Урок литературы в 9 классе
преподавателя высшей категории Маслаковой Е.В.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Тема урока: ««Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество»».
Класс – 9. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.
Учебник — Литература: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение
Тип урока-интегрированный урок (урок комплексного применения знаний, урок-проект )
Форма урока – урок обобщения и систематизации изученного, аналитическая беседа.
Цели урока:
обучающие: познакомить со сложной судьбой повести «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить учащихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
развивающие: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи;
учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;
воспитывающие: воспитывать интерес к русской литературе xx века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
УУД:
Предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано. - умение анализировать, делать обобщающие выводы. Личностные:
- развивать творческие способности учащихся - формировать нравственно-этическое оценивание, Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату, - адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассниц.
Коммуникативные:
- строить отношения с одноклассницами в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе. - овладевать монологической и диалогической формами речи.
Задачи урока:
- определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”;
-обучать учащихся работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;
-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование урока: текст художественного произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», учебник, презентации.
Тип урока: интегрированный урок (урок комплексного применения знаний)
Вид: урок усвоения нового материала.
Методы: проблемно-развивающий, поисково - исследовательский.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии:
интернет-технология;
технологии критического мышления;
технологии встречных усилий;
технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность.
Ход урока
Я писатель, я мыслю… И протестую.
М.Булгаков.
I. Актуализация знаний
1. О чём это Булгаков?
2. Как он может выразить свой протест? (Прибегая к сатире).
3. Что такое сатира? Фантастика?
4. Какую задачу выполняет сатира? (Констатирует факт).
5. … сатирическая фантастика? (Предупреждает общество о грядущей опасности).
6.Какие знаете средства сатиры?
— В чём отличие сатиры от сатирической фантастики? Сатира констатирует; сатирическая фантастика предупреждает.
— О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?
На этот вопрос прошу вас ответить в конце урока.
От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков?
Предполагаемый ответ: мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.
«Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Б.Каменев).
— Можно ли назвать повесть М.А. Булгакова « Собачье сердце» «острым памфлетом на современность»? Почему?
(Памфлет - злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного политического характера).
II Определение темы урока. Беседа
— Дальше нам следует разобраться в том, о чём же и в какой форме предупреждает нас писатель в своём произведении.
— Каким образом донёс до нас свои взгляды Булгаков? (Аллегория.)
— На многие мысли наталкивает уже первый эпизод повести.
— Как изображена Москва?
III.Работа над художественными деталями.
«Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню».
«Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»
Учитель:
— Москва предстаёт грязной, неуютной. В этом городе царят злоба, жестокость, ненависть, хаос.
— Чьими глазами мы видим Москву?
Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии.
IV.Индивидуальное сообщение о времени, изображенном в повести. Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была средоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.
V.Беседа
— Пес Шарик. Какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?
Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.
—На какие две категории делит Шарик тех, кого встретил? (пролетариев и господ)
— Каково отношение Шарика к первой категории людей? ( ненависть, отвращение)
— Ко второй? ( уважение, уверенность, что не обидит). Почему?
Автор четко делит людей на пролетариат и интеллигенцию, показывая пороки одних и достоинства других.
— Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом проф. Преображенского)
— Как Булгаков относится к профессору?
Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта.
—Почему Преображенский неоднократно произносит фразу: «Пропал дом!»
(Мир Преображенского находится под угрозой).
Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.“Потоп” грозит уничтожить “Вселенную” профессора.
— Какая проблема связана с образом профессора?
Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.
VI.Реализация домашнего задания.
— О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия - преображает).
— Случайна ли фамилия Преображенский?
Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.
—Какие еще Библейские символы использует автор?
— Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).
—Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?
(Шарик должен быть толстым, упитанным)?
Шарик может иронизировать.
Приведите примеры
«Возможно ли омоложение? (лозунг)
- Натурально, возможно… Запах омолодил меня…»
«Пес сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада»
После обеда: «Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать – первоклассный деляга». Или «ошейник всё равно, что портфель».
—О ком это?
«Ласковый, хотя и хитрый...»
—Согласны ли вы с этим определением? (Физически знает, как с кем себя вести)
—Изменился ли Шарик за неделю?
Профессор-барин – ему почтение; Дарья Петровна-символ тепла и уюта, сытости; друг Борменталь – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.
- Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;
- нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;
- изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».
—С какой целью его подобрал профессор Преображенский? Совершить научный эксперимент.
—С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален - лицемерен, способен приспособляться, мстителен).
вспомним значение слова эксперимент. (Эксперимент – 1. Научный опыт.
2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)
—В чем суть эксперимента профессора Преображенского?
—Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?
—Каким предстает Шарик в сцене операции?
VII. Работа с текстом. Обратимся к сцене операции (гл. IV).
— Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?
Тема ответственности ученого за свое открытие.
— Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции?
Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл. Дома учащиеся выписывают оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в момент операции
В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.
При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир”. При помощи сравнения, сопоставляя Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром, М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции.
—Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту?
Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки.
Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.
—И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?
Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем.
— Зачем использует фантастическую ситуацию? Помогает понять абсурдность идеи.
—Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?
Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?
Просмотр видеофрагмента
—Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?
—Каковы жизненные принципы “нового” человека?
—Дайте характеристику Шарикова.
Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.
Напишите , какие качества Шарика исчезли после операции?
—Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина? Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.
Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.
Какие этапы становления проходит Шариков? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?
(Новоявленное существо обругало своего создателя по матери; к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами; первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»; курение; балалайка в любое время суток; неприятность и безвкусица; выбор имени; профессор – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)
Напишите , какие качества появились в Шарикове после операции?
Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.
Добродушный Несчастный
Преданный
Милый
Доверчивый
Хитрый
Безграмотный
Невоспитанный
Наглый
Грубый
Самонадеянный
Жестокий
Продажный
Подлый
—Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина?
Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.
Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.
Просмотр видеофрагмента
—Выразительное чтение диалога VI гл. (1 ученик).
—Кто же виноват в последствиях операции?
—Что же унаследовал Шариков от собаки и что - от Клима Чугункина.
Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:
- Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!
Автор проводит аналогию:
Пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве
Шарик – Шариков – разруха в доме.
Действительно, именно через антитезу автору удается ярко противопоставить пороки пролетариев и воспитанность интеллигентов, дворянскую культуру и культуру пролетариата, а вернее, отсутствие таковой.
Ученики. Вывод. Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.
—Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?
VIII .Работа в парах. Составьте сравнительную характеристику героев, используя высказывания, что у вас приведены в рабочих листах.
Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:
- Взгляды на жизнь.
- Интересы и развлечения.
- Отношение к животным.
- Отношение к людям.
1.«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»
2. - Почему же вы – труженик? -Да уж известно – не нэпман. «Взять всё, да и поделить»
3. « В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего.»
4. «Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»
5. «Вчера котов душили, душили»
6. «Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»
7. «И произносит контрреволюционные речи»(Из доноса Шарикова на профессора)
8. «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»
У учащихся должна получиться следующая таблица:
«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»
- Почему же вы – труженик?
-Да уж известно – не нэпман.
«Взять всё, да и поделить»
Интересы и развлечения
«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»
« В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего»
Отношение к животным
«Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»
«Вчера котов душили, душили»
Отношение к людям
«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»
Донос
«И произносит контрреволюционные речи»
—Почему Шариков предпочитает цирк театру? – как влияет выбор книги на мировоззрение Шарикова?
—Какие социально-политические причины не позволили Шарику развиться в высокоорганизованную личность?
Шариков страшен тем, что совершенно беспринципен. Его безнравственность, паразитизм настолько устраивает его, что он не стремится ни к какому духовному развитию. «Взять и разделить» проще, чем работать над собой, проще, чем что-то созидать.
—Почему Шарик не стал человеком?
Вывод в тетради: Для того чтобы быть Человеком мало иметь человеческую внешность. Необходимо обладать рядом морально-этических качеств.
— Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков? Пишет донос.
— Он сам до этого додумался? Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер? Поддержал его социальный статус и вооружил “идейной фразой”. Швондер — идеолог Шарикова, его духовный пастырь. Диалектика социальных отношений — большая путаница.
—Охарактеризуйте Швондера. Расскажите о нем.
—Почему же профессор говорит, что "Швондер и есть самый главный дурак"?
— Понимает ли он, с кем имеет дело?
— Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?
— Какую роль сыграл Швондер в воспитании Шарикова?
— Какой же “идейной фразой” вооружает Швондер Шарикова? Что она делает с ним?
Главное для Шарикова не созидание, а стремление “всё взять да поделить”, психология паразита. Начавший с отлова котов, уже развернувший наступление на профессора, он, когда понадобится, и от многих других ничего не оставит. Почему? Не верит ни в какие святыни. Не имеющий понятия об идеалах, Шариков именно на святынях и идеалах кормится, паразитируя на них и спекулируя ими.
Донос как социальное явление — вещь не новая.
— Чем он характеризуется в эпоху революционных изменений в обществе?
— Чье влияние на формирование Шарикова сильнее?
Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.
Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.
— Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?
Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.
—Согласен ли с ним автор? Какова его точка зрения?
(Нельзя вообще проводить никаких революционных опытов. Профессор и его ассистент пытаются хирургическим путём, минуя все этапы революции, превратить низшее существо в венец творения – в человека («Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу»)
Замысел сам по себе грандиозен. Но человек – не бог, он ищет по наитию, а «благими намерениями выстлана дорога в ад»
— Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?
Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.
— Почему интеллигенция стала главным действующим лицом в повести?
— Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?
— Как вы считаете, есть ли вина Преображенского ( не как хирурга!) в сознании Шарикова?
— Ради чего написана повесть?
(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?)
— В чем смысл финала повести?
Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».
Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель.
— Как профессор оценивает свою ответственность за случившееся?
"Если бы кто-нибудь <...> разложил меня здесь и выпорол, - я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять!" Надо отметить, что "штраф" значительно меньше стоимости операции по омоложению! Меру своей ответственности Филипп Филиппович определил в 5 червонцев.
Эпилог рисует нам ситуацию через 10 дней после повторной операции, превратившей Шарикова снова в собаку. Швондер опять потерпел поражение, а профессор получил возможность спокойно работать. Но почему-то не покидает уверенность в том, что Швондер не оставит своих попыток уничтожить профессора, а Филипп Филиппович искать что-то в мозгах. Только Шарик опять думает, как ему повезло.
— Оптимистичен ли эпилог повести?
— Что понял пр. Преображенский в конце?
(«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей )
Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.
IХ. Рефлексия. Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (хамства, невежественности, стремления к власти любым путём…)
— Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя?
(Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент).
Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.
— В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной.
Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.
— Нужно ли было уничтожить Шарикова?
— А если бы был не Клим Чугункин, а гений?
Но и гениев, Спиноз, таким способом создавать тоже не нужно ,когда «любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорьях мадам Ломоносова этого своего знаменитого», – считает Филипп Филиппович.
Человечество само заботится об этом эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар.
— Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?
Вернемся к вопросу начала урока:
— О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?
Повесть Булгакова предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным, хирургическим путём. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания “нового человека” и своим произведением вступает в явный спор с краеугольными постулатами новой идеологии: возможно форсированно изменить условия жизни и в итоге — самого человека.
Х.Подведение итогов. Выводы.
— К каким выводам приводит нас автор повести?
Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.
— Какие ассоциации вызывает история собаки?-после революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно "станут всем". Революция - это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.
— Почему повесть «Собачье сердце» интересна современному читателю?
Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.
ХI. Домашнее задание на выбор учащихся
1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
2.Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?
3.Смешон или страшен Шариков?
4.Почему столько лет повесть пролежала в «ящике»?
5.Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?
6.Кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?»
11