контрольное сочинение
16.11
31
Внеклассного чтение А.Н.Островский. «Свои люди – сочтемся»
17.11
32
Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803 — 1873) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэтромантик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...»
22.11
наизусть
33
Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретнореалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Стихотворения «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...»
23.11
Наизусть
34
Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм)
24.11
35
Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Как хорошо ты, оморе ночное...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
29.11
36
Развитие речи
30.11
37
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 — 1877)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...»
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия)
01.12
Наизусть стихотворение
38
. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», , «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...»
06.12
39
Героическое и жертвенное в образе разночинца народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...»
07.12
Наизусть
стихотворение
40
Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие
08.12
41
Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
13.12
42
Контрольная тестовая работа № 3. Творчество Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, Ф.И.Тютчева.
14.12
43
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 — 1892)
Жизнь и творчество. (Обзор)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения
15.12
44
Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...»,
20.12
1-2 стихотворения наизусть
45
Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..»,
21.12
46
Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
22.12
47
Литература родного края
27.12
48
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817 - 1875)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии
Теория литературы. Композиция лирического произведени
28.12.
Одно стихотворение наизусть
49
Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,
29.12